Вопросы для самопроверки и углубления полученного знания

1. Что такое успешность?

2. Что в государственно-управленческом смысле означает успешность страны?

3. Почему конкурентоспособность непригодна в качестве критерия оценки правильности управления страной?

4. Как определить оптимальное значение управляемого параметра?

5. Как доказать, что решения по государственному строительству Рос- сии периода путинизма неправильны?

6. Приведите примеры государственно-управленческих решений, ко- торые способствуют деградации России? И, наоборот, процветанию России?

 

Занятие № 5

«Идеология»

Активно-деятельностный подход к определению понятий

Сегодняшнее занятие вновь начинается с проблемы определений, де- финиций, т. е. с проблемы соотнесения произносимых слов и смыслов, которые несут эти слова. Definition — по-английски это и есть наше рус- ское «определение». Потратим некоторое время на то, чтобы научиться понимать, как правильно строить определения, построив собственное определение для понятия «Идеология».


Итак, — «Идеология — это…», и тут подразумевается вопрос: «Что это такое?». Обычно на этот вопрос отвечают: «это… когда», «при каких условиях», «на что это похоже, или на что это не похоже», а ответа на вопрос «Что это?» вы можете так и не услышать. Попробуйте сами дать определение чего-либо или попросите своих знакомых это сделать — столкнетесь именно с такой проблемой. Поэтому учимся давать соб- ственные определения, что поможет понимать правильно ли это делают другие. Ответом на вопрос «Что это?» может быть выбор только из ряда:

1) предмет;

2) явление;

3) процесс;

4) характеристика.

Никаких других классифицирующих смысловых ячеек нет в принци- пе. И это очень интересно, и важно запомнить, поскольку это отражение законов человеческого сознания. Скажу даже больше, — просто созна- ния, потому что слишком самонадеянно человеку утверждать, что только он единственный является носителем сознания. Я как раз утверждаю об- ратное.

Итак, первый вопрос при конструировании определения: «Что это»? Предмет, явление, процесс или характеристика? Только после того, когда получен ответ на вопрос «Что?», можно отвечать на вопросы: «Какое это: длинное/короткое, зеленое/красное, горячее, треугольное, холодное?». Дальше нужно ответить на вопрос: «Зачем это?», «Что с этим делать».

Существуют три совершенно обязательные вопроса, на которые надо ответить, давая определение. Это вопросы «Что?», вопрос «Какое?» и во- прос «Зачем? Что с этим делать?». Таково требование нашего активно- деятельностного подхода, в котором не терминами жонглируют, а опре- деляют понятия, чтобы на основании постигнутого смысла выстроить свою деятельность. Выработанные определения дают надежную почву для дальнейшего строительства когнитивных смысловых цепочек. Имен- но поэтому человеческое сознание имеет возможность все время пости- гать новое: новые слова, смыслы, категории. Познали первое слово, второе слово познали используя первое слово. Слово — это, конечно, предмет, явление, характеристика, процесс мироздания. Третье слово может быть определено уже двумя словами. Это и есть постижение мира в виде об- разов сознания в нашем человеческом мозгу.

И еще одна важная деталь. Представим, что если человеку понадо-

билось в коммуникациях или при построении мыслительных образов, отражающих внешний мир, какое-то новое для него слово, то как имен- но он его постигает? Сначала улавливает какие-то проявления: услышал, увидел, потрогал, пощупал. Затем обобщает и получает новое слово со смысловой нагрузкой.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: