- Умывание.
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
ПРИМЕЧАНИЕ: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два».
- Полоскание полости рта.
Хорошим средством закаливания и предупреждением заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое полоскание рта водой комнатной температуры. Для полоскания используется 1/3 стакана воды.
Обучают детей постепенно. Для этого приглашают не более 2-3 ребят. Ставят на стол тазик, дают им стаканчики с кипяченой водой, сажают напротив игрушку («зайчик смотрит, как надо полоскать ротик, учится у нас») и воспитатель показывает, сколько нужно набрать в рот воды, как сжать челюсти, как работать щечками, чтобы водичка «урчала», как «выпустить ее на свободу». Когда ребенок научен этой процедуре, он выполняет ее под наблюдением младшего воспитателя в умывальной комнате каждый раз после еды.
Вода готовится заранее и ставится на отведенное для этого место. Использованные стаканчики дети оставляют в специальном пластмассовом ведерке.
- Ходьба босиком.
В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше делать это во время ежедневных физических упражнений.
Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2-х до 3-х месяцев в зависимости от подбора детей.
Технология контрастного водного закаливания
(топтание в ванночках с водой контрастной температуры)
Закаливание основано на методике контрастного обливания ног.
Ставится три ёмкости. На дно ёмкости с прохладной водой насыпаны камушки небольшого размера. Начальная температура воды 360С – 240С – 360С. Количество воды не должно превышать высоты ступни ног ребенка.
Дети друг за другом, поточным способом проходят по «Дорожке здоровья» (коврики массажные, ребристая доска) + все три емкости, топая ножками в каждой из них. Затем наступают на сухое покрытие (одеяло) или резиновый коврик с шипами. Дети после ванночек растирают ноги полотенцем. Закаливание проводится после сна.
ДОЗИРОВКА:
Первые три дня начальная температура воды для закаливания 360С – 240С– 360С. Дети проходят один круг и топают ножками в ёмкостях с водой 2 раза. Через каждые три дня температура теплой воды повышается на 10С; температура холодной воды снижается на 10С. Температуру теплой воды доводят до 400С; температуру холодной воды снижают до 160С. Количество кругов увеличивается до 3-4.
Т.С.Казаковцева «Здоровье с детства» г.Киров рекомендует следующую схему:
Возрастные группы | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Начальная t +360С-+240С-+260С Длительность 10с-10с-10 сек. | Начальная t +360С-+240С-+360С Длительность 10с-9с-10сек | Начальная t +320С-+180С-+320С Длительность 30с-30с-30 сек. | Начальная t +280С-+170С-+280С Длительность 30с-30с-30 сек. |
Конец года +320С-+180С-+320С Довести до 2-х раз 15 сек - 30 сек. | Конец года +300С-+160С-+300С Длительность 10с-9с-10сек | Конец года +280С-+170С-+280С +260С-+150С-+260С Длительность 30с-30с-30 сек. | Конец года +260С-+160С-+260С +240С-+150С-+240С Длительность 30с-30с-30 сек. 40с-40с-40 сек. |
Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание
II часть: практическая.
Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)
Игровой массаж включает адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки:
- Закаливающее дыхание.
- Массаж рук.
- Массаж ушных раковин.
- Закаливающий массаж ступней ног.
- Обширное умывание
- Босохождение.
ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, Тете покажи.
— Надо носик очищать, На прогулку собирать.
— Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.
— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.
— Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.
— Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу».
— Надо носик нам погреть, Его немного потереть.
— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.
МАССАЖ РУК
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»