Стратегические управленческие решения в значительной мере определяются принятыми на предприятии принципами управления, перспективами его развития, сложившейся практикой планирования. В практике получили применение:
1. Управление на основе экстраполяции, при котором предполагается развитие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде; в этих же целях применяется составление текущих и инвестиционных бюджетов, долгосрочное планирование.
2. Управление на основе разработки принципиально новых стратегий, которое применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления (стилей, методов и форм организации и техники управления).
3. Управление на основе принятия оперативных решений, применяемое при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.
Для целей стратегического управления крупномасштабными инновациями разрабатываются так называемые сценарии будущего, содержащие согласованные и логически взаимосвязанные предположения и описания путей развития стратегического инновационного процесса с учетом влияния глобальных факторов окружающей среды. Набор методов позволяет варьировать их с учетом местных условий и возможностей. В основе большинства из них лежит системный подход, согласно которому предприятие при постановке целей, выборе основных направлений деятельности и распределении ресурсов рассматривается как сложная система, имеющая определенную свободу действий в выборе направлений своего перспективного развития. Попытка стратегического управления инновационным процессом с системных позиций нашла отражение в концепции программно-целевого управления.
Программно-целевой метод включает набор основных целей и задач, их взаимосвязь, определение эффективных путей их достижения. Этот метод важен для выбора эффективных средств достижения поставленных целей в области научно-технического, социального и экономического развития.
Применение данного метода позволяет связать в единое целое цели, ресурсы, создавать ресурсное обеспечение.
Переход предприятий на рыночные принципы хозяйствования предоставляет им широкие возможности самостоятельного выбора на свой страх и риск того или иного стратегического направления развития и соответственно применения того или иного комплекса стратегических методов. По мере углубления рыночных отношений для российской экономики наиболее актуальной становится проблема ускорения инновационных процессов и их фронтального охвата. В этих условиях задача заключается в разработке целостной стратегии целевого управления, позволяющей перейти от эпизодических мер к созданию стабильного механизма целевой ориентации всех элементов (участников) производства для осуществления фронтальной инновационной политики на предприятии. Решение этой задачи возможно в рамках построения системы стратегического управления на принципах проблемно-ориентированного подхода. Его сущность заключается: 1) в обеспечении постоянной долговременной готовности и способности предприятия к восприятию, трансформации, взаимоадаптации нововведений во всех сферах деятельности; 2) в создании механизмов для осуществления фронтальных качественных рывков в инновационной сфере. Концепция позволяет: сосредоточить усилия на решении ключевых инновационных проблем, вытекающих из предпринимательской политики и долгосрочных намерений предприятия; обеспечить организационную интеграцию на системной основе механизмов и участков инновационного процесса; создать стратегическую систему управления инновациями, обеспечивающую переход к «активному» управлению, построенному на принципах опережения возникающих противоречий и проблем в хозяйственной практике.
Вопросы для самопроверки:
1. Понятие стратегии.
2. Задачи стратегического управления инновациями.
3. Основные виды стратегических целей предприятия.
4. Какие цели характеризуют количественную и качественную сторону ожидаемого результата.
5. Виды стратегий предприятия.
6. Приведите пример базовой и функциональной стратегии предприятия.
7. Какие группы стратегий выделяют по характеру взаимодействия с внешней средой.
8. Наличие каких ресурсов необходимо для применения наступательной стратегии на предприятии.
9. Принципы стратегического управления инновациями.
10. Методы стратегического управления инновациями.
11. В чем заключается сущность проблемно-ориентированного подхода.
Организация инноваций