Структурно-генетический концепт социального пространства П. Бурдьё

Новый импульс исследовательского интереса к концепту «социального пространства» придали работы французского социолога Пьера Бурдьё, концептуальным ядром которых являлось понятие «социальное пространство», задающее определенную — топологическую — перспективу структурно-генетическо­го социологического исследования[23].

П. Бурдьё представлял «социальный мир в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сфор­мированным совокупностью действующих свойств в рас­сматриваемом социальном универсуме, т. е. свойств, спо­собных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме. Агенты и группы агентов определяются, та­ким образом, по их относительным позициям в этом про­странстве»[24].

Согласно позиции П. Бурдьё, принципом построе­ния социального пространства являются действующие свойства (они же - различные виды власти или капиталов, которые имеют хождение в различных полях). Капитал, который может существо­вать в объективированном состоянии представляет собой власть над полем (в данный момент времени).

Отдельные виды капитала являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в дан­ном поле.

Таким образом, позиция данного агента в социаль­ном пространствеможет определяться по его позициям в различных полях, т. е. в распределении власти, активиро­ванной в каждом отдельном поле. Это, главным образом, экономический капитал в его разных видах, культурный капитал и социальный капитал, а также символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т. п.

П. Бурдьё настаивает на отличие пространства физического от пространства социального, но утверждает, что социальное пространство подчиняет себе пространство физическое: имеющиеся социальные дистанции рано или поздно проявятся в дистанции физической путем удаления и депортации «нежелательных» людей. В связи с этим он вводит проблематику таких зон социального пространства как «авансцена – закулисье», «центр – периферия», «колония – метрополия», «клуб – гетто».

Экономический капитал позволяет занять авансцену, в то время как его отсутствие обрекает агентов на закулисье.

Культурный капитал предопределяет занятие центра или периферии.

Для причастности агента «клубу» недостаточно наличие только экономического или культурного капиталов. «Помимо экономического и культурного капиталов, некоторые пространства, в частности, наиболее закры­тые, наиболее «избранные», требуют также и социально­го капитала. Они могут обеспечить себе социальный и символический капиталы лишь с помощью «эффекта клу­ба», который вытекает из устойчивого объединения в не­драх одного и того же пространства (шикарные кварта­лы или великолепные особняки) людей и вещей, похожих друг на друга тем, что их отличает от огромного множе­ства других нечто общее, не являющееся общим для всех»[25]. Эффект клуба действует по принципу «исключения»: «нежелательные» агенты ис­ключаются либо по праву, либо по факту. Для того, чтобы исключать по праву необходимо ввести более или менее афиши­рованную форму numerus clausus. Исключение по факту предполагает, что у агента не проявляются все желательные свойств или проявля­ется хотя бы одно из нежелательных свойств.

Противоположностью клубу является гетто. Если агенты, принадлежащие клубу, основанному на активном исключе­нии нежелательных лиц, символически посвящаются в «члены клуба»,  что позволяет им участвовать в символическом капитале, получая от этого определенную прибыль, то гетто символически разлагает своих обитателей.  Поскольку гетто объеди­няет в некоторой резервации совокупность агентов, ко­торые лишены капитала для участия в клубах, которые отлучены от клуба. Поэтому в гетто могут делиться только своим отлучением»[26].

П. Бурдьё указывает, что принадлежность к клубу или к гетто продуцирует социальный «эффект клеймения». Социальные агенты, имеющие «клеймо гетто», фактически удваивают свои лишения, особенно, в области культуры и культурной практи­ки (и наоборот, эффект «клеймения» укрепляет культур­ные практики наиболее обеспеченных).

Агента в социальном пространстве, согласно позиции П. Бурдьё, характеризует позиция и габитус. «Габитус - есть одновременно система схем производства практик и сис­тема схем восприятия и оценивания практик»[27].

Отдельные отечественные политологи считают, что исследования социального и политического пространства в оппозиции «центр-периферия» основываются на структуралистской традиции, оппозиция бинарных структур в которой являлась основным принципом определения конфигурации пространства. Они утверждают, что этот подход развивался в работах Ж. Дерриды[28]. На наш взгляд это достаточно спорное утверждение, поскольку достаточно сложно установить взаимосвязь деконструкции Ж. Дерриды не только со структурализмом, но и с постструктурализмом[29]. Во всяком случае, сам Деррида неоднократно критиковал структурализм и говорил о «структуралистском наваждении»[30]. Деррида действительно затрагивает проблему «центр-периферия», но исключительно в аспекте критики любого «центризма» (этноцентризма, логоцентризма, телеоцентризма, фоноцентризма и т.д.)[31].

Социетально-культурная модель «центр-периферия» Ш. Эйзенштадта.

Одной из центральных проблем исследования в «центр-периферийной» модели политического пространства является вопрос о влиянии центра на характер развития периферии. Здесь можно выделить типологию центр-периферийных систем, предложенную американским социологом Ш. Эйзенштадтом[32]. Типология Эйзенштадта основана на степени отличия центров от периферии, исключительности центров в различных общественно-исторических контекстах. Эйзенштадт выделяет два вида центр-периферийных систем: 1) системы, в которых центры радикально отличаются от периферии; 2) системы, в которых такого различия не существует.

Следует отметить, что Эйзенштадт  трактует различие именно в терминах институциональной, социальной и культурной уникальности, а не в терминах, указывающих на некие внешние характеристики политического доминирования, связанные с концентрацией ресурсов в центре.

Первый вид в типологии Эйзенштадта соответствует имперским и имперско-феодальным системам. Здесь отличие центра от периферии носит ярко выраженный характер. При этом центр отчетливо демонстрирует стремление к проникновению на периферию, к ее преобразованию, своего рода цивилизационной унификации политического пространства, подлежащего контролю. «В этом случае формируются не просто способы ресурсной эксплуатации периферии, но и вырабатываются механизмы ее масштабной социетальной мобилизации в соответствии с цивилизационными образцами, которые продуцируются в центре»[33]. Центр в системах этого типа стремится преодолеть закрытость периферии, он постоянно «взламывает» пытающуюся обособиться периферию. Для этого он выстраивает вертикальные (силовые) механизмы коммуникации, поддерживая более или менее обобщенную структуру рынка в рамках имперского пространства и предоставляя периферии определенные каналы доступа к культурным и институциональным образцам в центре.

Ко второму виду относятся системы, очень близкие к классической модели традиционных (преимущественно неевропейских) патримониальных обществ, в которых территориальный контроль осуществляется в рамках децентрализованных союзов-конгломератов. Центр в таких системах заинтересован лишь в извлечении ресурсов на периферии, не проявляя интереса к ее структурному или культурному преобразованию[34].

Экономическая четырехстадийная модель «центр-периферия» Дж. Фридмана.

Дж. Фридман относится к классикам пространственной модели «центр-периферия»[35]. Теория Дж. Фридмана базируется на экономических исследованиях отношений моделирования политического пространства. В его книге «Политика регионального развития», изданной в середине 60-х годов, была предпринята попытка интегрировать районное и городское направления в региональных исследованиях и построить общую теорию регионального развития на базе модели «центр-периферия».

Периферия по Фридману – это не однородное поле. Периферия делится на внутреннюю, ближнюю, тесно связанную с ядром и непосредственно получающую от него импульсы к развитию, и внешнюю, или дальнюю. Отрасли, не соответствующие более статусу ядра как основного генератора прогресса, постепенно вытесняются на периферию сначала ближнюю полупериферию, затем дальнюю. Этот процесс, получивший название «диффузия устаревших нововведений», играет важную роль в передаче импульсов роста от центра к периферии, способствуя ее развитию, хотя и закрепляя тем самым ее жесткую подчиненность центру.

В результате всех этих взаимодействий, несмотря на постоянное подтягивание периферии, разрыв между ней и центром сохраняется. В ходе эволюции всей территориальной системы, при смене стадий экономического развития, отношения между центром и периферией неизбежно переводятся на новый качественный уровень, хотя по существу и не меняют своего содержания. Это свидетельствует об устойчивости и гибкости системы «центр-периферия», ее способности сохранять свои свойства в разных социально- экономических условиях.

Исследуя эволюцию отношений между центром и периферией, Дж. Фридман выделяет применительно к национальному уровню четыре стадии. На первой стадии территория страны представляет собой систему локальных ядер, каждое из которых имеет определенную зону влияния. Внутрирегиональная поляризация населения и хозяйства пока заметно сильнее межрайонной, и о доминировании национального ядра как более развитого района пока не может быть речи. На второй стадии наиболее благополучное и динамичное из существующих региональных ядер формирует вокруг себя поляризованный район, который становится главным ядром национальной территории, окруженным обширной периферией. На третьей стадии в ряде периферийных районов созревают условия для более активного роста региональных ядер поляризации, новых ареалов производства, вследствие чего моноцентрическая территориальная структура постепенно трансформируется в полицентрическую. На четвертой стадии самым динамичным элементам этой структуры становится межметрополитенская периферия. В результате интенсификации использования пространства при встречном «расползании» ядер возникают обширные урбанистические образования с высокой плотностью хозяйственной деятельности. Четырехстадийная модель ориентирована на национальный масштаб и закономерности поляризации территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow