Методические рекомендации

Подумайте о социально-политических и социокультурных условиях, причинах возникновения идеологии декабризма. Чем поколение декабристов отличалось от поколения своих отцов? Каково было отношение декабристов к Великой Французской революции и революции в Испании? Как вы понимаете самооценку декабристов: «мы - дети 12-го года»? Проследите и объясните изменения характера тайных декабристских организаций. Постарайтесь дать развернутый анализ основных программных документов движения (проблема суверенитета, формы государственного строя и национально-государственного устройства, политический режим переходного периода, аграрный вопрос).

 

Тема 5. РЕФОРМА 1861 Г. И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

План

1. Причины отмены крепостного права в России. Подготовка реформы 1861 г.

2. Дворянские проекты освобождения крестьян.

3.Общая характеристика «Манифеста» и «Положений» 19 февраля 1861 г.

4. Личное освобождение и имущественные права крестьян.

5. Поземельное устройство крестьян по «Положению» 19 февраля 1861 г.

6. Временно-обязанное состояние, повинности. Выкупные платежи.

7. Историческое значение реформы 1861 г., ее характер.

Найти кто выиграл, а кто проиграл при Отмене крепостного права?

 

Источники

Из воспоминаний В.П. Мещерского о царствовании Александра II / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 292.

Из Манифеста 19 февраля 1861 г. / Там же. – С. 292-294.

Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости / Там же. – С. 294-296.

Из Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости / Там же. – С. 296-297.

 

Методические рекомендации

Причины отмены крепостного права многообразны, обратите внимание на соотношение объективных и субъективных факторов. Можно ли говорить о том, что причины реформы воспринимались по-разному совре­менниками, с одной стороны, и современной историографией - с другой? Материалы лекции помогут вам в решении задач на усло­вия реформы - определение суммы оброка, выкупную операцию. Чья точка зрения вам представляется более убедительной?

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

 

План

1. Содержание понятия «модернизация» (экономический, социаль­ный, «интеллектуальный», социально-психологический, куль­турный, юридико-политический аспекты). Российские особен­ности модернизации.

2. Политика Вышнеградского-Витте в русле общего внутриполити­ческого курса правительства, ее итоги.

3. Аграрные порядки в России в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа, ее содержание и результаты.

Источники

Из Манифеста об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 362.

Предложения партии кадетов по аграрному вопросу, внесенные в I Государственную Думу / Там же. – С. 362-363.

Основные положения по аграрному вопросу, принятые I съездом уполномоченных дворянских обществ / Там же. – С. 363-364.

Проект основных положений по аграрному вопросу, внесенный в I Государственную Думу Трудовой группой (проект 104-х) / Там же. – С. 364-365.

Указ Правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования / Там же. – С. 365-366.

Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении, 1910 г. / Там же. – С. 366-368.

Методические рекомендации

Обратите внимание на наличие различных подходов к трактовке про­блемы модернизации в западной литературе. Второй вопрос - это разбор основных идей работы С.Ю. Витте. Подумайте, насколько политика индустриализации со­ответствовала (не соответствовала) общему консервативному внут­риполитическому курсу рубежа ХIХ-ХХ вв. Третий вопрос посвящен рассмотрению очередных попыток решения крестьянского вопроса. Рассмотрите этапы и результаты – Столыпинская реформа, ее результаты и последствия.

 

ТЕМА 7. «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» И НЭП - ДВЕ МОДЕЛИ 

План

1. «Военный коммунизм»: характерные черты, «доктринальные» и «ситуативные» причины, предпосылки введения военно-комму­нистической политики.

2. Советское управление экономикой в годы гражданской войны: достижения и издержки.

3. Новая экономическая политика, её сущность и значение.

4.Свертывание НЭПа и форсирование темпов индустриализации страны в годы первых пятилеток.

5. Оценка НЭПа в научной литературе.

Источники

Из Декрета Совета Народных Комиссаров о разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 433-434.

Из Декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об организации деревенской бедноты и снабжения ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями / Там же. – С. 434-435.

Из Декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом / Там же. – С. 448-449.

Из статьи И.И. Рейгольда «Финансовая политика НЭПа» / Там же. – С. 449-450.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: