Три идеологии: фашизм, либерализм, социализм

Идеологий всего три. Можно что-то смешать, увидеть какие-то пере- ливы, но корня три. Идеология фашизма, либерализма и социализма.

Почему три корня, а не четыре, или не два, или не пять? Потому что на занятии № 3 «Человек истинный. Нравственность, добро и зло» мы с вами разбирались, что существуют определенные характеристики человека и че- ловеческого сообщества. Эти характеристики можно и нужно рассматри- вать в двенадцати ценностно-смысловых пространствах. Описывая их, мы видим три полюса. Полюс № 1 — это облик человека истинного, истинного человеческого сообщества, это цель эволюции, развития человека и чело- вечества. Идеология движения к нему — это истинный социализм.

Полюс № 2 — это нечеловек, животное. Оно не целеполагает. Оно

живет инстинктами. Оно осуществляет всего три ценностно-целевых функции — размножение, удовлетворение, снятие чувства голода и обе- спечение безопасности, т. е. поддержание жизни. Движение к нему есть либерализм (или, что близко, социал-дарвинизм).

Третий полюс — античеловек, человеконенавистник, садист, извра- щенец, накопитель, эгоист, гедонист, разбойник, презирающий других, догматик, стремящийся к разрушению. Путь к нему — фашизм.

Таковы три принципиальных состояния человека и общества. Других не придумать. Есть промежуточные, но понятно, что эти состояния ми- грируют. Идешь направо — это дело доброе, нравственное — становишь- ся человеком. Идешь налево — это дело злое.

Консерватизм, который должен прийти на ум — не идеология. А тех- нология. Консервации, охранительства, статус-кво. Консерватизм соче- тается с любой идеологией, когда его цель охранять данную идеологию.

Трем фундаментальнейшим состояниям человека и общества, ценностно-целевым наборам и соответствуют три идеологии. Очевид- но, что фашизм занимает третий полюс. Либерализм там, где конкурен- ция (победит сильнейший, борьба за выживание), где пищевая цепоч- ка (если зубы острее, сожрешь соседа, выживешь). Конечно, это полюс

№ 2 — биологическая, социал-дарвинистская позиция. Социализм за- нимает полюс № 1.


Вопрос следующий, подводящий. Какая из трех идеологий устремля- ет человека и человечество в будущее, в прогрессивное развитие в беско- нечном времени? Очевидно не фашизм: тысячелетний Рейх не состоялся. Зло такого калибра никогда не победит. Либерализм обращает эволюцию вспять, прогресс в регресс, он возвращает нас в джунгли, а не ведет в бу- дущее. Кроме того, либерализм — это направление в сторону фашизма, что мы наблюдаем и в современной России.

Конечно, в будущее ведет социализм. Слово, правда, раненое, истоптан- ное, поруганное, в том числе, не во всем удачным опытом Советского Союза, краснымикхмерами и нетолько. Но, темнеменее, мыговоримэтоидеология. Ну добавим, истинного социализма. Слово происходит от второй ценност- ной шкалы, характеризующей человека и сообщество как социум, общество, общественный, коллективный, корпоративный. И эта кооперация, социаль- ность, общежительство, конечно, прогрессивно и направлено в будущее.

 

Идеология — это собрание ценностей

Привычно, что идеологию отождествляют с набором неких идей. Но что такое идея? Например, идея стола в чем? В том, что это предмет мебе- ли, на который можно положить бумаги и выступать перед вами. Главная идея моей лекции сейчас в чем? В том, чтобы донести до вас главное со- держание этого занятия.

То есть идея — это мыслеобраз, образ сознания, который ухватывает основные замыслы, основное содержание предмета, явления, процесса из окружающего нас мироздания. Продвигает ли нас слово «Идея» с этим смыслом по пути к постижению смысла слова «Идеология»? Нет. Ведь в нашем контексте идеология — вещь-то совершенно, как мы говорили, боевая. Она либо делает людей фашистами, либо делает их людьми. По- этому определение идеологии должно быть очень определенным, отве- чающим нашим задачам и ответу на вопрос «Что делать в связи с вашим определением слова «идеология»?

Было довольно трудно убедить себя, а теперь я должен убедить вас,

что идеология строится не от корня «идея», этакого «безалкогольного», не конкретного, не работающего, не отвечающего на вопрос «Что делать?», а, скорее, от корня «идеал», и звучать она должна была бы как «идеалоло- гия», но немножко сократили и звучит как «идеология».

Что такое «идеал»? Идеал — это предельно выраженная ценность. Аб- солютная ценность. А что такое «ценность»? Ценность — это характе- ристика предмета человеческой деятельности, желаемая для человека по жизненно важным или критически важным обстоятельствам.

Итак. Смотрите! У предмета человеческой деятельности есть характе- ристики, эти характеристики должны быть не любые, а какие-то. Для того


чтобы характеристика предмета твоей деятельности — приготовленного продукта питания — была идеальной, этот продукт должен быть таким, чтобы приносить пользу организму, а не вред.

Таким образом, идеология связана с ценностями, ценности форми- руют целеполагание для человека и человеческого сообщества, причем таким человеческим сообществом является и государство.

Идеология — это собрание ценностей, ценностей как отражения иде- альных представлений, определяющих целеполагание в развитии лично- сти, общества, страны и государства. Это не набор идей о чем-нибудь. Это набор ценностей, причем их не может быть бесконечное множество. Почему? Потому что есть основные обстоятельства жизни и окружаю- щего мира, определяющие нашу жизнеспособность и способность к раз- витию.

Какие это ценности для всех трех идеологий — фашизма, либерализ- ма и социализма? Первая ценность — это отношение людей к друг другу. Либерализм — это свобода всех от всех, а победа достается сильнейше- му — джунгли, пищевая цепочка, социал-дарвинизм. Фашизм — это каж- дому свое — если ты из назначенных высшей расой, тебе все, остальных можно и в печку.

Социализм — это равенство в человеческом достоинстве. Такое ра- венство — очень важная характеристика предмета человеческой деятель- ности. Какого? Государственного управления, общественной, политиче- ской деятельности, нацеленных на достижение результата.

Равенство как ценность имеет свои характеристики. В либерализме, например, провозглашается ценность прав и свобод человека и гражда- нина, но, поскольку стартовые условия не оговариваются, к реальному равенству людей она отношения не имеет. Как говорил Дмитрий Анато- льевич Медведев: «Бедный не может быть свободным». Выходит только богатый может быть свободным, и вся наша Конституция, путинская Россия, как мы видим, только для богатых.

Для социализма постановка и описание этой ценности — равенство в достоинстве человека — означает, что государство, общество в каждом человеке признает его человеческое достоинство и даже в слабом, немощ- ном видит ценность и заботится о нем. Это эволюционно прогрессивный принцип оразумленной жизни.

Итак, идеология — это собрание ценностей, определяющих целепола- гание в развитии личности, общества, страны и государства. Не случай- но наша новая Конституция начинается с высших ценностей российско- го государства.

Откуда берутся высшие ценности российского государства? Из куль- турного опыта, который вырабатывает цивилизация, народ в своих прак- тиках.


Каков критерий оценки этих практик? Если практики не успешные, не наилучшие, народ рассыпается, умирает, цивилизация уходит из исто- рии. Если практики успешные, они закрепляются в традициях, укладах, культурных кодах, поведенческих ориентирах. Традиции — это лучший закрепленный опыт. С какой точки зрения наилучший? Как раз с точ- ки зрения способности выжить, сохранить себя. Историю человечества можно описать, как войну за выживание в условиях ограниченных ре- сурсов. Футурологи предсказывают и в будущем войны за воду, воздух, другие жизненные ресурсы.

Поэтому вопрос выживания, отчего и государства-то появились, со-

вершенно очевиден. Ценности, мотивирующие и форматирующие жизнь, уклады, общественное, государственное строительство — собрание ко- торых мы и называем идеологией, — это наилучшие, отобранные наро- дом в его истории, закрепленные в культуре, в фольклоре, в искусстве, рецепты жизни, условие его продолжения навсегда.

Поэтому под ценностями и под их собранием — идеологией, конечно же, понимаются самые здоровые, самые прогрессивные, самые направ- ленные в будущее характеристики устроения жизни личности, общества, государства как предмета активной деятельности человека: политика, го- сударственного руководителя или лидера общественной мысли.

Почему идеология является столь важной для народа и страны? От- части я уже ответил на этот вопрос. Потому что высшие ценности в иде- ологии, следование им на практике позволяют человеку, народу, самой стране быть наиболее успешными.

Сейчас вы, наверное, вспомнили наше занятие № 4 «Успешность страны» и совершенно правильно. Идеология, высшие ценности, це- ли, которые генерируются при этом, — это составная часть активно- го управления развитием страны. Почему в 1993 году в Конституцию России, ныне действующую, либеральную, русофобскую, был заложен запрет на идеологию? Очень умные люди понимали, что, если страну лишить механизма целеполагания для развития, то она развиваться не сможет, она даже выжить не сможет, потому что страна — это тоже жи- вой организм.

Кто-нибудь может сейчас определить государственные цели развития

России? Куда Путин ведет нашу страну? Какие ценности он декларирует из того набора ценностей, которые страну делают живой, оптимистичной, устремленной в будущее, здоровой и развивающейся? Кто-нибудь может назвать эти ценности? Может приватизация? Открытость экономики? Все, что они делают в рамках путинизма, с ВТО, открытостью экономики, с урезанием объема участия государства во всем и вся, с приватизацией, с демонетизацией экономики, с, как Путин выразился, «деидеологиза- цией всей культуры и истории страны», буквально все, что они делают


по направлению, где цель должна определяться ценностью, — там все наоборот. Там все целеположено таким образом, что наша страна запро- граммированно деградирует, люди превращаются в «животных», и в ито- ге государственные потенциалы и само государство Россия с геополити- ческой карты мира исчезают.

Значит, идеология — это, в том числе оружие, оружие борьбы в меж- государственной войне. И, как послевоенной Германии запрещено иметь ядерное оружие, а после Первой мировой войны было запрещено иметь определенные виды вооружений, так, победив одновременно преданный изнутри Советский Союз, хозяева и нынешние победители запретили стране иметь ценностный набор, устанавливать цели и развиваться. Это прямой ответ на вопрос: «Почему страна погибает?». И почему так важно в послепутинскую, в послелиберальную Россию вернуть оздоравливаю- щую общестрановую, общегосударственную идеологию.

Какая же это идеология? Этот выбор кажется очевидным: не фашист-

ская, не либеральная, потому что они недалеки друг от друга, да и со- временный либерализм, на самом деле, дрейфует в сторону фашизма. Конечно, же это социализированная, социальная, социалистическая идеология. Чего нужно избежать? Подражательного копирования опы- та Советского Союза. Это была настоящая историческая лаборатория социального творчества, где апробировались замечательные идеи и ре- шения, но вместе с тем это и печальный опыт немалого числа ошибок и преступлений.

Настало иное время и нужна новая и современная теория. Мы ее созда-

ли и предлагаем. Она позволяет видеть марксов конфликт между трудом и капиталом как частный случай конфликта расчеловечивания человече- ства и, наоборот, видеть очеловечивание человечества как фактор, кото- рый движет историей. Как квантовая механика поглощает классическую механику, так наша теория включает в себя марксову часть. Это замеча- тельно, потому что мы не отвергаем это наследие, мы его продолжаем.

Новая современная теория, как и 100 лет назад марксизм, дает ключ к решению задачи, как из страны путинизма, жесточайшего угнетения меньшинством большинства, без гражданской войны, без разрухи, крови и стрельбы перейти в государство справедливости, и по формуле «нет ничего практичнее теории» позволяет развернуть политический проект и политическую практику, которая закладывается в программатику на- шей Партии нового типа.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: