Тема 9.1. В объем автоматизации гидроагрегата входят:
- пуск ГА,
- включение ГА в сеть,
- останов ГА,
- перевод в генераторный режим,
- перевод в режим синхронного компенсатора,
- регулирование режима работы ГА,
- управление работой всех вспомогательных систем, обеспечивающих работу гидроагрегата,
- контроль за работой наиболее важных узлов и рабочими параметрами ГА,
- защита и сигнализация ГА при различных неисправностях.
Тема 9.2. Пуск гидроагрегата:
- гидроагрегат растормаживается;
- направляющий аппарат гидротурбины открывается до пускового открытия. При этом обеспечивается трогание гидроагрегата и повышение частоты вращения до номинального значения; датчиком частоты вращения является тахогенератор;
- затем вступает в действие регулятор гидротурбины (ЭГР), осуществляющий регулирование частоты вращения гидроагрегата с заданной ему уставкой; ЭГР действует на направляющий аппарат гидротурбины;
- подгоняется частота вращения гидроагрегата к частоте энергосистемы и выбор момента включения гидроагрегата в сеть осуществляются автоматическим синхронизатором.
|
|
В аварийных ситуациях в целях ускорения включения в сеть резервных гидроагрегатов на небольших гидроагрегатах пользуются методом самосинхронизации.
Тема 9.3. Нормальный останов гидроагрегата.
Подаётся импульс, после которого происходит:
- автоматическая разгрузка гидроагрегата по активной и реактивной мощности,
- отключение гидроагрегата от сети,
- закрытие направляющего аппарата гидротурбины,
- включается принудительное торможение гидроагрегата, осуществляемое с помощью механических колодочных тормозов.
После закрытия направляющего аппарата гидроагрегат некоторое время вращается по инерции. Далее частота вращения замедляется, при этом свободный выбег может длиться десятки минут. Длительность выбега зависит от махового момента гидроагрегата, сил трения в подпятнике и подшипниках, вентиляционных потерь, условий подтопления рабочего колеса, протечек воды через направляющий аппарат.
Во время вращения гидроагрегата с пониженной частотой ухудшаются условия смазки подпятника, что может привести к его повреждению, поэтому для сокращения времени свободного вращения предусматривается принудительное торможение гидроагрегата, осуществляемое с помощью механических колодочных тормозов. Для сохранения колодок тормозов от теплового и механического разрушения торможение гидроагрегата рекомендуется начинать после понижения частоты вращения до 20-30% номинального значения.