Цель: закрепить умение улыбаться открытой улыбкой.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Упражнения «Заборчик», «Почистим зубки». ( См. «Сказку, в которой живет звук [с]».)
Педагог. Представь себе, что сейчас лето и что Старичок Звуковичок предлагает пойти в лес. Какие насекомые не дают покоя нам в лесу?
Ребенок. Комары.
Педагог. Давай позвеним так, как звенят большие комары: «З-з-з». Для этого нужно улыбнуться, завести кончик языка за нижние зубы, между зубами оставить небольшое расстояние, сильно подуть и включить голос. Какой звук ты произнес?
Ребенок. Это звук [з].
Педагог. Вот мы и нашли звук [з]. Теперь он тоже будет жить в твоем домике и никогда не уйдет.
У твердого звука [з] есть мягкий брат [з']. Послушай, как звенят маленькие комарики: «Зь-зь-зь». Для этого нужно широко улыбнуться, выгнуть спинку языка горкой и мягко позвенеть голосом: «Зь-зь-зь».
Сказка, в которой живет звук [ц]
Мы продолжим свое путешествие и отправимся в Волшебную страну звуков, чтобы найти звук [ц]. Это нелегко, но с нами, как всегда, будет Старичок Звуковичок.
|
|
Игра «Поймай звук».
Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять звук [ц] в слове.
Старичок Звуковичок предлагает поймать звук [ц]. Я сейчас назову ряд слогов, звуков, слов, а ты, когда услышишь звук [ц],сожми ладошки в кулаки. Кто нам поможет в поиске звука [ц], как ты думаешь? Конечно, пальчики. Мы уже давно с ними дружим.
(Игровые действия с «Волшебными Перчатками», выполнение различных пальчиковых игр.)
Кто еще нам помогает в поиске звуков? Конечно, Воздушная Струйка. Старичок Звуковичок предлагает с ней поиграть.
(Выполнение различных упражнений на развитие речевого дыхания, с учетом индивидуальных особенностей ребенка — см. «Сказку, в которой живет звук [с]».)
С кем сейчас мы будем играть, ты узнаешь, если отгадаешь загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык.)
Сказка о Веселом язычке
Жил-был Веселый Язычок. Он, как и мы, любил играть и путешествовать. Решил он порезвиться. Открыл он одни двери (губы), вторые (зубы) и выглянул из домика. Светило ласковое солнышко. Он решил позагорать (упражнение «Лопаточка»). Позагорал и спрятался в домик. Но он перегрелся, и у него поднялась температура. Врач прописал ему лекарство и запретил выбегать на улицу. Но через минуту непоседа Язычок опять выглянул на улицу. За это мы его накажем (упражнение «Накажем непослушный язык»). Язычок испугался и пообещал быть послушным. Каждый день, даже по вечерам, он стал чистить зубы (упражнение «Почистим зубы»). Посмотри, кто это у Старичка Звуковичка спит? Это малыш. (Педагог показывает куклу-малыша.) Мама попросила, чтобы он присмотрел за малышом, пока она сходит в магазин. Мы с тобой громко разговариваем, и поэтому Звуковичок говорит: «Тс-тс-тс...», чтобы мы его не разбудили.
|
|
Повтори: «Тс-тс-тс...» Ускорь темп. Какой звук у тебя получился? Верно, звук [ц]. Теперь он всегда будет жить в твоем домике-ротике.
Сказка, в которой живет звук [ш]
Продолжим с тобой путешествие по волшебной стране звуков. Нам предстоит найти звук [ш].
Игра «Поймай звук».
Цель: развитие умение выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов, слов.
Материал: картинки с изображениями, в названиях которых есть звук [ш].
Старичок Звуковичок предлагает тебе рассмотреть картинки. Послушай их название и определи, в каких картинках спрятался звук [ш].
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развитие умения выделять заданный звук [ш] в слове.
Наши пальчики-друзья
Загрустили — ну и зря!
Будем с вами мы играть,
Упражненья выполнять.
(Ребенку предлагаются различные пальчиковые гимнастики.)
Упражнение «Фокус».
Цель: выработка сильной воздушной плавной струи.
Воздушная Струйка озорница,
Фокус делать мастерица.
Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх.
(Ребенок выполняет упражнение.)
Старичок Звуковичок очень любит чаепития с конфетами. Мы знаем, какой он у нас сладкоежка. Но он разбил свою чашку. Давай поможем Звуковичку, сделаем «чашечку» язычком.
Упражнение «Чашечка».
Цель: выработка умения делать язык широким, поднимая края языка и удерживая в форме «чашечки».
Широкий язык на губу положи
И ровно края ты наверх подними.
Сделай такую «чашечку», чтобы в нее можно было налить чай и чтобы он не смог из нее вылиться. Еще Звуковичок любит пить чай с вареньем.
Упражнение «Вкусное варенье».
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
(Ребенок широким кончиком языка облизывает верхнюю губу сверху вниз.)
У Старичка Звуковичка есть любимое печенье, с которым он пьет чай. Оно имеет форму грибка и так и называется — «грибок».
Язычок ты присоси,
Связку лучше растяни —
Получается грибок.
Сделать ты его бы смог?
Давай попробуем. Улыбнись, пощелкай медленно язычком. Присоси язык к нёбу и открой рот шире. Получилась шляпка гриба из языка, ножка из подъязычной связки.
Звуковичок напился чаю и решил всех развеселить, поиграть на гармошке.
Упражнение «Гармошка».
Цели: укрепление мышц языка; формирование умения растягивать подъязычную связку.
К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой.
Гармонист ты неплохой.
(Ребенок присасывает язык к нёбу и открывает и закрывает рот.)
Старичку Звуковичку подарили шарик. Давай представим, какой он, и покажем руками, как будто мы держим его в руках. Шарик развязался и начал сдуваться.
Заведи широкий кончик языка за верхние зубы, губы вытяни вперед, слегка округли исильно подуй: «Ш-ш-ш». Ладони медленно соедини — шарик сдулся. Какой звук у нас получился? Правильно, звук [ш]. Вот и еще один звук мы с тобой нашли, и теперь ты будешь произносить его правильно.
Сказка, в которой живет звук [ж]
Сегодня мы постараемся найти звук [ж]. Сначала попробуем его поймать.
Игра «Поймай звук».
Цель: выделение звука [ж] из ряда звуков, слогов, из слов.
Педагог. Старичок Звуковичок приготовил картинки. (Показывает и называет, что изображено на картинках.) В названиях каких картинок спрятался звук [ж]? (Ответы ребенка.) Кто нам помогает искать звуки?
Ребенок. Нам помогают Старичок Звуковичок, пальчики, Воздушная Струйка, Веселый Язычок.
|
|
Пальчиковые игры.
Мы рога козы покажем
Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем «рога» поднимаем к голове.
И рога оленя даже..-
Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем «ветвистые рога» над головой.
Мы про зайку не забудем
Ушками водить мы будем.
Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
Каждый палец руки поочередно присоединяем к большому.
Педагог. Посмотри, что это у Старичка Звуковичка?
Ребенок. Ватная пушинка.
Педагог. Он хотел сделать фокус, но у него не получилось. Помоги Звуковичку: покажи, как нужно правильно выполнить это упражнение.
Упражнение «Фокус».
Цель: выработка сильной воздушной струи посередине языка.
(Ребенок выполняет упражнение.)
Педагог. А сейчас поиграем с Веселым Язычком. Мы со Звуковичком будем показывать тебе упражнения рукой, а ты их будешь выполнять язычком.
(Ребенок выполняет артикуляционные упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка».)
Педагог. Молодец, хорошо у тебя получается. Представь, что мы летом пошли в лес. Вдруг в траве что-то зашуршало — это была змея. Она увидела нас и зашипела: «Ш-ш-ш...» Зашипи и ты на нее.
Ребенок. Ш-ш-щ...
Педагог. Проверь, правильно ли у тебя работают губы и язык:
— губы округлены и слегка вытянуты вперед;
— широкий кончик языка за верхними зубами («чашечка»);
— посередине языка идет теплая, плавная воздушная струя.
— Змея, наверное, тебя испугалась и быстро уползла.
Мы вышли на полянку. Здесь много цветов, а над ними кружит жук: «Я жук, я жук. На поляне живу. Летаю и жужжу, летаю и жужжу — ж-ж-ж».
Губы и язык делай как при звуке [ш]. Пошипи как змея. А теперь положи ладошку на горлышко, добавь звук и почувствуй, как дрожит горлышко. Какой звук у тебя получился?
Ребенок. Звук [ж].
Педагог. Вот еще один звук мы нашли. Теперь ты будешь всегда говорить его правильно.
Сказка, в которой живет звук [ч]
|
|
Мы уже немало звуков нашли в Волшебной стране. А сейчас отправимся на поиск звука [ч].
Старичок Звуковичок предлагает тебе послушать небольшое стихотворение. Когда ты услышишь в слове звук [ч], топни правой ногой.
Девочки и мальчики
Скачут словно мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
У Старичка Звуковичка сегодня хорошее настроение, и он решил пойти на прогулку с пальчиками.
Имитация движений пальцами рук.
Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал.
Устал Звуковичок и сел отдохнуть. Тут подул ветер, растрепал ему волосы, и челка упала на глаза. Он решил ее сдуть. Вытянул язычок «чашечкой» вперед и сильно подул. Но у него это не получилось. Давай ему поможем. Покажи Звуковичку, как правильно это делать: сдуй свою челку со лба.
(Ребенок выполняет задание.)
Нужно дальше идти, искать звук [ч]. Старичок Звуковичок взял с собой в дорогу бублик, чтобы не проголодаться.
Упражнение «Бублик».
Цель: закрепление умения слегка вытягивать и округлять губы.
Бублик мы изобразили:
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
На всякий случай Звуковичок взял лопату — вдруг пригодится.