Стратегия и тактика системы закаливания (медиапрезентация)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ

 

 

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Тема: «Технология системы закаливания в ДОУ»

                                                                          Е.А.Нестерук

                                                                                                    старший воспитатель МБДОУ

 «ЦРР-детский сад №26» г.Воркуты

 

СОДЕРЖАНИЕ:

I ч. Теоретическая:

- Вступление.

- Стратегия и тактика системы закаливания (медиапрезентация)

- Технология контрастного водного закаливания.

 - Вариативные методики спецзакаливания А.Уманской и К.Динейки.

 

II ч. Практическая:

- Методы закаливания (творческие группы).

- Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)

 

III ч. Подведение итогов «Росток»

     Медиа-презентация «Простые правила здоровья»

Приложение к семинару:

1. Медиапрезентация

2. Методические рекомендации по проведению закаливающих процедур в ДОУ.

3. Памятка для воспитателей «Закаливание дошкольников с использованием игрового массажа».

 

 

I ч. Теоретическая:

Вступление.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.Л. Сухомлинский

 

Одной из важнейших задач ОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Не секрет, что экстремальные климатические условия – продолжительная зима с сильными морозами, полярная ночь полярный день, резкие перепады атмосферного давления, нехватка кислорода не позволяет наиболее рационально реализовать двигательную активность детей в зимний период на улице, наличие промышленных предприятий (шахт, цементного завода), выделяющих вредные вещества, наносят вред здоровью жителям нашего города.

Все вышеназванные факторы влияют и на здоровье наших детей, вызывая рост показателей заболеваемости. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления дошкольников. Одним из них является  - закаливание организма. Сегодня мы возвращаемся к вопросам технологии системы закаливания, рассмотрим методы, вспомним принципы, познакомимся с методикой игрового массажа. Работа семинара предполагает ваше активное участие.

 

Стратегия и тактика системы закаливания (медиапрезентация)

Закаливание по праву считается одним из средств физического воспитания детей.

Закаливание - это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам

внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.

Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.

Неспецифическое действие закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и

эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свертывания крови, увеличивается выработка антител,

витаминов А, Д, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация и методы использования факторов внешней среды с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в вопросах закаливания персонала (медицинского и педагогического), состояние материально-технической базы дошкольного учреждения.

При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

I группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.

II группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1-й и 2-й степени, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хроническая пневмония, астматический бронхит, хронический холецистит, хронический отит).

  Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2°С, чем для детей I подгруппы. Показано закаливание воздухом.

III группа – дети с органическими заболеваниями сердца (врожденный порок сердца), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, легких), хроническим отитом, бронхиальной астмой. Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия. При выборе системы закаливания, с одной стороны следует учитывать степень ее эффективности, а с другой – организационные

сложности проведения процедуры. В организационном плане сложны процедуры, требующие строгой индивидуализации в дозировке. Учитывая неоднородность детского коллектива по уровню закаленности, состоянию здоровья, преимущество имеют воздушное закаливание, полоскание горла холодной водой, контрастное обливание ног.

Принципы закаливания:

1) комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;

2) индивидуализация закаливающих воздействий с учетом состояния здоровья, степени закаленности ребенка;

3) постепенное увеличение силы воздействия природного фактора;

4) систематичность закаливания – должно осуществляться круглый год, а виды и методики меняться в зависимости от сезона и погодных условий;

5) спокойное радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.

Закаливание детей в дошкольном учреждении состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованные прогулки, физические упражнения, проводимые в облегченной (спортивной) форме одежды в помещении и на открытом воз-

духе.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.

Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые. Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых.

Оно проводится в присутствии детей, в теплое время года –непрерывно, в холодное время – до снижения температуры воздуха до +19° С.

К специальным закаливающим процедурам относятся - закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.

Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна.

Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в теплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин до подъема проветривание прекращают.

Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -15°С, а 4–7 летние – при температуре не ниже –18 –-22°С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать.

Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.

Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребенок в трусах и майке, в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+18˚С) комнаты в теплую (+23˚С) и обратно в течение 5- 6 мин.

Закаливание водой - всегда сочетается с закаливанием воздухом, так как выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питье холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры

с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоемах. К общим закаливающим процедурам переходят тогда, когда ребенок хорошо переносит местное закаливание.

Общие схемы закаливающих процедур представлены в приложении 11.

К числу закаливающих процедур можно отнести метод закаливания в сауне, который помимо оздоравливающих процедур обладает выраженным седативным (успокаивающим) эффектом. Банные процедуры снижают уровень молочной кислоты в мышцах - одного из основных факторов усталости. Под влиянием жаропаровых процедур происходит тренировка сердечно-сосудистой системы за счет усиления кровообращения. Улучшается газообмен и вентиляционная способность легких. Горячая баня является великолепным тренажером кожи, способствует усилению процессов торможения в центральной нервной системе - развивает успокаивающий эффект. Данный физкультурно-оздоровительный комплекс осуществляется 1 раз в неделю после дневного сна.

Время пребывания детей в сауне при первых посещениях должно быть ограничено 4–5 минутами, температура воздуха – +60˚С. Постепенно, после адаптации, время пребывания в помещении обогревочной камеры детей 3–4-х лет может быть увеличено до 6–7 минут, 5–7 летних – до 7-10 мин.

Пребывание в сауне чередуется с разнообразными видами охлаждения:- плаванием в бассейне с температурой воды 25˚С в течение 1-1,5 мин (обязательно в медленном темпе);

- пребыванием в более прохладном помещении (температура воздуха +20 – +25˚С) в течение 5-7 мин в махровом халате или полотенце;

- обливанием в душе (температура воды 25˚С) без сильного напора.

При обливании из шланга вначале поливают ноги, а затем - руки в направлении от кисти к плечу.

По мере закаливания по согласованию с врачом-педиатром температура воздуха или воды в период охлаждения может быть снижена.

Выбор вида охлаждения определяется в зависимости от планировки помещений теплопроцедур в сауне и степени подготовленности и закаленности детей.   

Закаливание, которое проводится в системе и постоянно – укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом, активизирует работу всех органов и систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: