Кор.12:4. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

                                                                                            Глава 12

Кор.12:1. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

Кор.12:2. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет

В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, восхищен был до третьего неба.

Кор.12:3. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),

Кор.12:4. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Кор.12:5. Таким человеком могу хвалиться, собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

Кор.12:6. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину,

Но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

Кор.12:7. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

Кор.12:8. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

Кор.12:9. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей», ибо сила Моя совершается в немощи.

И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Кор.12:10. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа,

Ибо, когда я немощен, тогда силен.

Кор.12:11. Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня,

Ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто,

Кор.12:12. признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

Кор.12:13. Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами?

Разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

Кор.12:14. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас.

Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.

Кор.12:15. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши,

Несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.

2Кор.12:16. Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.:

Кор.12:17. Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?

Кор.12:18. Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас?

Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

Кор.12:19. Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе,

И все это, возлюбленные, к вашему назиданию.

Кор.12:20. Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете, чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,

Кор.12:21. чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой,и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Кор.12:1. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

Переходя к другому роду похвалы, который делал славным его самого, именно к откровениям, говорит: «не полезно мне», потому что может довести меня до гордости. Что же? Если бы ты и не высказал, разве и без того уже ты не знал этого? Но мы по-разному гордимся, когда знаем что-либо сами про себя, и когда передаем это другим. Однако же он говорит это не потому, что ему самому предстояла опасность впасть в подобное состояние, а чтобы научить нас молчать о делах такого рода. И в другом смысле «не полезно», потому что может заставить кого-либо считать меня лучше, чем видит, как он и высказывает эту мысль ниже. Лжеапостолы, хотя не имели ничего, однако рассказывали; он же, имея много видений и откровений Господних, упоминает только об одном, да и то против воли. Узнай же, что откровение заключает в себе нечто более, чем видение: последнее дает только видеть, а откровение являет нечто высшее видимого.

Кор.12:2. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет

Он упомянул не обо всех откровениях (это было бы трудно, потому что их было много) и не обо всех умолчал. Но и об одном единственном он говорит неохотно, чтобы показать, что и о нем упоминает против воли. Присовокупляет же: "во Христе", чтобы лжеапостолы не сказали, будто он восхищен был от демонов, как Симон. Не без основания указал он на время; он сделал это для того, чтобы ты узнал, что не без нужды рассказал это теперь, после четырнадцатилетнего молчания. И если за четырнадцать лет пред этим удостоился такого откровения, то как велик он был теперь, после стольких опасностей ради Христа?

В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, восхищен был до третьего неба.

Заметь его умеренность: он признается, что не знает, был ли в теле, или вне тела, когда был восхищен. "Третье" же "небо" должно понимать следующим образом. Писание называет небом воздух, как например, в выражениях: птицы небесные, роса небесная. Это первое небо. Оно называет, далее, небом также и твердь. "Назвал", говорит, «Бог твердь небом» (Быт.1:8). Это второе небо. Называет небом и то, что создано вместе с землею. Вот третье небо.

Кор.12:3. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),

Кор.12:4. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

С третьего неба, говорит, снова восхищен был – в рай: восхищен был для того, чтобы и в этом отношении не быть ниже прочих апостолов, живших вместе со Христом. Употребляет выражение: "в рай", потому что имя этого места было общеизвестно, и Сам Господь обещал его разбойнику. Он слышал «неизреченные слова», которые мудрствующим по человечески и не имеющим ничего духовного «нельзя пересказать». Отсюда ясно, что так называемое «Откровение Павла» есть сочинение подложное. Ибо как же иначе, если упомянутые слова были неизреченными? Итак, по смыслу буквальному, третье небо и рай – места различные; в смысле же переносном эти слова, может быть, имеют одно значение, а может быть и не одно. Хотя по поводу переносного смысла можно сказать многое, но мы выскажем только немного, – то, что более удобно для понимания. Первое небо есть граница и предел нравственности (της ηθικής), когда кто-либо правильно образовал свои нравы. Затем, философия (ή φυσικ«, naturalis philosophia) составляет второе небо, когда кто-либо, насколько возможно, приобретет познание о природе вещей. Наконец, третье небо есть знание богословское (θεολογικ»), когда кто-либо, насколько доступно, приобретет через созерцание способность к восприятию Божественного и превышающего человеческое разумение. Итак, во всяком случае, Павел был восхищен в места, близкие к Троице, то есть превыше всего сущего, и будучи при этом не в теле, потому что ум его все еще был косен. Ибо по отношению к вещам Божественным является косным всякий ум в то время, когда человек бывает восхищен и объят от Бога, так что через Него возбуждается и действует. А так как и в областях есть степени, то он проникает еще в рай, проникнув в сокровеннейшие тайны Божества. Поскольку же они недоступны для познания и неизреченны, то их никогда не поймет никто, если только не станет выше человеческой немощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: