Тема 1. Предмет и задачи курса. Методы изучения анатомии нервной системы. Общее знакомство с организмом человека

Определения анатомии и физиологии как наук. Их место в системе наук и связь с дисциплинами медико-биологического и психолого-педагогического циклов. Значение изучения нейронаук для понимания механизмов нормального и патологического поведения человека. История развития представлений об анатомии мозга. Нейронная теория. Значение работ Рамон-и-Кахаля, Гольджи, Ниссля и др. для изучения строения мозга. Нейронная теория Рамон-и-Кахаля. Современный этап изучения морфологии и физиологии нервной системы. Методики изучения строения мозга. Цель, задачи и структура курса.

Уровни организации организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Основные системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма) как необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Регуляция жизненных функций организма – нервная и гуморальная.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Количество часов самостоятельной работы – 2.

Литература к теме:  

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 5-16.

 

Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 5-7, 19-29.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.

 

Тема 2. Строение нервной ткани

Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, синапсов. Функциональное значение особенностей морфологической организации дендритов и аксонов в деятельности нейрона. Аксонный транспорт. Понятие о нервных волокнах и нервах. Миелинизация. Серое и белое вещество нервной системы. Классификация нейронов по морфологическим, функциональным и биохимическим признакам.

Строение и функциональные свойства глиальных клеток. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглия.

Количество часов аудиторной работы – 7.

Количество часов самостоятельной работы – 10.

 

Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С.24-33.

Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 30-50.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.

 

Тема 3. Филогенез нервной системы. Онтогенез нервной системы человека

Сравнение двух групп многоклеточных животных: без нервной системы (губки) и имеющих нервную систему (остальные). Основные этапы развития нервной системы (диффузная, узловая, трубчатая). Основные пути эволюции нервной системы – концентрация и цефализация. Сравнительная анатомия ЦНС у различных классов позвоночных животных (круглоротые, хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие).

Основные стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Понятие о зародышевых листках. Эмбриональная закладка нервной системы. Нервная пластинка, нервная трубка. Развитие основных отделов нервной трубки. Стадия трех мозговых пузырей. Стадия пяти мозговых пузырей. Мозговые изгибы. Основные отделы центральной нервной системы. Нейральная индукция. Миграция нейронов. Постнатальное развитие мозга.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Количество часов самостоятельной работы – 4.

Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 22-24, 83-90.

Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 51-60.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.

 

Тема 4. Вспомогательные аппараты нервной системы

Кровоснабжение мозга. Особенности строения кровеносной системы мозга. Гемато-энцефалический барьер.

Оболочки центральной нервной системы (твердая, паутинная, сосудистая) и их функции.

Система полостей ЦНС. Сосудистые сплетения. Ликвор и его функции. Циркуляция ликвора.

Количество часов аудиторной работы – 2.

Количество часов самостоятельной работы – 4.

Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С.35-41.

Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 57-60.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.

 

Тема 5. Общие представления о строении нервной системы

Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Основные отделы нервной системы: центральная и периферическая нервная система, соматическая и автономная нервная система. Функции этих отделов. Спинной и головной мозг. Ствол мозга.

Типы организации нейронов (ретикулярная, ядерная, экранная). Чувствительные, двигательные и переключательные ядра. Афферентные (чувствительные) и эфферентные (эффекторные) нервы. Смешанные нервы.

Количество часов аудиторной работы – 3.

Количество часов самостоятельной работы – 5.

Литература к теме:

Базовый учебник

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006. С. 20-22, 33-35.

Основная

1. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004. (Электронный ридер). С. 64-72.

Дополнительная

1. М.Г.Привес и др. Анатомия человека. С-Петербург: изд. «Гиппократ», 1999 (2002).

2. Р.Д. Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М.: 1974-2007.

3. Дж.Шаде, Д.Форд. Основы неврологии. М.: Мир, 1976.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: