Тема 2. Потенциал действия нервных клеток

Порог запуска и фазы. Свойства электрочувствительных Na+ и К+-каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры; местные анестетики; электрические синапсы.

Количество часов аудиторной работы – 7.

Количество часов самостоятельной работы – 9.

 

Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 51-66.

 

Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 108-115.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.

 

Тема 3. Химический синапс

Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация. Постсинаптические потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Количество часов самостоятельной работы – 10.

 

Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 90-107.

 

Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 97-101, 115-130.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.

 

Тема 4. Медиаторные системы мозга

Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы.

Норадреналин (NА), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатические эффекты NА (регуляция функций внутренних органов). NА в головном мозге: роль голубого пятна. NА, адреналин и реакция на стресс.

Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений деятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ.

Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.

Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь.

Количество часов аудиторной работы – 23.

Количество часов самостоятельной работы – 30.

 

Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 111-133.

 

Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 131-176.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.

 

Тема 5. Гипоталамо-гипофизарная система

Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС.

Количество часов аудиторной работы – 5.

Количество часов самостоятельной работы – 4.

 

 

Литература к теме:

Базовый учебник

Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002. С. 265-293.

 

Основная

1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М.: Дрофа, 2003. (Электронный ридер). С. 314-337.

Дополнительная

2. В.В.Шульговский. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект-пресс, 2000.

Образовательные технологии

Лекции сопровождаются непрерывным показом презентаций, содержащих основные положения лекции и иллюстрации. После лекции и до окончания курса эти презентации доступны для студентов в электронном виде на сайте http://www.hse.ru/org/hse/anatom_cns/.

Семинары включают следующие формы работы со студентами:

- устный опрос и общее обсуждение изученных тем

- письменные проверочные и контрольные работы для промежуточной аттестации студентов.

 

Методические рекомендации преподавателю

При изучении материала по анатомии ЦНС необходимо использование презентаций с рисунками. Использование презентаций желательно и при изучении физиологии ЦНС. Кроме того при изучении физиологии очень полезно использовать компьютерные анимации.

Методические указания студентам

При изучении дисциплины «Анатомия и физиология ЦНС» крайне актуально с самого начала лекций активно включаться в изучение предмета, т.к. материал каждой последующей лекции базируется на материале предыдущей. Поэтому после каждой лекции необходимо проработать полученные сведения по учебнику, лекциям и презентациям, и если возникли вопросы прояснить их с преподавателем на семинаре.

Для лучшего понимания материала по физиологии ЦНС очень полезен просмотр компьютерных анимаций, которые можно найти в Интернете, например, на сайте http://bio.winona.edu/berg/ANIMTNS/Directry.htm

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

Домашнее задание 1 заключается в том, что студент должен сделать подписи к нескольким слепым рисункам мозга человека.

Домашнее задание 2 предполагает перевод небольшого англо- (франко-, немецко) –язычного фильма анатомо-физиологической тематики на русский язык. Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

Домашнее задание 3 заключается в создании презентации по теме «Анатомия и физиология сенсорной системы». Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: