Цели: закрепление умения расслаблять язык и удерживать его широким.
Еще Старичок Звуковичок взял чашечку, чтобы в дороге попить чаю.
Упражнение «Чашечка».
Цель: закрепление умения удерживать широкий кончик языка за верхними зубами.
Широкий язык на губу положи
И ровно края ты наверх подними.
Сделай такую «чашечку», чтобы в нее можно было налить чай и чтобы он не смог из нее вылиться. И еще Звуковичок взял чайник, чтобы кипятить чай. {Предложить ребенку изобразить чайник.)
Шел-шел Старичок Звуковичок, устал и решил попить чаю. Развел костер, налил воду в чайник и повесил над костром. Стал ждать, когда вода закипит. Не заметил, как уснул. Но вот вода в чайнике закипела, и пар из-под крышки начал вырываться наружу со звуком «ш-ш-ш». А Старичок Звуковичок ничего не слышит. Повтори, как шипел пар. (Ребенок повторяет.) Опять не слышит. Уже вода начала выплескиваться из чайника в костер: «Тш, тш, тш». Повтори в быстром темпе: «Тш, тш, тш...» (Ребенок повторяет.)
Проверь, правильно ли работают у тебя губы и язык:
|
|
• губы должны быть вытянуты бубликом;
• широкий кончик языка — за верхними зубами;
• посередине языка проходит сильная короткая струя воздуха.
Подставь руку, проверь, так ли это?
Вот мы и нашли звук [ч]. Повтори его еще раз. (Ребенок повторяет.)
Сказка, в которой живет звук [щ]
Снова в сказку мы пойдем
И звук [щ] с тобой найдем.
Нам поможет Старичок,
Старичок Звуковичок.
С кем мы еще дружим?
Ребенок. Мы дружим с пальчиками, Веселым Язычком и Воздушной Струйкой.
Педагог. Ас кем ты дружишь в группе? (Ответы ребенка.) Давай поиграем с пальчиками.
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук скрещены,
Девочки и мальчики. сжимаются и разжимаются.
С вами мы подружимся,
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, Поочередное касание пальцев обеих рук.
Начинай считать опять. Одновременное касание пальцев.
Раз, два, три, четыре, пять - Поочередное касание пальцев.
Вот и кончили считать. Встряхнуть кистями рук.
Педагог. А теперь пойдем на улицу и поиграем с Воздушной Струйкой. На улице идет снег. Легкие снежинки падают на шапку, шубу и даже на нос. Давай сдуем снежинку с носа. (Ребенок выполняет упражнение «Фокус».) Кто нам помог сдуть снежинку?
Ребенок. Это Воздушная Струйка.
Педагог. Посмотри, вот идет поезд по железной дороге. Колеса стучат коротко и быстро: «Ч-ч-ч». Повтори за мной. (Ребенок повторяет.) Но вот поезд приближается к станции, замедляет ход, останавливается, и мы слышим: «Ч-ч-ч-щ-щ-щ...» Поиграем в поезд. Запомни, что звук [ч] всегда произносится коротко. Теперь быстро произносим звуки: «Чщ-чщ-чщ...» Какой звук у тебя получился? Правильно, это звук [щ]. Вот и еще один звук поселился в твоем домике-ротике.
|
|
Сказка, в которой живет звук [л]
Педагог. Сейчас мы отправимся в сказку, где живет звук [л]. Нелегко его найти, но с нами наши верные друзья. Кто это?
Ребенок. Это Старичок Звуковичок, пальчики, Воздушная Струйка и Веселый Язычок.
Педагог. Они нам помогут, ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу.
Попробуем поймать звук [л] в ряде звуков, слогов и слов.
Игра «Поймай звук»
Цель: закрепление умения определять на слух и выделять звук [л] из ряда звуков, слогов, слов.
Педагог называет ряд звуков, слогов, слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [л].
Педагог. Веселые пальчики очень дружные. Они часто ходят друг к другу в гости.
Пальчиковая игра «В гости».
Вгости к пальчику большому Показать домик руками.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний — Пальцы обеих рук последова-
Сам мизинчик-малышок. тельно соединяются.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы обеих рук скрещены,
Друг без друга им нельзя. сжимаются и разжимаются.
Педагог. Старичок Звуковичок предлагает отправиться в путешествие на парусной лодке. Но ветер порвал парус. Как ты думаешь, какой был ветер?
Ребенок. Ветер был очень сильный.
Педагог. Покажи, как он дул.
(Ребенок выполняет упражнение на развитие речевого дыхания: вдох через нос, выдох через рот.)
Педагог. Что нужно, чтобы починить парус?
Ребенок. Нужна иголка.
Педагог. Давай сделаем язычком иголочку.
Упражнение «Иголочка».
Цель: выработка умения делать язык узким, напрягая его мышцы.
Педагог. Старичок Звуковичок зашил иголкой дыру в парусе. Можно плыть на лодке. Давай сделаем лодочку.
Упражнение «Лодочка».
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами, при этом опуская среднюю часть вниз.
Рот открой широко, кончиком языка дотронься до середины верхней губы. Удерживай под счет до 10.
Покатались на лодочке. Теперь Звуковичок предлагает полетать на самолете. В этом нам поможет Веселый Язычок.
Летит самолет высоко за облаками, его и не видно, только слышно, как он гудит. Сделай вдох, открой рот, на выдохе произнеси долгий звук: «А-а-а». При этом высунь кончик языка вперед «иголочкой» и дотронься до середины верхней губы. Повтори несколько раз.
А теперь кончик языка заведи за верхние зубы и продолжай гудеть. Получился звук [л].
Вот и еще один звук ты научился говорить правильно.
Сказка, в которой живет звук [р]
Педагог. Мы сейчас отправимся с тобой в сказку, где живет звук [р]. Старичок Звуковичок, как всегда, с нами.
Посмотри, сколько разных предметов он принес. Я буду их называть, а ты, если услышишь в слове звук [р], возьми этот предмет и поставь в сундучок. (Ребенок выполняет действия.) Сколько ты выбрал предметов? Посчитай. (Ребенок считает.) А что это за предметы?
Ребенок. Это орехи.
Педагог. Старичок Звуковичок предлагает пальчикам поиграть с орехами.
Упражнения для развития мелкой моторики с грецким орехом.
• Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет «пять». Повторить упражнение левой рукой.
• Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
• «Колобок»: грецкий орех лежит на левой руке, правая рука — сверху.
Катаем, катаем,
Крепко прижимаем.
Повторить упражнение для левой руки.
Примечание. После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).
Педагог. Давай отвезем орехи Старичку Звуковичку на лошадке.
|
|