Знак – код – текст – культура: структурный метод

Ю. М. Лотмана

(по работе «Анализ поэтического текста»)

 

  1. Каковы, с точки зрения Ю. Лотмана, задачи и методы структурно-семиотического анализа поэтического текста?
  2. В чем заключается разница между условными и иконическими знаками? К какому типу знаков относится слово? Какими двумя структурными осями организуется языковая система? Что собою представляют «вторичные моделирующие системы»?
  3. Как вы понимаете следующее утверждение Ю. Лотмана: «Художественная проза возникла на фоне определенной поэтической системы как ее отрицание»?
  4. В чем, с точки зрения Ю. Лотмана, состоит исходный парадокс поэзии? Что означает следующее выражение ученого: «Стихотворение – сложно построенный смысл»?
  5. Раскройте структурообразующую роль следующих элементов художественного текста: художественный повтор, ритмо-метрическая организация, рифма, повторы на фонемном уровне, графический образ, морфологические и грамматические элементы, лексика, параллелизм, стих, строфа, сюжет, «чужое слово», композиция.
  6.  В чем, с точки зрения Ю. Лотмана, заключается специфичность отношений системы и текста в художественных знаковых системах? Как вы понимаете утверждение ученого о том, что эти отношения носят характер борьбы, напряжения и конфликта?
  7. Что означают, с точки зрения структурно-семиотического подхода, определения «хорошей» и «плохой» поэзии? Почему отношение «поэт-читатель» представляется Ю. Лотману отношением «напряжения и борьбы»?

 

Литература:

  1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.,1972.

 

7. Семиотика искусства:

Структурно-семиотический метод Б. А. Успенского

(по работе «Поэтика композиции»)

  1. Какие значения вкладывает Б. Успенский в понятия «структуры произведения», «художественного текста», «монтажа»?
  2. Почему идеологический уровень анализа композиционной структуры наименее доступен формализованному исследованию? Как план идеологии соотносится с фразеологическим?
  3. Как в работе Б. Успенского понимается термин «чужое слово»? Каким образом чужое слово способно влиять на слово автора?
  4. Каково значение понятия «пространственно-временной перспективы»?
  5. Что такое психологическая точка зрения?
  6. Каким образом осуществляется взаимодействие точек зрения на разных уровнях?
  7. В чем проявляется зависимость точки зрения от предмета описания? Что собою представляет точка зрения в аспекте прагматики?
  8. В чем, по мнению Б. Успенского, состоит структурная общность разных видов искусства? Каковы общие принципы организации произведения в живописи и литературе?

 

Литература:

  1. Успенский Б.А. Поэтика композиции// Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.,1995. С.9-218.

 

Поэтика Бога»: семиотический метод Вяч. Вс. Иванова

(по работе «Нечет и чет.

Асимметрия мозга и динамика знаковых систем»)

  1. Как вы понимаете следующее утверждение ученого: «Основы функциональной асимметрии мозга передаются генетическим кодом и вместе с тем служат внутри каждого члена общества нейропсихологической основой для продолжения культуры»? В чем заключаются функции левого и правого полушарий мозга? Как с точки зрения реализации двоичного принципа, обнаруживаемого в организации мозга, объясняется появление человеческого языка?
  2. Каким образом дуалистический принцип строения человеческого мозга проецируется на структуру мифа, ритуала, архаического общества?
  3. Как в исследовании Вяч.Вс. Иванова понимается проблема диалога? В чем вы видите новизну постановки и решения этой проблемы по сравнению с тем, как ее трактовали ранее (М.Бубер, М.М. Бахтин и др.)?
  4. Как вы думаете, почему С.С. Аверинцев назвал исследование Вяч.Вс. Иванова «поэтикой Бога»?

 

Литература:

  1. Иванов Вяч.Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем// Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.,1999. С.381-602.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: