Тематический план дисциплины

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Техническое и профессиональное образование

 

  Регистрационный № _____                             

«___» ________ 20_____г.

ТИПОВАЯ  УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ

(общественно-гуманитарного направления)

на базе основного среднего образования

 

Нур-Султан 2020

Программа рассмотрена и рекомендована учебно-методическим объединением

по общеобразовательным дисциплинам естественно-математического направления

Протокол №    2 «  03   » июля 20 20 год

 

                                                          

Программа рассмотрена и одобрена Республиканским учебно-методическим советом

технического и профессионального, послесреднего образования

Министерства образования и науки Республики Казахстан

Протокол №    1 «  15   » июля 20 20 год

 

Содержание

  №   Наименование     Страница
1   Пояснительная записка   4
2   Тематический план учебной дисциплины   5
3   Результаты обучения и критерии оценки   8
4   Перечень литературы и средств обучения   20

 



Пояснительная записка

     Типовая учебная программа разработана в соответствии с приказами Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» и от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан».

Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 "Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях".

Задачи:

1) расширить значимые биологические знания и умения, определяющие роль человека в природе на основе понимания законов ее развития;

2) применять законы развития и функционирования природы в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления;

3) формировать в процессе овладения системой знаний и основ научного мировоззрения; творческой самостоятельности и критического мышления, исследовательских умений;

4) развивать качества инициативной личности, позволяющие свободно ориентироваться в окружающей действительности, с готовностью принимать самостоятельные решения, связанные этическими вопросами и с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;

5) развивать у обучающихся интеллектуальные умения, необходимые для продолжения образования и самообразования.

В типовой программе по биологии общественно-гуманитарного направления предусмотрено 19 разделов: «Молекулярная биология и биохимия», «Клеточная биология», «Питание», «Транспорт веществ», «Дыхание», «Выделение», «Клеточный цикл», «Размножение», «Рост и развитие», «Закономерности наследственности и изменчивости», «Эволюционное развитие», «Основы селекции», «Многообразие живых организмов», «Координация и регуляция»,  «Движение», «Биомедицина и биоинформатика», «Биотехнология», «Биосфера, экосистема, популяция», «Экология и влияние человека на окружающую среду».

Объем учебной нагрузки учебной дисциплины "Биология" составляет 150 часов. Предусмотрено проведение лабораторных работ.

При создании рабочих учебных программ организация технического и профессионального образования имеет право:

- выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и виды контроля учебного процесса;

- распределять общий объем часов учебного времени на разделы и темы (от объема часов, выделенного на изучение дисциплины);

- обоснованно изменять учебную программу в изучении ее порядка.

Тематический план дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Занятия

теоретические практические

Раздел 1. Молекулярная биология и биохимия

* * *

1

Тема 1. Значение воды для жизни на Земле.      

2

Тема 2. Классификация углеводов.      

3

Тема 3. Структурные компоненты липидов. Свойства и функции жиров.      

4

Тема 4. Классификация белков по составу. Денатурация и ренатурация белков. Лабораторная работа "Влияние различных условий (температура, pH) на структуру белков".      

5

Тема 5. Содержание белков в биологических объектах. Лабораторная работа "Определение содержания белков в биологических обьектах".      

6

Тема 6. Механизм взаимодействия между антигеном и антителом. Лабораторная работа "Исследование влияния иммобилизации ферментов на их активность".      

7

Тема 7. Процесс репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Строение и функции молекул рибонуклеиновой кислоты.      

8

Тема 8. Сходства и различия в строении молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты и рибонуклеиновой кислоты. Транскрипция. Свойства генетического кода.      

Раздел 2. Клеточная биология

* * *

9

Тема 1. Особенности строения и функций органоидов в клетке.      

10

Тема 2. Взаимосвязь между структурой, свойствами и функциями клеточной мембраны. Жидкостно-мозаическая модель мембраны. Лабораторная работа "Влияние различных факторов на мембрану клеток".      

11

Тема 3. Определение основных компонентов клеток. Лабораторная работа "Описание основных компонентов клеток с использованием микрофотографий".      

12

Тема 4. Расчет линейного увеличения органелл. Различие между разрешением и увеличением оптического и электронного микроскопов.      

Раздел 3. Питание

* * *

13

Тема 1. Структурные компоненты хлоропласта и их функции. Лабораторная работа "Исследование содержания пигментов фотосинтеза в клетках различных растений".      

14

Тема 2. Световая фаза фотосинтеза. Фотофосфолирование.      

15

Тема 3. Темновая фаза фотосинтеза.  Цикл Кальвина.      

16

Тема 4. Факторы, влияющие на скорость фотосинтеза. Лабораторная работа "Влияние лимитирующих факторов на интенсивность фотосинтеза".      

17

Тема 5. Хемосинтез. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.      

Раздел 4. Транспорт веществ

* * *
18

Тема 1. Влияние соотношения площади поверхности к объему на скорость диффузии.

Лабораторная работа "Определение отношения величины поверхности к объему клетки".

     
19

Тема 2. Механизм пассивного транспорта

     
20

Тема 3. Механизм активного транспорта на примере натрий - калиевого насоса.

Симпластный, апопластный, вакуолярный пути транспорта веществ и их значение.

     
21

Тема 4. Водный потенциал.

Лабораторная работа "Определение водного потенциала клеток в растворах с различной концентрацией солей".

     

Раздел 5. Дыхание

* * *
22

Тема 1. Строение и функции аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Синтез АТФ.

     
23

Тема 2. Виды метаболизма. Этапы энергетического обмена.

     
24

Тема 3. Структурные компоненты митохондрий и их функции.

     

Раздел 6. Выделение

* * *
25

Тема 1. Регуляция обмена воды. Органы мишени.

     
26

Тема 2. Искусственное очищение крови и других жидкостей человеческого тела.

     
27

Тема 3. Хроническая почечная недостаточность. Трансплантация почек и диализ.

     

Раздел 7-8. Клеточный цикл. Размножение

     
28

Тема 1. Гаметогенез у растений и животных. Спорогенез и гаметогенез у растений.

     
29

Тема 2. Гаметогенез. Стадии гаметогенеза человека.

     
30

Тема 3. Возникновение онкологических новообразований. Старение.

     

Раздел 9. Рост и развитие

* * *
31

Тема 1. Стволовые клетки.

     

Раздел 10. Закономерности наследственности и изменчивости

* * *
32

Тема 1. Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа "Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой".

     
33

Тема 2. Цитологические основы наследования признаков. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

     
34

Тема 3. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

     
35

Тема 4. Спонтанные и индуцированные мутации.

     
36

Тема 5. Спонтанные мутации дезоксирибонуклеиновой кислоты.

     
37

Тема 6. Мировой проект "Геном человека".

     

Раздел 11-13. Эволюционное развитие. Основы селекции. Многообразие живых организмов

* * *
38

Тема 1. Взаимосвязь      между наследственной изменчивостью и эволюцией.

     
39

Тема 2. Доказательства эволюции.

     
40

Тема 3. Механизмы видообразования.

     
41

Тема 4. Этапы антропогенеза.

     
42

Тема 5. Современные сельскохозяйственные технологии для повышения урожайности.      

     
43

Тема 6. Этапы формирования жизни на Земле.

Филогенетические деревья. Кладограммы.

     

Раздел 14. Координация и регуляция

* * *
44

Тема 1.  Строение центральной нервной системы.

     
45

Тема 2.  Взаимосвязь строения и функции холинергического синапса.

     
46

Тема 3. Виды механорецепторов.

     
47

Тема 4.  Системы управления в биологии.

     
48

Тема 5.  Механизм действия гормонов на клетки - мишени на примере инсулина и эстрогена.

     
49

Тема 6.  Ростовые вещества.

Лабораторная работа "Действие ауксина на рост корня".

     

Раздел 15. Движение

* * *
50

Тема 1. Строение поперечно- полосатой мышечной ткани.

     
51

Тема 2. Строение, локализации и общие свойства быстрых и медленных мышечных волокон.       

     

Раздел 16. Биомедицина и биоинформатика

* * *
52

Тема 1. Применение биомеханики в робототехнике.

     
53

Тема 2. Механизм автоматии сердца.

     
54

Тема 3. Особенности воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм человека.

     
55

Тема 4.  Понятие "Биоинформатика".

     
56

Тема 5.  Метод экстракорпорального оплодотворения и его значение.

     
57

Тема 6.  Значение моноклональных антител.

     

Раздел 17. Биотехнология

* * *
58

Тема 1.  Положительные и отрицательные стороны использования микроорганизмов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту.

     
59

Тема 2. Применение полимеразной цепной реакции (ПЦР).

     
60

Тема 3. Понятие "рекомбинантная дезоксирибонуклеиновая кислота".

     
61

Тема 4. Положительные и отрицательные стороны использования генетически модифицированных организмов. Этические вопросы применения генетически модифицированных организмов.

     
62

Тема 5. Способы клонирования организмов.

Применение ферментов в медицине, химии и промышленности.

     

Раздел 18. Биосфера, экосистема, популяция

* * *
63

Тема 1.  Взаимосвязь между биоразнообразием и устойчивостью экосистем.

     
64

Тема 2. Использование различных статистических методов в определении численности и распределении организмов местной экосистемы.

Лабораторная работа "Исследование состояния экосистемы своего региона с использованием статистических методов анализа.

     

Раздел 19. Экология и влияние человека на окружающую среду

* * *
65

Тема 1.  Глобальное потепление: причины, последствия, пути решения.

     
66

Тема 2. Экологические проблемы Республики Казахстан и пути их решения.

     
 

Всего по дисциплине

150 133 17
           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: