double arrow

Результаты обучения и критерии оценки

2
Наименова ние раздела Содержание раздела Результат обучения Критерии оценки
1 Молекуляр ная биология и биохимия   Значение воды для жизни на Земле. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Химическая структура. Свойства и функция углеводов. Структурные компоненты липидов. Свойства и функции жиров. Классификация белков по составу (простые, сложные) и по функциям. Строение и уровни структурной организации белков. Денатурация и ренатурация белков. Лабораторная работа "Влияние различных условий (температура, pH) на структуру белков".Содержание белков в биологических объектах. Лабораторная работа "Определение содержания белков в биологических обьектах". Процесс репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Эксперименты Мезелсона и Сталя. Правила Чаргаффа. Строение и функции молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). Матричная (информационной) рибонуклеиновая кислота. Рибосомная рибонуклеиновая кислота. Транспортная рибонуклеиновая кислота. Сходства и различия в строении молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты и рибонуклеиновой кислоты. Строение и структура антител. Специфичность антител (активного центра). Механизм взаимодействия между антигеном и антителом. Механизм взаимодействия фермента и субстрата. Роль активного центра в ферментативном катализе. Иммобилизация ферментов. Лабораторная работа "Исследование влияния иммобилизаций ферментов на их активность". Транскрипция. Этапы трансляции. Свойства генетического кода: триплетность, вырожденность, универсальность, неперекрываемость.  1) Оценить значение и функции неорганических и органических веществ для жизни.     2) Проводить эксперименты по определению органических веществ.     1) Объясняет фундаментальное значение воды для жизни на Земли; взаимодействие между антигеном и антителом; механизм образования фермент-субстрат комплекс; свойства генетического кода; 2) Классифицирует углеводы по их структуре, составу и функциям; белки по их структуре, составу и функциям; 3) Описывает химическое строение и функции жиров; процесс репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); этапы процесса биосинтеза белка; 4) Исследует влияние различных условий на структуру белков; 5) Определяет содержание белков в биологических объектах; 6) Различает строение и функции типов рибонуклеиновой кислоты; 7)Сравнивает строение молекулы рибонуклеиновой кислоты и дезоксирибонуклеиновой кислоты.

2

Клеточная биология

Особенности строения и функций органоидов в клетке. Основные компоненты клетки: клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма и ее органоиды (немембранные, одномембранные и двумембранные). Ядро. Основные функции компонентов клетки. Взаимосвязь между структурой, свойствами и функциями клеточной мембраны. Жидкостно-мозаическая модель мембраны. Функции мембранных белков, фосфолипидов, гликопротеинов, гликолипидов, холестерола.

 Определение основных компонентов клеток.

Лабораторная работа "Описание основных компонентов клеток с использованием микрофотографий".

 Расчет линейного увеличения органелл. Различие между разрешением и увеличением оптического и электронного микроскопов.

1) Исследовать полупроницаемость мембраны.   1) Объясняет особенности строения и функции органоидов клетки, видимые под электронным микроскопом; 2) Устанавливает связь между структурой, свойствами и функциями клеточной мембраны, используя жидкостно – мозаичную модель.
2) Сравнивать клетки прокариот и эукариот.   1) Определяет  и описывает основные компоненты клеток с использованием микрофотографий; 2) Определяет  и описывает фактический размер компонентов клеток.
3 Питание Структурные компоненты хлоропласта и их функции. Пигменты фотосинтеза. Лабораторная работа "Исследование содержания пигментов фотосинтеза в клетках различных растений". Световая фаза фотосинтеза. Фотофосфолирование. Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина. Факторы, влияющие на скорость фотосинтеза. Лимитирующие факторы фотосинтеза: интенсивность или длина волны света концентрация углекислого газа, температура. Лабораторная работа "Влияние лимитирующих факторов на интенсивность фотосинтеза". Хемосинтез. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.   1) Планировать эксперимент по особенностям процесса питания растений, записывать результаты и формулировать выводы. .   2) Определять воздействие различных факторов на активность ферментов.   1) Устанавливает взаимосвязь между структурой и функцией хлоропласта; 2) Объясняет процессы, протекающие при световой фазе фотосинтеза; процессы, протекающие при темновой фазе фотосинтеза; 3) Исследует и объясняет лимитирующие факторы фотосинтеза.
4 Транспорт веществ   Влияние соотношения площади поверхности к объему на скорость диффузии. Значение отношения величины поверхности клеток эритроцитов к объему. Лабораторная работа "Определение отношения величины поверхности к объему клетки". Механизм пассивного транспорта: простая диффузия через мембранные каналы, облегченная диффузия. Механизм активного транспорта.  Симпластный, апопластный, вакуолярный пути транспорта веществ и их значение. Типы транспорта веществ через клеточную мембрану. Механизм активного транспорта на примере натрий - калиевого насоса. Водный потенциал. Лабораторная работа "Определение водного потенциала клеток в растворах с различной концентрацией солей". 1)Систематизировать разные типы транспорта веществ.   2) Объяснять механизм разных типов транспорта веществ.   1) Рассчитывает значение отношения величины реагируемой поверхности к объему;  2) Сравнивает механизмы пассивного и активного транспорта; 3) Объясняет сущность симпластного, апопластного, вакуолярного путей транспорта веществ; механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса; 4) Исследует водный потенциал клеток в растворах с различной концентрацией солей.
5 Дыхание Строение и функции аденозинтрифосфата (АТФ). Синтез аденозинтрифосфата: этапы аэробного и анаэробного распада глюкозы. Виды метаболизма. Этапы энергетического обмена. Структурные компоненты митохондрий и их функции. Взаимосвязь структуры митохондрий и процессов клеточного дыхания.   1)Объяснять значение аденозинтрифосфата (АТФ).   2) Объяснять механизм клеточного дыхания. 1) Описывает строение и функции аденозинтрифосфата (АТФ); виды метаболизма; этапы энергетического обмена; 2) Сравнивает синтез АТФ в аэробном и анаэробном дыхании; 3)Устанавливает взаимосвязь структуры митохондрий и процессов клеточного дыхания.

6

Выделение

Регуляция обмена воды. Органы мишени. Эффект действия. Гипофункция. Гиперфункция. Искусственное очищение крови и других жидкостей человеческого тела. Принцип действия диализа. Методы диализа: перитонеальный, гемодиализ. Хроническая почечная недостаточность. Трансплантация почек и диализ. Преимущества и недостатки

1) Анализировать функции почек в процессе очищения крови человека. 1) Объясняет роль антидиуретического гормона (АДГ) в регуляции уровня воды в организме;  
2) Знать причины нарушения функции почек.   1) Объясняет механизм диализа; 2) Называет преимущества и недостатки трансплантации почек и диализа.

7-8

Клеточ

ный цикл. Размноже

ние

Гаметогенез. Стадии гаметогенеза человека. Сравнение сперматогенеза и оогенеза.

 Гаметогенез у растений и животных. Гаметы. Стадии гаметогенеза. Спорогенез и гаметогенез у растений. Возникновение онкологических новообразований. Факторы, способствующие возникновению предраковых состояний. Старение. Теории о процессе старения.

1) Определять значение клеточного цикла в размножении и развитии живых организмов.   1) Объясняет особенности формирования гамет у растений и животных; различия между сперматогенезом и оогенезом; 2)Анализирует гаметогенез человека.
2)Знать меры по профилактике онкологических заболеваний.   1)Объясняет взаимосвязь неконтролируемого деления клеток с возникновением опухолей; 2) Объясняет процесс старения.
9 Рост и развитие Стволовые клетки: понятие и свойства (самообновление, дифференциация). Виды стволовых клеток: эмбриональные и соматические. Практическое использование. Этический аспект. 1) Оценить практическое применение стволовых клеток в медицине. 1) Объясняет процесс специализации стволовых клеток;  2) Объясняет практическое применение тволовых клеток.

10

Закономерности наследственности и изменчивости

Модификационная изменчивость. Вариационные ряды изменчивости признаков.

Лабораторная работа "Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой". Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

 Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Комплементарность. Полимерия. Множественный аллелизм. Спонтанные и индуцированные мутации. Генные, хромосомные, геномные, мутации. Моделирование "Составление кариограммы человека. Изучение геномных мутаций". Хромосомные заболевания человека, связанные с аномальным количеством хромосом.

Спонтанные мутации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Ошибки генетических процессов: репликаций и рекомбинаций. Мировой проект "Геном человека". Секвенирования геномной дезоксирибонуклеиновой кислоты человека. Биологическое значение исследований, проведенных в рамках проекта

1) Знать основные закономерности наследственности путем решения задач.   1) Исследует закономерности модификационной изменчивости; 2) Применяет цитологические основы дигибридного скрещивания, наследования признаков сцепленных с полом при решении задач; 3) Сравнивает взаимодействие аллельных и неаллельных генов.                     генов.
2) Знать причины и последствия мутаций. 1) Называет  причины мутагенеза и типы мутаций; 2) Описывает хромосомные заболевания человека, связанные с аномалиями числа хромосом (аутосомные и половые); 3)Устанавливает связь мутаций с рекомбинацией дезоксирибонуклеиновой кислоты; 4) Объясняет значение международного проекта "Геном человека".  

11-13

Эволюционное развитие. 

Основы селекции. Многообразие живых организмов.

Взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией. Наследственная изменчивость – основа эволюции. Комбинативная изменчивость, мутации. Естественный отбор. Борьба за существование. Дрейф генов. Популяционные волны. Доказательства эволюции. Сравнительно-анатомические, эмбриологические, молеукулярно-генетические, палеонтологические, биогеографические и биохимические доказательства. Полиплоидия и гибридизация. Механизмы видообразования. Изолирующие механизмы видообразования. Роль репродуктивной изоляции в видообразовании. Этапы антропогенеза. Проантропы. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы.

Способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции. Гибридизация (скрещивание). Полиплоидия. Искусственный мутагенез. Этапы формирования жизни на Земле. Филогенетические древья. Кладограммы. Отличия кладограмм и филогенетических деревьев. Эволюционное значение кладограмм и филогенетических деревьев.

1) Знать основные положения теории эволюции.   1)Объясняет взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией; 2)Называет движущие силы эволюции.
1) Доказывать этапы эволюции жизни на Земле. 1)Объясняет доказательства эволюции; 2)Классифицирует основные механизмы видообразования; 3)Называет этапы антропогенеза; 4) Раскрывает  способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции 5) Описывает этапы и схему формирования жизни на Земле; 6)Сравнивает кладограммы и филогенетические деревья.

14

Координация       и регуляция

Строение центральной нервной системы. Строение и функции головного мозга. Строение и функции спинного мозга. Взаимосвязь строения и функции холинергического синапса. Механизм синаптической передачи. Виды механорецепторов. Реакция механорецепторов на изменения раздражителей на примере телец Пачини. Системы управления в биологии. Понятие "системы управления" в биологии. Принцип обратной связи на примере регулирования температуры/уровня углекислого газа/глюкозы. Механизм действия гормонов на клетки-мишени на примере инсулина и эстрогена. Ростовые вещества. Механизм действия ростовых веществ на растение. Действие ауксина.

Лабораторная работа "Воздействие ауксина на рост корня".

1) Знать механизм координации и регуляции.       1) Объясняет строение и функции спинного и головного мозга; 2) Устанавливает взаимосвязь строения и функции синапса; 3) Описывает реакцию механорецепторов (тельца Пачини) на раздражители; системы управления в биологии№  
2) Объяснять системы управления в биологии.   1) Объясняет механизм действия гормонов; 2) Исследует действие стимуляторов на рост растений.
15 Движение Строение поперечно-полосатой мышечной ткани. Структура миофибрилла (саркомеры, актин, миозин и др.). Механизм сокращения мышечного волокна. Строение, локализации и общие свойства быстрых и медленных мышечных волокон. 1) Интерпрети- ровать ультраструктуру поперечно-полосатой мышечной ткани на микрофотографиях.       1) Объясняет взаимосвязь структуры поперечнополосатых мышц и механизм мышечного сокращения; 2) Объясняет механизм мышечного сокращения с помощью теории скользящих нитей; 3) Различает быстрые и медленные мышечные волокна; 4)Устанавливает связь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон.
16 Биомедицина и биоинформатика Применение биомеханики в робототехнике. Биомеханика инженерная (экзоскелеты, робототехника и др.). Биомеханика медицинская (протезирование и др.). Биомеханика эргометрическая (оптимизация и др.). Механизм автоматии сердца. Сократимость сердечной мышцы. Электрокардиография, ее диагностическое значение. Особенности воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм человека. Понятие "Биоинформатика". Применение инструментов биоинформатики в исследовании. Метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и его значение. Этические аспекты экстракорпорального оплодотворения. Значение моноклональных антител. Производство моноклональных антител. Диагностика и лечение заболеваний с помощью моноклональных антител. 1) Знать интеграцию биологии, физики и информатики.     2) Описывать роль биоинформатики.     1) Раскрывает применение биомеханики в робототехнике; 2) Объясняет механизм работы сердца с использованием электрокардиограммы, воздействие электромагнитных и звуковых волн на - организм человека; 3) Объясняет значение метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО); использование моноклональных антител в диагностике и лечении заболеваний.
17 Биотехнология   Положительные и отрицательные стороны использования микроорганизмов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Значение генной инженерии. Применение полимеразной цепной реакции (ПЦР). Значение полимеразной цепной реакции в криминалистике, при установлении отцовства, медицинской диагностике, персонализированной медицине, клонировании генов, секвенировании дезоксирибонуклеиновой кислоты, мутагенезе. Положительные и отрицательные стороны использования генетически модифицированных организмов (ГМО). Этические вопросы применения генетически модифицированных организмов. Особенности строения грамположительных и грамотрицательных бактерий. Понятие "рекомбинантная дезоксирибонуклеиновая кислота". Способы получения рекомбинантной дезоксирибонуклеиновой кислоты. Применение рекомбинантных дезоксирибонуклеиновых кислот. Понятие "клонирование". Способы клонирования организмов. Понятие "микроклональное размножение". Этапы и методы микроклонального размножения растений. Значение. Применение ферментов в медицине, химии и промышленности. 1) Раскрывает роль и значение биотехнологии в жизни человека. 1) Сравнивает грамположительные и грамотрицательные бактерии; 2) Объясняет способы получения рекомбинантных ДНК; значение клонирования организмов; 3) Объясняет возможность применения ферментов в медицине, химии и промышленности.  
18 Биосфера, экосистема, популяция Взаимосвязь между биоразнообразием и устойчивостью экосистем. Биоразнообразие видов. Закон генетического равновесия Харди-Вайнберга. Сохранение редких и исчезающих видоврастений и животных. Использование различных статистических методов в определении численности и распределении организмов местной экосистемы. Значение случайной выборки в определении биоразнообразия местной экосистемы. Лабораторная работа "Исследование состояния экосистемы своего региона с использованием статистических методов анализа". 1)Решать  экологические задачи и экологические ситуации.   2) Знать основы экологической культуры. 1) Устанавливает взаимосвязь между биоразнообра зием и  устойчивостью экосистем; 2) Исследует экосистемы своего региона в полевых условиях с использованием статистических методов анализа.   1)Составляет презентации по биоразнообразию местной экосистемы;   2) Моделирует "Схемы передачи энергии в пищевых цепях".  
19 Экология и влияние человека на окружающую среду Глобальное потепление: причины, последствия, пути решения. Моделирование "Компьютерное моделирование глобального потепления климата". Экологические проблемы Республики Казахстан и пути их решения.   1) Раскрыть влияние человека на окружающую среду. 1) Прогнозирует последствия глобального потепления климата; 2) Приводит примеры путей решения экологических проблем Казахстана.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: