Вариант супервизии выбирается в зависимости от объекта супервизии. Объектом супервизии, соответственно, может явиться:
· один социальный работник;
· группа социальных работников;
· коллектив социальных работников.
Выбор того или иного варианта определяются преимущественно запросом супервизируемого и возможностями супервизора.
Индивидуальная (личная) супервизия. Супервизия по контракту, заключенному с одним супервизируемым. Материалом для данного варианта супервизии может выступать доклад супервизируемого об одном удачном или неудачном случае индивидуальной работы с пациентом, аудио- или видеозапись сессии (индивидуальной, групповой).
Индивидуальная супервизия – индивидуальная встреча с супервизором, которая может проходить в трех форматах:
1. Супервизия работы с реальной группой, на которую приглашается супервизор как участник. После окончания занятия с группой происходит разбор проделанной работы:
· обратная связь супервизора о согласованности теории и практики в программе тренинга;
· анализ тренерского стиля и его соответствие группе и теме;
· анализ эффективности работы с различными типами клиентов;
· анализ, возникающих в работе трудностей;
· обратная связь супервизора о сильных сторонах специалиста и точках роста.
2. Супервизия работы как разбор конкретного случая, представленного супервизируемым специалистом устно или с использованием аудио- видео материалов:
· анализ структуры индивидуальной или групповой работы специалиста;
· анализ эффективности использованных приемов и методов работы;
· помощь в построении пошаговой программы дальнейшей работы;
· анализ, возникающих в работе трудностей.
3. Супервизия как консультация:
· анализ, возникающих в работе трудностей;
· помощь в разработке или адаптации программы тренинга или индивидуальной работы с супервизируемым;
· обратная связь супервизора по разработанной программе тренинга или программы индивидуального сопровождения супервизируемого;
· помощь в подготовке презентации тренинга;
Для кого предназначена индивидуальная супервизия?
Индивидуальная супервизия предназначена для специалистов, которые хотят получить обратную связь о своей работе, разобрать типичные ошибки и найти ответы на свои вопросы, увидеть свои точки роста. Это могут быть:
· менеджеры по персоналу;
· тренинг-менеджеры;
· менеджеры по обучению;
· бизнес-тренеры;
· тренеры личностного роста;
· социальные работники;
· психологи;
· студенты соответствующих ВУЗов.
Индивидуальная супервизия является наиболее эффективной супервизией высокого уровня, требующей от супервизора большего количества времени, а от супервизируемого более тщательной подготовки представляемого материала. Работа супервизора состоит в анализе представленного материала (предварительно или по ходу наблюдения) и обсуждения его в заранее оговоренное время с супервизируемым. Разбору подлежит следующие переменные.
При супервизии индивидуальной психотерапии:
· причины возникшей ситуации;
· концепция стратегии вмешательства в представленную ситуацию;
· концептуальное соответствие ситуации и стратегии вмешательства;
· стиль интервью и достаточность информации для формулирования диагноза и запроса супервизируемого, выбора стратегии и тактики вмешательства;
· обоснование выбора «мишени» для текущей работы;
· качество контакта с супервизируемым;
· соответствие контакта стилю работы супервизора и супервизируемого;
· выбор тактики и модели работы супервизора;
· качество выполнения выбранных приемов;
· эффективность работы;
· трудности и ошибки в проведении супервизии (в установлении контакта, в стиле интервью, выполнении принципа информированного согласия, в целенаправленности, последовательности и мастерстве выполнения каждой из продемонстрированных техник).
Для чего необходимо идти на супервизию?
Супервизия будет актуальна в ситуации когда:
· необходимо получить обратную связь об эффективности своей работы или созданной программы от более опытных коллег;
· необходимо «обкатать» новую программу тренинга, его демо-версию или презентацию программы;
· важно найти пути решения трудных профессиональных задач;
· существует потребность в профессиональном развитии и понимании направления дальнейшего роста;
· требуется общение с коллегами, обсуждение профессиональных вопросов;
· важно осознать, собственные точки роста (что я делаю не так, чему мне необходимо еще научиться, где и какие мои личные трудности мешают эффективному решению задач);
· важно провести инвентаризацию имеющихся методов и приемов работы;
· существует ощущение необходимости общения в профессиональной среде.