Министерство образования и науки Республики Казахстан
Техническое и профессиональное образование
Регистрационный № _____
«___» ________ 20_____г.
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
(общественно-гуманитарного направления)
на базе основного среднего образования
Нур-Султан 2020
Программа рассмотрена и рекомендована учебно-методическим объединением
по общеобразовательным дисциплинам естественно-математического направления
Протокол № 2 « 03 » июля 20 20 год
Программа рассмотрена и одобрена Республиканским учебно-методическим советом
технического и профессионального, послесреднего образования
Министерства образования и науки Республики Казахстан
Протокол № 1 « 15 » июля 20 20 год
Содержание
№ | Наименование | Страница |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Тематический план учебной дисциплины | 5 |
3 | Результаты обучения и критерии оценки | 8 |
4 | Перечень литературы и средств обучения | 20 |
|
|
Пояснительная записка
Типовая учебная программа разработана в соответствии с приказами Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» и от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан».
Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 "Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях".
Задачи:
1) расширить значимые биологические знания и умения, определяющие роль человека в природе на основе понимания законов ее развития;
2) применять законы развития и функционирования природы в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления;
3) формировать в процессе овладения системой знаний и основ научного мировоззрения; творческой самостоятельности и критического мышления, исследовательских умений;
4) развивать качества инициативной личности, позволяющие свободно ориентироваться в окружающей действительности, с готовностью принимать самостоятельные решения, связанные этическими вопросами и с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;
|
|
5) развивать у обучающихся интеллектуальные умения, необходимые для продолжения образования и самообразования.
В типовой программе по биологии общественно-гуманитарного направления предусмотрено 19 разделов: «Молекулярная биология и биохимия», «Клеточная биология», «Питание», «Транспорт веществ», «Дыхание», «Выделение», «Клеточный цикл», «Размножение», «Рост и развитие», «Закономерности наследственности и изменчивости», «Эволюционное развитие», «Основы селекции», «Многообразие живых организмов», «Координация и регуляция», «Движение», «Биомедицина и биоинформатика», «Биотехнология», «Биосфера, экосистема, популяция», «Экология и влияние человека на окружающую среду».
Объем учебной нагрузки учебной дисциплины "Биология" составляет 150 часов. Предусмотрено проведение лабораторных работ.
При создании рабочих учебных программ организация технического и профессионального образования имеет право:
- выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и виды контроля учебного процесса;
- распределять общий объем часов учебного времени на разделы и темы (от объема часов, выделенного на изучение дисциплины);
- обоснованно изменять учебную программу в изучении ее порядка.
Тематический план дисциплины
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||||
Всего | Занятия | ||||||
теоретические | практические | ||||||
Раздел 1. Молекулярная биология и биохимия | * | * | * | ||||
1 | Тема 1. Значение воды для жизни на Земле. | ||||||
2 | Тема 2. Классификация углеводов. | ||||||
3 | Тема 3. Структурные компоненты липидов. Свойства и функции жиров. | ||||||
4 | Тема 4. Классификация белков по составу. Денатурация и ренатурация белков. Лабораторная работа "Влияние различных условий (температура, pH) на структуру белков". | ||||||
5 | Тема 5. Содержание белков в биологических объектах. Лабораторная работа "Определение содержания белков в биологических обьектах". | ||||||
6 | Тема 6. Механизм взаимодействия между антигеном и антителом. Лабораторная работа "Исследование влияния иммобилизации ферментов на их активность". | ||||||
7 | Тема 7. Процесс репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Строение и функции молекул рибонуклеиновой кислоты. | ||||||
8 | Тема 8. Сходства и различия в строении молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты и рибонуклеиновой кислоты. Транскрипция. Свойства генетического кода. | ||||||
Раздел 2. Клеточная биология | * | * | * | ||||
9 | Тема 1. Особенности строения и функций органоидов в клетке. | ||||||
10 | Тема 2. Взаимосвязь между структурой, свойствами и функциями клеточной мембраны. Жидкостно-мозаическая модель мембраны. Лабораторная работа "Влияние различных факторов на мембрану клеток". | ||||||
11 | Тема 3. Определение основных компонентов клеток. Лабораторная работа "Описание основных компонентов клеток с использованием микрофотографий". | ||||||
12 | Тема 4. Расчет линейного увеличения органелл. Различие между разрешением и увеличением оптического и электронного микроскопов. | ||||||
Раздел 3. Питание | * | * | * | ||||
13 | Тема 1. Структурные компоненты хлоропласта и их функции. Лабораторная работа "Исследование содержания пигментов фотосинтеза в клетках различных растений". | ||||||
14 | Тема 2. Световая фаза фотосинтеза. Фотофосфолирование. | ||||||
15 | Тема 3. Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина. | ||||||
16 | Тема 4. Факторы, влияющие на скорость фотосинтеза. Лабораторная работа "Влияние лимитирующих факторов на интенсивность фотосинтеза". | ||||||
17 | Тема 5. Хемосинтез. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. | ||||||
Раздел 4. Транспорт веществ
| * | * | * | ||||
18 | Тема 1. Влияние соотношения площади поверхности к объему на скорость диффузии. Лабораторная работа "Определение отношения величины поверхности к объему клетки". | ||||||
19 | Тема 2. Механизм пассивного транспорта | ||||||
20 | Тема 3. Механизм активного транспорта на примере натрий - калиевого насоса. Симпластный, апопластный, вакуолярный пути транспорта веществ и их значение. | ||||||
21 | Тема 4. Водный потенциал. Лабораторная работа "Определение водного потенциала клеток в растворах с различной концентрацией солей". | ||||||
Раздел 5. Дыхание | * | * | * | ||||
22 | Тема 1. Строение и функции аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Синтез АТФ. | ||||||
23 | Тема 2. Виды метаболизма. Этапы энергетического обмена. | ||||||
24 | Тема 3. Структурные компоненты митохондрий и их функции. | ||||||
Раздел 6. Выделение | * | * | * | ||||
25 | Тема 1. Регуляция обмена воды. Органы мишени. | ||||||
26 | Тема 2. Искусственное очищение крови и других жидкостей человеческого тела. | ||||||
27 | Тема 3. Хроническая почечная недостаточность. Трансплантация почек и диализ. | ||||||
Раздел 7-8. Клеточный цикл. Размножение | |||||||
28 | Тема 1. Гаметогенез у растений и животных. Спорогенез и гаметогенез у растений. | ||||||
29 | Тема 2. Гаметогенез. Стадии гаметогенеза человека. | ||||||
30 | Тема 3. Возникновение онкологических новообразований. Старение. | ||||||
Раздел 9. Рост и развитие | * | * | * | ||||
31 | Тема 1. Стволовые клетки. | ||||||
Раздел 10. Закономерности наследственности и изменчивости | * | * | * | ||||
32 | Тема 1. Модификационная изменчивость. Лабораторная работа "Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой". | ||||||
33 | Тема 2. Цитологические основы наследования признаков. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач. | ||||||
34 | Тема 3. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | ||||||
35 | Тема 4. Спонтанные и индуцированные мутации.
| ||||||
36 | Тема 5. Спонтанные мутации дезоксирибонуклеиновой кислоты. | ||||||
37 | Тема 6. Мировой проект "Геном человека". | ||||||
Раздел 11-13. Эволюционное развитие. Основы селекции. Многообразие живых организмов | * | * | * | ||||
38 | Тема 1. Взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией. | ||||||
39 | Тема 2. Доказательства эволюции. | ||||||
40 | Тема 3. Механизмы видообразования. | ||||||
41 | Тема 4. Этапы антропогенеза. | ||||||
42 | Тема 5. Современные сельскохозяйственные технологии для повышения урожайности. | ||||||
43 | Тема 6. Этапы формирования жизни на Земле. Филогенетические деревья. Кладограммы. | ||||||
Раздел 14. Координация и регуляция | * | * | * | ||||
44 | Тема 1. Строение центральной нервной системы. | ||||||
45 | Тема 2. Взаимосвязь строения и функции холинергического синапса. | ||||||
46 | Тема 3. Виды механорецепторов. | ||||||
47 | Тема 4. Системы управления в биологии. | ||||||
48 | Тема 5. Механизм действия гормонов на клетки - мишени на примере инсулина и эстрогена. | ||||||
49 | Тема 6. Ростовые вещества. Лабораторная работа "Действие ауксина на рост корня". | ||||||
Раздел 15. Движение | * | * | * | ||||
50 | Тема 1. Строение поперечно- полосатой мышечной ткани. | ||||||
51 | Тема 2. Строение, локализации и общие свойства быстрых и медленных мышечных волокон. | ||||||
Раздел 16. Биомедицина и биоинформатика | * | * | * | ||||
52 | Тема 1. Применение биомеханики в робототехнике. | ||||||
53 | Тема 2. Механизм автоматии сердца. | ||||||
54 | Тема 3. Особенности воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм человека. | ||||||
55 | Тема 4. Понятие "Биоинформатика". | ||||||
56 | Тема 5. Метод экстракорпорального оплодотворения и его значение. | ||||||
57 | Тема 6. Значение моноклональных антител. | ||||||
Раздел 17. Биотехнология | * | * | * | ||||
58 | Тема 1. Положительные и отрицательные стороны использования микроорганизмов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. | ||||||
59 | Тема 2. Применение полимеразной цепной реакции (ПЦР). | ||||||
60 | Тема 3. Понятие "рекомбинантная дезоксирибонуклеиновая кислота". | ||||||
61 | Тема 4. Положительные и отрицательные стороны использования генетически модифицированных организмов. Этические вопросы применения генетически модифицированных организмов. | ||||||
62 | Тема 5. Способы клонирования организмов. Применение ферментов в медицине, химии и промышленности. | ||||||
Раздел 18. Биосфера, экосистема, популяция | * | * | * | ||||
63 | Тема 1. Взаимосвязь между биоразнообразием и устойчивостью экосистем. | ||||||
64 | Тема 2. Использование различных статистических методов в определении численности и распределении организмов местной экосистемы. Лабораторная работа "Исследование состояния экосистемы своего региона с использованием статистических методов анализа. | ||||||
Раздел 19. Экология и влияние человека на окружающую среду | * | * | * | ||||
65 | Тема 1. Глобальное потепление: причины, последствия, пути решения. | ||||||
66 | Тема 2. Экологические проблемы Республики Казахстан и пути их решения. | ||||||
Всего по дисциплине | 150 | 133 | 17 | ||||