Упражнение «Лягушка улыбается»

Цель: закрепить умение улыбаться открытой улыбкой.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Упражнения «Заборчик», «Почистим зубки». ( См. «Сказку, в которой живет звук [с]».)

Педагог. Представь себе, что сейчас лето и что Старичок Звуковичок предлагает пойти в лес. Какие насекомые не дают покоя нам в лесу?

Ребенок. Комары.

Педагог. Давай позвеним так, как звенят большие кома­ры: «З-з-з». Для этого нужно улыбнуться, завести кончик языка за нижние зубы, между зубами оставить небольшое рас­стояние, сильно подуть и включить голос. Какой звук ты про­изнес?

Ребенок. Это звук [з].

Педагог. Вот мы и нашли звук [з]. Теперь он тоже будет жить в твоем домике и никогда не уйдет.

У твердого звука [з] есть мягкий брат [з']. Послушай, как звенят маленькие комарики: «Зь-зь-зь». Для этого нужно ши­роко улыбнуться, выгнуть спинку языка горкой и мягко по­звенеть голосом: «Зь-зь-зь».

Сказка, в которой живет звук [ц]

 

Мы продолжим свое путешествие и отправимся в Волшеб­ную страну звуков, чтобы найти звук [ц]. Это нелегко, но с нами, как всегда, будет Старичок Звуковичок.

Игра «Поймай звук».

Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять звук [ц] в слове.

Старичок Звуковичок предлагает поймать звук [ц]. Я сей­час назову ряд слогов, звуков, слов, а ты, когда услышишь звук [ц],сожми ладошки в кулаки. Кто нам поможет в поиске звука [ц], как ты думаешь? Конечно, пальчики. Мы уже давно с ними дружим.

(Игровые действия с «Волшебными Перчатками», выполнение различных пальчиковых игр.)

Кто еще нам помогает в поиске звуков? Конечно, Воздуш­ная Струйка. Старичок Звуковичок предлагает с ней поиграть.

(Выполнение различных упражнений на развитие речевого ды­хания, с учетом индивидуальных особенностей ребенка — см. «Сказку, в которой живет звук [с]».)

С кем сейчас мы будем играть, ты узнаешь, если отгадаешь загадку:

 

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык.)

Сказка о Веселом язычке

Жил-был Веселый Язычок. Он, как и мы, любил играть и путешествовать. Решил он порезвиться. Открыл он одни двери (губы), вторые (зубы) и выглянул из домика. Светило ласковое солнышко. Он решил позагорать (упражнение «Лопаточка»). Позагорал и спрятался в домик. Но он перегрелся, и у него поднялась температура. Врач прописал ему лекарство и запре­тил выбегать на улицу. Но через минуту непоседа Язычок опять выглянул на улицу. За это мы его накажем (упражнение «Накажем непослушный язык»). Язычок испугался и пообещал быть послушным. Каждый день, даже по вечерам, он стал чистить зубы (упражнение «Почистим зубы»). Посмотри, кто это у Старичка Звуковичка спит? Это малыш. (Педагог пока­зывает куклу-малыша.) Мама попросила, чтобы он присмотрел за малышом, пока она сходит в магазин. Мы с тобой громко разговариваем, и поэтому Звуковичок говорит: «Тс-тс-тс...», чтобы мы его не разбудили.

Повтори: «Тс-тс-тс...» Ускорь темп. Какой звук у тебя получился? Верно, звук [ц]. Теперь он всегда будет жить в твоем домике-ротике.

Сказка, в которой живет звук [ш]

 

Продолжим с тобой путешествие по волшебной стране зву­ков. Нам предстоит найти звук [ш].

Игра «Поймай звук».

Цель: развитие умение выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов, слов.

Материал: картинки с изображениями, в названиях кото­рых есть звук [ш].

Старичок Звуковичок предлагает тебе рассмотреть картин­ки. Послушай их название и определи, в каких картинках спрятался звук [ш].

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: развитие умения выделять заданный звук [ш] в слове.

 

Наши пальчики-друзья

Загрустили — ну и зря!

Будем с вами мы играть,

Упражненья выполнять.

 

(Ребенку предлагаются различные пальчиковые гимнастики.)

Упражнение «Фокус».

Цель: выработка сильной воздушной плавной струи.

 

Воздушная Струйка озорница,

Фокус делать мастерица.

 

Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верх­ней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх.

(Ребенок выполняет упражнение.)

Старичок Звуковичок очень любит чаепития с конфе­тами. Мы знаем, какой он у нас сладкоежка. Но он разбил свою чашку. Давай поможем Звуковичку, сделаем «чашечку» язычком.

Упражнение «Чашечка».

Цель: выработка умения делать язык широким, поднимая края языка и удерживая в форме «чашечки».

 

Широкий язык на губу положи

И ровно края ты наверх подними.

 

Сделай такую «чашечку», чтобы в нее можно было налить чай и чтобы он не смог из нее вылиться. Еще Звуковичок любит пить чай с вареньем.

Упражнение «Вкусное варенье».

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

(Ребенок широким кончиком языка облизывает верхнюю губу сверху вниз.)

У Старичка Звуковичка есть любимое печенье, с которым он пьет чай. Оно имеет форму грибка и так и называется — «грибок».

 

Язычок ты присоси,

Связку лучше растяни —

Получается грибок.

Сделать ты его бы смог?

 

Давай попробуем. Улыбнись, пощелкай медленно языч­ком. Присоси язык к нёбу и открой рот шире. Получилась шляпка гриба из языка, ножка из подъязычной связки.

Звуковичок напился чаю и решил всех развеселить, поиг­рать на гармошке.

Упражнение «Гармошка».

Цели: укрепление мышц языка; формирование умения рас­тягивать подъязычную связку.

 

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой.

 

(Ребенок присасывает язык к нёбу и открывает и закрывает рот.)

Старичку Звуковичку подарили шарик. Давай представим, какой он, и покажем руками, как будто мы держим его в руках. Шарик развязался и начал сдуваться.

Заведи широкий кончик языка за верхние зубы, губы вы­тяни вперед, слегка округли исильно подуй: «Ш-ш-ш». Ла­дони медленно соедини — шарик сдулся. Какой звук у нас получился? Правильно, звук [ш]. Вот и еще один звук мы с тобой нашли, и теперь ты будешь произносить его правильно.

Сказка, в которой живет звук [ж]

 

Сегодня мы постараемся найти звук [ж]. Сначала попро­буем его поймать.

Игра «Поймай звук».

Цель: выделение звука [ж] из ряда звуков, слогов, из слов.

Педагог. Старичок Звуковичок приготовил картинки. (Показывает и называет, что изображено на картинках.) В на­званиях каких картинок спрятался звук [ж]? (Ответы ребенка.) Кто нам помогает искать звуки?

Ребенок. Нам помогают Старичок Звуковичок, пальчи­ки, Воздушная Струйка, Веселый Язычок.

Пальчиковые игры.

Мы рога козы покажем     

Выдвигаем указательный палец и мизинец  вперед, загибая остальные пальцы; затем «рога» поднимаем к голове.

И рога оленя даже..-  

Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем «ветвистые рога» над головой.

Мы про зайку не забудем

Ушками водить мы будем.

Выдвигаем вперед указатель­ные и средние пальцы обеих рук, поднимаем их вперед, а потом сжимаем пальцы в ку­лачки и разжимаем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

Каждый палец руки поочеред­но присоединяем к большому.

Педагог. Посмотри, что это у Старичка Звуковичка?

Ребенок. Ватная пушинка.

Педагог. Он хотел сделать фокус, но у него не получи­лось. Помоги Звуковичку: покажи, как нужно правильно вы­полнить это упражнение.

Упражнение «Фокус».

Цель: выработка сильной воздушной струи посередине языка.

(Ребенок выполняет упражнение.)

Педагог. А сейчас поиграем с Веселым Язычком. Мы со Звуковичком будем показывать тебе упражнения рукой, а ты их будешь выполнять язычком.

(Ребенок выполняет артикуляционные упражнения «Лопа­точка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка».)

Педагог. Молодец, хорошо у тебя получается. Пред­ставь, что мы летом пошли в лес. Вдруг в траве что-то за­шуршало — это была змея. Она увидела нас и зашипела: «Ш-ш-ш...» Зашипи и ты на нее.

Ребенок. Ш-ш-щ...

Педагог. Проверь, правильно ли у тебя работают губы и язык:

— губы округлены и слегка вытянуты вперед;

— широкий кончик языка за верхними зубами («чашечка»);

— посередине языка идет теплая, плавная воздушная струя.

— Змея, наверное, тебя испугалась и быстро уползла.

Мы вышли на полянку. Здесь много цветов, а над ними кружит жук: «Я жук, я жук. На поляне живу. Летаю и жужжу, летаю и жужжу — ж-ж-ж».

Губы и язык делай как при звуке [ш]. Пошипи как змея. А теперь положи ладошку на горлышко, добавь звук и почув­ствуй, как дрожит горлышко. Какой звук у тебя получился?

Ребенок. Звук [ж].

Педагог. Вот еще один звук мы нашли. Теперь ты бу­дешь всегда говорить его правильно.

Сказка, в которой живет звук [ч]

 

Мы уже немало звуков нашли в Волшебной стране. А сей­час отправимся на поиск звука [ч].

Старичок Звуковичок предлагает тебе послушать неболь­шое стихотворение. Когда ты услышишь в слове звук [ч], топни правой ногой.

 

Девочки и мальчики

Скачут словно мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

 

У Старичка Звуковичка сегодня хорошее настроение, и он решил пойти на прогулку с пальчиками.

Имитация движений пальца­ми рук.

Вышли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал,

А в конце пути упал.

 

Устал Звуковичок и сел отдохнуть. Тут подул ветер, рас­трепал ему волосы, и челка упала на глаза. Он решил ее сдуть. Вытянул язычок «чашечкой» вперед и сильно подул. Но у него это не получилось. Давай ему поможем. Покажи Звуковичку, как правильно это делать: сдуй свою челку со лба.

(Ребенок выполняет задание.)

Нужно дальше идти, искать звук [ч]. Старичок Звуковичок взял с собой в дорогу бублик, чтобы не проголодаться.

Упражнение «Бублик».

Цель: закрепление умения слегка вытягивать и округлять губы.

 

Бублик мы изобразили:

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

 

На всякий случай Звуковичок взял лопату — вдруг приго­дится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: