Министерство образования и науки Республики Казахстан
Техническое и профессиональное образование
Регистрационный № _____
«___» ________ 20_____г.
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
(общественно-гуманитарного направления)
на базе основного среднего образования
Нур-Султан 2020
Программа рассмотрена и рекомендована учебно-методическим объединением
по общеобразовательным дисциплинам естественно-математического направления
Протокол № 2 « 03 » июля 20 20 год
Программа рассмотрена и одобрена Республиканским учебно-методическим советом
технического и профессионального, послесреднего образования
Министерства образования и науки Республики Казахстан
Протокол № 1 « 15 » июля 20 20 год
Содержание
| № | Наименование | Страница |
| 1 | Пояснительная записка | 4 |
| 2 | Тематический план учебной дисциплины | 5 |
| 3 | Результаты обучения и критерии оценки | 8 |
| 4 | Перечень литературы и средств обучения | 20 |
Пояснительная записка
Типовая учебная программа разработана в соответствии с приказами Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» и от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан».
Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 "Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях".
Задачи:
1) расширить значимые биологические знания и умения, определяющие роль человека в природе на основе понимания законов ее развития;
2) применять законы развития и функционирования природы в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления;
3) формировать в процессе овладения системой знаний и основ научного мировоззрения; творческой самостоятельности и критического мышления, исследовательских умений;
4) развивать качества инициативной личности, позволяющие свободно ориентироваться в окружающей действительности, с готовностью принимать самостоятельные решения, связанные этическими вопросами и с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;
5) развивать у обучающихся интеллектуальные умения, необходимые для продолжения образования и самообразования.
В типовой программе по биологии общественно-гуманитарного направления предусмотрено 19 разделов: «Молекулярная биология и биохимия», «Клеточная биология», «Питание», «Транспорт веществ», «Дыхание», «Выделение», «Клеточный цикл», «Размножение», «Рост и развитие», «Закономерности наследственности и изменчивости», «Эволюционное развитие», «Основы селекции», «Многообразие живых организмов», «Координация и регуляция», «Движение», «Биомедицина и биоинформатика», «Биотехнология», «Биосфера, экосистема, популяция», «Экология и влияние человека на окружающую среду».
Объем учебной нагрузки учебной дисциплины "Биология" составляет 150 часов. Предусмотрено проведение лабораторных работ.
При создании рабочих учебных программ организация технического и профессионального образования имеет право:
- выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и виды контроля учебного процесса;
- распределять общий объем часов учебного времени на разделы и темы (от объема часов, выделенного на изучение дисциплины);
- обоснованно изменять учебную программу в изучении ее порядка.
Тематический план дисциплины
| № | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
| Всего | Занятия | ||||
| теоретические | практические | ||||
| Раздел 1. Молекулярная биология и биохимия | * | * | * | ||
| 1 | Тема 1. Значение воды для жизни на Земле. | ||||
| 2 | Тема 2. Классификация углеводов. | ||||
| 3 | Тема 3. Структурные компоненты липидов. Свойства и функции жиров. | ||||
| 4 | Тема 4. Классификация белков по составу. Денатурация и ренатурация белков. Лабораторная работа "Влияние различных условий (температура, pH) на структуру белков". | ||||
| 5 | Тема 5. Содержание белков в биологических объектах. Лабораторная работа "Определение содержания белков в биологических обьектах". | ||||
| 6 | Тема 6. Механизм взаимодействия между антигеном и антителом. Лабораторная работа "Исследование влияния иммобилизации ферментов на их активность". | ||||
| 7 | Тема 7. Процесс репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Строение и функции молекул рибонуклеиновой кислоты. | ||||
| 8 | Тема 8. Сходства и различия в строении молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты и рибонуклеиновой кислоты. Транскрипция. Свойства генетического кода. | ||||
| Раздел 2. Клеточная биология | * | * | * | ||
| 9 | Тема 1. Особенности строения и функций органоидов в клетке. | ||||
| 10 | Тема 2. Взаимосвязь между структурой, свойствами и функциями клеточной мембраны. Жидкостно-мозаическая модель мембраны. Лабораторная работа "Влияние различных факторов на мембрану клеток". | ||||
| 11 | Тема 3. Определение основных компонентов клеток. Лабораторная работа "Описание основных компонентов клеток с использованием микрофотографий". | ||||
| 12 | Тема 4. Расчет линейного увеличения органелл. Различие между разрешением и увеличением оптического и электронного микроскопов. | ||||
| Раздел 3. Питание | * | * | * | ||
| 13 | Тема 1. Структурные компоненты хлоропласта и их функции. Лабораторная работа "Исследование содержания пигментов фотосинтеза в клетках различных растений". | ||||
| 14 | Тема 2. Световая фаза фотосинтеза. Фотофосфолирование. | ||||
| 15 | Тема 3. Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина. | ||||
| 16 | Тема 4. Факторы, влияющие на скорость фотосинтеза. Лабораторная работа "Влияние лимитирующих факторов на интенсивность фотосинтеза". | ||||
| 17 | Тема 5. Хемосинтез. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. | ||||
| Раздел 4. Транспорт веществ | * | * | * | ||
| 18 | Тема 1. Влияние соотношения площади поверхности к объему на скорость диффузии. Лабораторная работа "Определение отношения величины поверхности к объему клетки". | ||||
| 19 | Тема 2. Механизм пассивного транспорта | ||||
| 20 | Тема 3. Механизм активного транспорта на примере натрий - калиевого насоса. Симпластный, апопластный, вакуолярный пути транспорта веществ и их значение. | ||||
| 21 | Тема 4. Водный потенциал. Лабораторная работа "Определение водного потенциала клеток в растворах с различной концентрацией солей". | ||||
| Раздел 5. Дыхание | * | * | * | ||
| 22 | Тема 1. Строение и функции аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Синтез АТФ. | ||||
| 23 | Тема 2. Виды метаболизма. Этапы энергетического обмена. | ||||
| 24 | Тема 3. Структурные компоненты митохондрий и их функции. | ||||
| Раздел 6. Выделение | * | * | * | ||
| 25 | Тема 1. Регуляция обмена воды. Органы мишени. | ||||
| 26 | Тема 2. Искусственное очищение крови и других жидкостей человеческого тела. | ||||
| 27 | Тема 3. Хроническая почечная недостаточность. Трансплантация почек и диализ. | ||||
| Раздел 7-8. Клеточный цикл. Размножение | |||||
| 28 | Тема 1. Гаметогенез у растений и животных. Спорогенез и гаметогенез у растений. | ||||
| 29 | Тема 2. Гаметогенез. Стадии гаметогенеза человека. | ||||
| 30 | Тема 3. Возникновение онкологических новообразований. Старение. | ||||
| Раздел 9. Рост и развитие | * | * | * | ||
| 31 | Тема 1. Стволовые клетки. | ||||
| Раздел 10. Закономерности наследственности и изменчивости | * | * | * | ||
| 32 | Тема 1. Модификационная изменчивость. Лабораторная работа "Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой". | ||||
| 33 | Тема 2. Цитологические основы наследования признаков. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач. | ||||
| 34 | Тема 3. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | ||||
| 35 | Тема 4. Спонтанные и индуцированные мутации. | ||||
| 36 | Тема 5. Спонтанные мутации дезоксирибонуклеиновой кислоты. | ||||
| 37 | Тема 6. Мировой проект "Геном человека". | ||||
| Раздел 11-13. Эволюционное развитие. Основы селекции. Многообразие живых организмов | * | * | * | ||
| 38 | Тема 1. Взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией. | ||||
| 39 | Тема 2. Доказательства эволюции. | ||||
| 40 | Тема 3. Механизмы видообразования. | ||||
| 41 | Тема 4. Этапы антропогенеза. | ||||
| 42 | Тема 5. Современные сельскохозяйственные технологии для повышения урожайности. | ||||
| 43 | Тема 6. Этапы формирования жизни на Земле. Филогенетические деревья. Кладограммы. | ||||
| Раздел 14. Координация и регуляция | * | * | * | ||
| 44 | Тема 1. Строение центральной нервной системы. | ||||
| 45 | Тема 2. Взаимосвязь строения и функции холинергического синапса. | ||||
| 46 | Тема 3. Виды механорецепторов. | ||||
| 47 | Тема 4. Системы управления в биологии. | ||||
| 48 | Тема 5. Механизм действия гормонов на клетки - мишени на примере инсулина и эстрогена. | ||||
| 49 | Тема 6. Ростовые вещества. Лабораторная работа "Действие ауксина на рост корня". | ||||
| Раздел 15. Движение | * | * | * | ||
| 50 | Тема 1. Строение поперечно- полосатой мышечной ткани. | ||||
| 51 | Тема 2. Строение, локализации и общие свойства быстрых и медленных мышечных волокон. | ||||
| Раздел 16. Биомедицина и биоинформатика | * | * | * | ||
| 52 | Тема 1. Применение биомеханики в робототехнике. | ||||
| 53 | Тема 2. Механизм автоматии сердца. | ||||
| 54 | Тема 3. Особенности воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм человека. | ||||
| 55 | Тема 4. Понятие "Биоинформатика". | ||||
| 56 | Тема 5. Метод экстракорпорального оплодотворения и его значение. | ||||
| 57 | Тема 6. Значение моноклональных антител. | ||||
| Раздел 17. Биотехнология | * | * | * | ||
| 58 | Тема 1. Положительные и отрицательные стороны использования микроорганизмов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. | ||||
| 59 | Тема 2. Применение полимеразной цепной реакции (ПЦР). | ||||
| 60 | Тема 3. Понятие "рекомбинантная дезоксирибонуклеиновая кислота". | ||||
| 61 | Тема 4. Положительные и отрицательные стороны использования генетически модифицированных организмов. Этические вопросы применения генетически модифицированных организмов. | ||||
| 62 | Тема 5. Способы клонирования организмов. Применение ферментов в медицине, химии и промышленности. | ||||
| Раздел 18. Биосфера, экосистема, популяция | * | * | * | ||
| 63 | Тема 1. Взаимосвязь между биоразнообразием и устойчивостью экосистем. | ||||
| 64 | Тема 2. Использование различных статистических методов в определении численности и распределении организмов местной экосистемы. Лабораторная работа "Исследование состояния экосистемы своего региона с использованием статистических методов анализа. | ||||
| Раздел 19. Экология и влияние человека на окружающую среду | * | * | * | ||
| 65 | Тема 1. Глобальное потепление: причины, последствия, пути решения. | ||||
| 66 | Тема 2. Экологические проблемы Республики Казахстан и пути их решения. | ||||
| Всего по дисциплине | 150 | 133 | 17 | ||






