Пищеварительная система

Так как птицы беззубы, пища поступает через длинный пищевод в зоб, где подвергается предварительному химическому воздействию. Из зоба она поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого - пупка. Мускулистый желудок заменяет птицам зубы: пропитанная пищеварительным соком пища размельчается благодаря сокращениям мускульных стенок. Этому процессу помогают проглоченные птицей камешки, выполняющие роль жерновов. От желудка отходит 12-перстная кишка, обвивающаяся вокруг поджелудочной железы. Печень у птиц большая, пищеварение идет быстро. Далее идет тонкий кишечник, который переходит в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. У многих птиц есть слепая кишка, увеличивающая всасывающую поверхность системы.

Дыхательная система.

Обмен веществ у птиц очень интенсивен, температура тела доходит до 42°С. Чтобы обеспечить интенсивный обмен веществ, нужно много кислорода. Поэтому у птиц имеются не только легкие, которые вентилируются тем интенсивнее, чем чаще взмахи крыльев, но и воздушные мешки, во много раз превышающие легкие по объему. Их несколько пар: носоглоточные, шейные, переднегрудные, заднегрудные и брюшные, плюс непарный межключичный мешок. Когда птица поднимает крылья, мешки расширяются и заполняются воздухом из легких. При опускании крыльев мешки сжимаются, и воздух, выходя из них, продувает легкие на выходе второй раз. Это двойное дыхание избавляет птиц от одышки: чем быстрее они летят, тем сильнее дышат.

6. Кровеносная система. В сердце птиц два предсердия и два желудочка. Желудочек птицы разделен сплошной перегородкой, что обеспечивает поступление из левого желудочка в артериальный ствол только чистой артериальной крови, которая разносится артериями по всему телу птицы.

7. Органы выделения - почки - имеют плоскую форму и темно-красный цвет и находятся по бокам позвоночника, непосредственно прилегая к костям таза и занимая в них особые углубления. От почек идут два мочеточника, которые впадают в клоаку, не образуя мочевого пузыря. Большая часть воды из мочи всасывается стенками клоаки, поэтому моча густая, кашицеобразная. Основной продукт азотного обмена - мочевая кислота. Соли выводятся носовыми железами, особенно сильно развитыми у птиц, связанных с морем.

8. Органы размножения. У самца вблизи почек располагаются парные бобовидные семенники, впадающие в клоаку. У самок развивается только левый яичник, что позволяет снизить массу тела птицы. Оплодотворенные яйца опускаются по яйцеводу, по пути покрываясь слоем белка, скорлуповыми оболочками и известковой скорлупой (демонстрация модели «Строение яйца птицы»). Яйцеживорождение у птиц отсутствует из-за экономии массы тела. Как только яйцо сформируется, птица его немедленно откладывает, не обременяя себя лишним грузом. Ни одна птица не откладывает за один раз несколько яиц.

Из яиц, отложенных птенцовыми (или гнездовыми) птицами (например, голубями), выклевывается голый, совершенно беспомощный птенец. У выводковых птиц (кур, уток) птенец хорошо опушен и с первого часа после выклева способен бегать и клевать пищу.

9. Нервная система птиц хорошо развита. Особенно хорошо развит мозжечок, координирующий движения в полете. Полушария переднего мозга больше, чем у рептилий, сильно развиты зрительные доли мозга. Глаза птиц способы к аккомодации (наводке на резкость) двумя способами: изменением формы хрусталика и изменением расстояния между ним и сетчаткой. Птицы хорошо различают цвета. Вообще зрение у птиц развито лучше, чем слух.

Довольно большой мозг птиц свидетельствует об их высоком развитии. Птицы способны к сложным формам деятельности. У них часты случаи брачных турниров (токование), они легко обучаются новому. Сезонные перелеты, устройство сложных гнезд - все это свидетельства хорошо развитой высшей нервной деятельности. В поведении птиц важную роль играет импринтинг (запечатление): вышедший из яйца птенец начинает считать матерью любого, кто его вскармливает, поэтому он следует за ним.

Типы развития птиц

Выводковый

Птенцы зрячие, опушенные, через некоторое время следуют за взрослыми, питаются самостоятельно.

Гнездовой

Птенцы слепые, голые, долго остаются в гнезде, выкармливаются родителями.

IV. Этап проверки первичного усвоения знаний.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника авт. В.В. Латюшин Биология «Общая характеристика класса птиц» на стр. 134-138..

V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Изучить § 27, ответить на вопросы к параграфу.

VI. Этап подведения итогов занятия.

VII. Рефлексия.

Учитель: «Продолжите предложения. Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:

- сегодня на уроке мне удалось (не удалось)...»

Список литературы:

 

1. А. И. Никишов, И. X. Шарова. Биология. Животные. 7—8 классы». - М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

2. А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

3. Энциклопедия для детей. – М: Аванта плюс, 2001 с. 219.

4. С. А. Молис. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

5. О. П. Семененко, И. П. Упатова, А. И. Чурилова. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10-х классах. – Х.:Скорпион, 2000. – 152 с.

6. Н. И. Галушкова. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 281 с.

7. А.С.Мальчевский «Орнитологические экскурсии. Серия: Жизнь наших птиц и зверей» Выпуск 4. Изд- во Ленинградского Ун-та, 1981.

8. А.С. Боголюбов «Поможем птицам!», М.: «Экосистема», 2002 г.

9. В.В. Строков «Пернатые друзья лесов», М.: «Просвещение», 1975г.

10. К.Н. Благосклонов «Охрана и привлечение птиц», М.: «Просвещение»,1972 г.

11. М.А. Воинственский, В.М. Ермоленко «В объективе – живая природа», К.: «Наукова думка»,1970 г.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: