Тема: Лабораторная работа № 6. «Филогенез нервной системы и органов чувств у животных»
Дата: 02.06.2020 (1 ч.)
Цели: способствовать формированию научного мировоззрения, определив основные этапы развития животных,выявив признаки их усложнения в процессе исторического развития и влияние движущих сил эволюции.
Задачи:
знать: крупные эволюционные изменения беспозвоночных и позвоночных животных;
уметь: объяснять пути эволюционных преобразований - переход к сидячему, ползающему, плавающему образу жизни, характеризовать основные направления эволюции животных, выделять основные эволюционные животных, уметь заполнять схему: «Филогенез нервной системы и органов чувств».
владеть: умениями составлять схему: «Филогенез нервной системы и органов чувств», соотносить эволюционные понятия с их значением, навыками самообразования, самоанализа, коллективной работы и коммуникативной компетенцией.
План занятия
1. Филогенез нервной системы.
2. Филогенез органов чувств.
3. Лабораторная работа.
1). Посмотреть видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=OEQGvOXn8-8
2). Прочитать опорный конспект.
Опорный конспект
Филогенез нервной системы
Нервная система всех животных имеет эктодермальное происхождение.
Эволюция нервной системы животных
Диффузная нервная система кишечнополостных
Лестничная нервная система плоских и круглых червей
Диффузно-узловая нервная система моллюсков
Брюшная нервная цепочка членистоногих
Нервная трубка хордовых
Клетки нервной трубки дифференцируются на нейроны и нейроглию.
Нервная трубка ланцетника: 1 - невроцель; 2 - глазки Гессе
Передний отдел нервной трубки → головной мозг и органы чувств
Задний отдел нервной трубки → спинной мозг и нервные узлы
Цефализация - процесс формирования головного мозга.
Значение цефализации:
1. Более эффективный анализ раздражений при возрастающей двигательной активности;
2. Дифференциация органов чувств; совместная эволюция органов чувств и головного мозга.
Невроцель - общая полость в нервной трубке дифференцируется:
спинномозговой канал (в спинном мозге)
желудочки (в головном мозге)
Эволюция головного мозга позвоночных
Эволюция головного мозга позвоночных:
А - рыба; Б - земноводное; В - пресмыкающееся; Г- птица; Д - млекопитающее;
1 - обонятельные доли; 2 - конечный мозг; 3 - промежуточный мозг; 4 - средний мозг; 5 - мозжечок; 6 - продолговатый мозг
У рыб:
1. Все отделы мозга расположены в одной плоскости (у акул - изгиб в области среднего мозга).
2. Наиболее развит средний мозг - высший центр интеграции функций
3. Хорошо развит мозжечок.
У земноводных:
1. Все отделы мозга расположены в одной плоскости.
2. Наиболее развит средний мозг - высший центр интеграции функций (
3. Передний мозг имеет большие размеры и разделен на полушария.
4. Мозжечок слабо развит.
У пресмыкающихся:
1. Все отделы мозга достигают более прогрессивного развития. Возрастает способность к образованию условных рефлексов.
2. Увеличение размеров переднего мозга происходит в основном за счет полосатых тел, лежащих в области дна желудочков. Они же выполняют роль высшего интегративного центра
3. Появляются зачатки коры.
4. Мозжечок развит слабо, но лучше, чем у амфибий.
5. Продолговатый мозг образует резкий изгиб в вертикальной плоскости, характерный для высших позвоночных.
У птиц:
1. Увеличивается размер конечного мозга за счет разрастания полосатых тел
2. Уменьшаются обонятельные доли.
3. Хорошо развит мозжечок; есть кора.
4. Хорошо развит зрительный центр среднего мозга.
5. Изгиб сохраняется.
У млекопитающих:
1. Сильно увеличивается размер конечного мозга за счет увеличения коры больших полушарий; кора больших полушарий - высший интеграционный центр.
2. Гипоталамус промежуточного мозга - центр нейрогуморальной регуляции вегетативных функций организма.
3. Мозжечок сильно развит и имеет более сложное строение; состоит из полушарий и покрыт корой. Развитие мозжечка обеспечивает сложные формы координации движений.
4. Изгиб сохраняется.
Относительные размеры конечного мозга:
1 - у рыбы; 2 - у лягушки; 3 - у змеи; 4 - у голубя; 5 - у собаки; 6 - у человека