Банк педагогических идей

В этом разделе собраны примеры конкретных воспитательных практик, представляющих различные виды, формы и содержание деятельности педагогов и школьников. Часть из них окажется хорошо знакомой школьным педагогам, какие-то из них покажутся новыми. Но главное – не это, а то, что данные примеры могут натолкнуть педагогов на собственные идеи, которые они постараются реализовать в своей работе. Надеемся, что этот «банк идей» поможет школам в разработке раздела «Виды, формы и содержание деятельности».

· «Посвящение в первоклассники»: торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего первого социального статуса – школьника. Организуется в сотрудничестве первых и четвертых классов школы. Позволяет ребенку ощутить радость от принадлежности к школьному сообществу, получить опыт публичного выступления перед большой и лишь немного знакомой аудиторией, увидеть, как успех класса влияет на настроение каждого ребенка, а успех ребенка – на настроение всего класса.

· «Цветной ковер России»: проходящий в течение всего учебного года фестиваль традиционных национальных праздников детей тех национальностей, которые обучаются в начальной школе. Организуется педагогами и семьями учащихся. Фестиваль направлен на создание в школе атмосферы толерантности, привитие школьникам чувства уважения к традициям и обычаям детей разных национальностей, сближение семей учащихся.

· «День Друга»: выставка фотографий домашних питомцев школьников; викторины, устные журналы, стенгазеты, фотоколлажи, посвященные домашним питомцам; благотворительная ярмарка семейных поделок в пользу приюта для бездомных животных. Это дело позволяет детям освоить нормы гуманного поведения «человек – животное», узнать о преданности питомцев и о необходимости брать на себя ответственность за них.

· Проект «Зеленый двор», реализация которого предполагает выращивание младшими школьниками рассады цветов (овощей, зелени) на подоконниках в классе, высаживание ее весной на школьном дворе, уход за растениями летом и осенью, презентация этого проекта для родителей и других школьников. Проект позволит детям узнать о растениях, хорошо растущих в их крае и уходе за ними; получить навыки ответственного поведения в природе, трудолюбия, проявить заботу о растениях.

· Цикл дел «Персональная выставка» предполагает организацию в течение года персональных выставок творческих работ детей начальной школы. Это выставки фотографий, рисунков, картин, костюмов, поделок из природного материала, поделок из Лего и т.п. Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое мнение о них.

· Конкурс «Лучший школьный коридор», который проводится раз в год в каждой параллели классов начальной школы. На конкурс принимаются рисунки, макеты, сочинения, коллажи и т.п., представляющие модель (описание) внешнего вида школьного коридора, с последующей их защитой. Жюри конкурса выбирает работу или элементы какой-то работы, которую рекомендует к реализации. Участие в конкурсе позволит ребенку получить навыки соблюдения заданных требований к конкурсным работам, научит отличать реальные проекты от прожектов, выслушивать и приводить аргументы, защищать собственные идеи.

· Проект «Открытая библиотека». Предполагает организацию в начальной школе пространства, где дети и педагоги на переменах читают книги или журналы, куда приносят книги из дома, берут домой и возвращают лежащие в свободном доступе книги, оставляют отзывы о прочитанной книге, участвуют в выборе книги месяца, собирают книги для детского дома и т.д. Участие ребенка в таком проекте позволит ему приобрести навыки бережного отношения к книге, поможет приобрести вкус к чтению, научит возвращать чужие вещи и делиться своими собственными.

· Мини-экспедиция для младших школьников «Раз травинка, два травинка…» по природным тропам в районе нахождения школы. Эта однодневная экспедиция проводится раз или 2 раза в четверть. Она знакомит детей с природными особенностями их региона, возможностями охраны и предупреждения рисков гибели водоемов, лесов, животных. Может быть сопряжена с установлением по ходу следования табличек с информацией о растениях или животных края, со сбором мусора и т.д. 

· Мини-экспедиция для младших школьников «Преданья старины глубокой» по историческим местам родного города или поселка с целью знакомства и общения с жителями, фотографирования и описания мест, связанных с жизнью известных горожан и сельчан или произошедшими здесь историческими событиями.

· Квест для младших школьников «Математика на школьном дворе», в ходе которого дети ищут ответы на вопросы квеста, изучая устройство и размеры школьного здания и школьного двора, выполняя практические задания, используя изученный на уроке математики материал, и получая навыки индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, соблюдения правил соревнования. 

· Акция «Секретный друг». Эта акция периодически проводится в классе с целью моральной и эмоциональной поддержки наиболее нуждающихся в этом школьников. Суть акции такова. Педагог предлагает некоторым школьникам или всему классу поиграть в «секретного друга» и тем самым поднять настроение одному из своих одноклассников. Вместе с ребятами педагог определяет, кому именно будет оказываться «секретная» поддержка и, конечно, следит за тем, чтобы этот ребенок не узнал о планируемой акции – она должна стать для него приятным сюрпризом. В назначенный день по предварительной договоренности акция стартует: в течение всего дня одноклассники стараются оказывать всяческую помощь этому ребенку, подбадривать его, проявлять внимание, но не быть при этом навязчивыми, не переигрывать. В конце дня на общем собрании класса секрет акции раскрывается, происходит обсуждение ее итогов: что чувствовал ребенок, которому оказывалась поддержка, какие эмоции испытывали при этом сами «секретные друзья» и т.п.

·  Операция «Малышок». Установление шефства школьников над ближайшим детским садиком. По договоренности с администрацией садика педагог и школьники время от времени проводят для детей различные акции, например:

- разбивка цветочных клумб;

- строительство снежного городка (горки, крепости, снеговиков);

- проведение рождественского утренника;

- проведение игр-викторин;

- постановка сказочного представления и т.п.

·  Конкурс создателей социальной рекламы и антирекламы. Идея конкурса – привлечь внимание школьников к социальным проблемам нашего общества. Желающим принять участие в конкурсе классам, творческим микрогруппам, отдельным учащимся предлагается изготовить рекламный плакат, аудио- или видеоролик, адресованный сверстникам. Реклама должна обратить их внимание на ту острую социальную проблему, которая, по мнению авторов рекламы, нуждается в скорейшем разрешении. Реклама должна быть ненавязчивой, остроумной, привлекающей к себе внимание и главное – социально ориентированной.

· Разновозрастный сбор для подростков и старшеклассников. Это трехдневное ежегодное выездное событие, включающее в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости. Насыщенная программа и разнообразие дел сбора создают благоприятные условия для самореализации участников, создают предпосылки для проявления ими своих способностей и талантов. Руководство сбором осуществляют директор школы; заместитель директора по воспитательной работе; выборные из старшеклассников комиссары отрядов и предсборовский дежурный командир сбора. Участники сбора распределяются по разновозрастным отрядам. Каждый день на сборе есть главное дело дня, которому предшествует домашняя подготовка отрядов: «Защита имени отряда»[1], «Главное философское дело» и «Главное творческое дело». Среди других дел: «игра сбора», «спор-час», «творческие мастерские», «посвящение в сборовцы», «огоньки», «звездный час», «марш-бросок», «экспромты» и др. Сбор создает положительную модель поведения ребенка и педагога, охватывая личность своим регулирующим действием.

· Литературно-журналистский проект.

Конкурсное задание «Письмо другому». Вы можете написать письмо политику, другу, природе, школе, учителю, герою, гению. Письма будут опубликованы в газете, где будет специальный раздел, в котором каждый, кому понравилось письмо, поставит оценку плюс и свою фамилию – так можно будет определить лучшее письмо.

Конкурсное задание «Репортаж с места события». Найдите в школе, в городе что-либо интересное или узнайте о каком-нибудь замечательном предстоящем событии и опишите его.

Конкурсное задание «Очерк о прекрасном, удивительном, невероятном». Напишите о человеке, который вас удивил, обрадовал, поразил, сыграл важную роль в вашей жизни.

Конкурсное задание «Разработайте и в любой форме и виде представьте шутливую антирекламу любого никчемного, вредного и подлого товара или события». Это может быть антиреклама табака, наркотиков, двойки, пива, триллеров, детективов, бандитизма, потребительского сознания.

Конкурсное задание «Составьте рецензию на выступление какого-нибудь, извините за выражение, певца, кинофильм, спектакль». Определите достоинства и недостатки, выскажите ваши пожелания на будущее.

Конкурсное задание «Проблемный анализ». Возьмите любую социально значимую проблему, изучите ее, проанализируйте и составьте ваши предложения.

Конкурсное задание «Интервью». Возьмите интервью на заданную тему и выпустите газету с текстами интервью.

Конкурсное задание «Экспромт». В зале, находясь на сцене, напишите стихотворение на заданную тему.

Таким образом, можно определить победителей по каждому конкурсу и определить «золотое перо», или победителя конкурса в целом, т.е. по сумме занятых мест во всех конкурсах.

· Праздник песни. Это ежегодно проводимый музыкально-театрализованный фестиваль песни, в котором участвуют все классы школы. Принципами проведения праздника песни являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.); отражение в выступлении истории создания представляемой классом песни; приоритет хорового пения, дающего его участникам ощущение взаимного доверия и взаимной поддержки; отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников независимо от их принадлежности к тому или иному классу; привлечение родителей к участию в подготовке и проведении праздника.

· «ДД» – дискуссионный день. Это день, в течение которого на базе школы открывается комплекс открытых дискуссионных площадок – педагогических, родительских, подростковых, совместных. Здесь обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. Здесь ребенок может овладевать умением продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, об окружающих людях, об обществе, его проблемах и способах их решения) или развить в себе те или иные социально значимые отношения (такие как ценностное отношение к людям, уважительное отношение к чужому мнению, к разнообразию взглядов). На дискуссионные площадки приглашаются интересные люди – ученые, журналисты, актеры, ветераны Великой Отечественной войны. Ведущими дискуссионных площадок могут выступить как педагоги, так и старшеклассники. Дискуссии могут быть проведены как в формате свободного разговора по той или иной проблеме, так и в заданном формате коммуникативных игр – таких как «Аквариум», «Дебаты», «Вертушка», «Ролевой диалог» и т.п.

· Игра «Аукцион». Ученики, разбившись на малые группы по три-четыре человека, придумывают какие-либо интересные дела, которые они хотели бы провести в классе, затем они записывают это в рекламной форме на картоне и плакатах сопровождения. Ведущий по присвоенным проектам номерам выставляет каждый проект-лот на аукцион, где представители группы авторов стараются обрисовать идею и привлечь внимание покупателей. У каждого покупателя есть строго определенное количество именных фишек, которые он может истратить на участие в торгах. Каждая фишка – это не только торговое средство, но и обязательство, и желание покупателя активно участвовать в разработке и реализации проекта.

· Акция «1945 – стены Рейхстага». Это приуроченная ко Дню Победы ежегодная акция, во время которой школьники, их родители и педагоги украшают стены школы граффити, рисунками, фотографиями, интервью, сочинениями, рассказами, посвященными своим родственникам, воевавшим в Великой Отечественной войне. Такое общешкольное дело будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.

· Праздник знаний – это особая форма общешкольного дела, которая позволяет соединить учебную и внеурочную деятельность в один процесс. Проводится как общешкольная научно-практическая конференция. Работа ведется по секциям, в каждой секции анонимным голосованием выбираются лучшие проекты. Лучшие работы становятся доступны всем, вывешиваются на сайте школы. Школьное радио и телевидение подробно информирует всю школу о конференции, участниках, самых интересных проектах, победителях.

· Интеллектуальный ринг. Игра проводится в три тура.

Тур 1.Огораживается площадка, и вслед за ударом гонга на ринг выходят представители четырех или двух дружин, которые за определенное время должны ответить на 5 вопросов, которые им зададут противники. Жюри выставляет оценки за качество и красоту вопросов и ответов. Жюри также имеет право снять некорректные вопросы. Вторым критерием успешности является прибор, позволяющий определить шум в децибелах, отражающий удовольствие команд-болельщиц. Каждый участник имеет право с потерей очков обратиться за помощью к своей команде.

Тур 2. Каждый участник выносит на обсуждение участников ринга проект, позволяющий решить социально-экономическую, педагогическую, техническую или общекультурную задачу. В ходе обсуждения проектов участники должны выявить все его достоинства и недостатки за короткий промежуток времени, затем соперники должны выставить оценки за проект друг другу, а жюри и болельщики вправе согласиться или не согласиться с этим решением. Окончательное решение о победе выносит главный судья соревнований, но его решение может быть обжаловано в специально созданной научной коллегии уже после соревнований.

Тур 3. Каждый участник показывает сопернику и зрителям нечто сделанное своими руками: книгу стихов, газету, … Эти предметы подлежат оценке публики путем поднятия любой руки в знак признания и одобрения.

Победители получают медали, дипломы, грамоты и ценные интеллектуальные, технические, кондитерские подарки.

· Операция «Книга». Каждый выпускник, уходя из школы, дарит школе книгу с собственноручной надписью, стараясь в надписи отразить свои чувства, отношения, пожелания и вообще все, чему его научили в школе. Лучшие надписи будут помещены на отдельный стенд вместе с фотографиями выпускников, и ежегодно носитель традиций будет вписывать сюда удивительные события, достижения, изменения в жизни выпускников и все это будут показывать новым поколениям учащихся.

· Ежегодная церемония награждения школьников и педагогов значками «Гордость школы» и «За преданность школе». Церемония проходит в торжественной обстановке в конце учебного года. На церемонию приглашаются родители учащихся, друзья школы, именитые гости. Значком «Гордость школы» награждают авторитетных учащихся 9-х классов, которые активно участвовали в жизни школы, защищали честь школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; значком «За преданность школе» награждают авторитетных учителей, работников школы, родителей, внесших весомый вклад в развитие школы. По окончании церемонии проводится торжественный бал. Это традиционное общешкольное дело способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает школьную идентичность подростка.

 

РАЗРАБОТКА ПланА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: