Цель освоения дисциплины
Формирование готовности слушателей компетентно осуществлять проектную деятельность в сфере деятельности СО НКО
Планируемые результаты обучения
В результате освоения дисциплины слушатель должен обладать следующими компетенциями:
· Способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения;
· Способностью выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности деятельности СО НКО.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать
· Сущность и специфику социально-проектной деятельности, социальных проектов, предмет социального проектирования и типы социальных проектов; представлять значение и инновационный потенциал проектной деятельности в решении социальных проблем населения в сфере деятельности СО НКО;
|
|
· Сущность и содержание технологии разработки социального проекта, систему принципов и методов социального проектирования; представлять структуру социального проекта как текста, требования к основным частям социального проекта; знать нормативно-правовые и финансово-экономические основы социального проектирования;
· Сущность и содержание технологии реализации социального проекта, основы управления проектом в процессе его реализации; опыт реализации социальных проектов в различных сферах социальной работы за рубежом и в России;
· Сущность и содержание технологии организации конкурса социальных проектов, специфику конкурсного механизма социального проектирования; основы технологии социальной экспертизы социальных проектов; зарубежный, российский и региональный опыт конкурсов социальных проектов;
Уметь
· Выделять существенные признаки социального проекта в сравнении с социальной программой, планом, прогнозом, социальной инновацией; охарактеризовать социальный проект по типу и предмету проектирования;
· Актуализировать «проблемную чувствительность», т.е. способность увидеть действительно важные социальные потребности и проблемы населения «здесь и теперь»; анализировать реальную социальную проблему, конструировать возможные шаги, практические действия по ее решению, разрабатывать содержание основных частей социального проекта и оформлять текст проекта в соответствии с современными требованиями; обосновать содержание социального проекта в нормативно-правовом и финансово-экономическом отношении;
|
|
· Презентовать, защищать социальный проект; реально включаться в конкретную практическую деятельность по реализации социального проекта, оформлять результаты реализации проекта в соответствии с современными требованиями; привлекать для успешной реализации социального проекта партнеров (СМИ, волонтеры и пр.); оценить собственные возможности и ограничения, способствующие или препятствующие разработке
· Успешно реализовывать социальные проекты в сфере деятельности СО НКО;
· Разработать и реализовать конкурсный механизм социального проектирования; выступить в роли эксперта социальных проектов, представить итоги социальной экспертизы проектов; ориентироваться в конкурсах социальных проектов разного уровня и вида;
Владеть
· Основами социально-проектной деятельности, культуры современного социально-проектного мышления, общественной и профессиональной деятельности с точки зрения проектного подхода;
· Основными методами и технологическими процедурами социального проектирования; способностью выявлять, формулировать проблемы в сфере деятельности СО НКО на основе проектного подхода, к постановке и обоснованию цели социального проекта, выбору путей ее достижения; навыками групповой работы в рамках социального проектирования и навыками самостоятельной работы в рамках индивидуального социального проекта; нормативно-правовым и финансово-экономическим инструментарием проектной деятельности;
· Методами и приемами успешной презентации социального проекта; основными технологическими процедурами реализации социального проекта; способностью разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проектного подхода, использовать результаты реализации социального проекта для повышения эффективности деятельности СО НКО; способностью оценивать в ходе практической отработки шагов и этапов реализации проектной технологии меру своей профессиональной компетентности;
· Основными технологическими процедурами организации конкурса социальных проектов; навыками экспертной работы; способностью к конкурентному участию в конкурсах социальных проектов разного уровня.
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№п/п | Наименование модуля/темы | Всего часов | Из них теории | Практич. | Самостоятельной работы |
1 | От цели к реализации социального проекта | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | Технология социального проектирования | 1 | 1 | - | - |
1.2 | Рабочий план идей и рождение проекта | 1 | - | 1 | - |
2 | Эффективная презентация проекта | 2 | 1 | 1 | |
2.1 | Правила составления презентаций | 1 | 1 | - | - |
2.2 | «Красивая» и «эффективная» | 1 | - | 1 | - |
3 | Формирование команды для реализации проекта. | 2 | 1 | 1 | |
3.1 | Стандартная трактовка процедур набора команды | 1 | 1 | - | - |
3.2 | Особенности проектной команды | 1 | 1 | - | - |
4 | Планирование реализации проекта | 2 | 2 | - | - |
4.1 | Этапы реализации проекта | 1 | 1 | - | - |
4.2 | Технологии реализации (Scrum, Agile) | 1 | 1 | - | - |
5. | Оценка результатов проекта; анализ ошибок | 2 | 1 | 1 | - |
5.1 | Подведение итогов | 1 | 1 | - | |
5.2 | Анализ ошибок | 1 | 1 | ||
6. | Успешные практики деятельности СО НКО | 2 | - | 2 | - |
6.1 | Практические кейсы | 1 | 1 | ||
6.2 | Вовлечение в волонтерство | 1 | 1 | - | |
7. | Сотрудничество между СО НКО. | 2 | 1 | 1 | - |
7.1 | Международное сотрудничество | 1 | - | 1 | - |
7.2 | ГЧП и СО НКО | 1 | 1 | ||
8. | Социальное предпринимательство или благотворительность | 2 | 1 | 1 | |
8.1 | Благотворительные фонды | 1 | 1 | - | - |
8.2 | Социальные предприниматели | 1 | - | 1 | - |
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ и обсуждение вопросов | 8 | - | 8 | - | |
ИТОГО | 24 | - | -- |
|
|
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
· Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью процесса обучения.. Правильная организация самостоятельной работы позволяет обучающимся развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивает высокий уровень успеваемости в период обучения, способствует формированию навыков совершенствования профессионального мастерства.
· Самостоятельная работа обучающихся во внеаудиторное время включает в себя подготовку к аудиторным занятиям, а также изучение отдельных тем, расширяющих и углубляющих представления обучающихся по разделам изучаемой дисциплины. Такая работа может предполагать проработку теоретического материала, работу с научной литературой, выполнение практических заданий, подготовку ко всем видам контрольных испытаний, выполнение творческих работ.
· Конкретные рекомендации по планированию и проведению самостоятельной работы по дисциплине «Социальное проектирование» представлены в методических указаниях для обучающихся, а также в методических материалах фондов оценочных средств.