Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Филологический факультет
Кафедра русского языка и литературы
ДОКЛАД
По дисциплине
Современный русский язык
на тему:
«Способы образования глаголов»
Выполнила:
студентка 2 курса
группы АР-18
Анипиева Фериде
Проверила:
Ст. преп. Бахича Э. А.
Симферополь, 2020.
Оглавление
1. Введение
2. Префиксальный способ словообразования глаголов
3. Суффиксальный способ словообразования глаголов
4. Постфиксальный способ словообразования глаголов
5. Префиксально- постфиксальный способ словообразования глаголов
6. Суффиксально-постфиксальный способ словообразования глаголов
7. Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ словообразования глаголов
8. Окказиональные глаголы
9. Заключение
10. Список использованной литературы
Введение
ГЛАГО'Л, а, м. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк.-книжн., поэт. устар.). Но лишь божественный г. до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Пшкн. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова)
|
|
Образование новых глаголов в основном ограничено морфологическим способом, а именно: суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный способы словообразования, а также уникальный для глаголов префиксально-суффиксально-постфиксальный способ.
Префиксальный способ
Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение. Префиксальный способ является наиболее продуктивным: каждый бесприставочный глагол может путем присоединения к нему приставки образовать новый глагол: ползти — выползти — сползти — уползти; слушать — выслушать — прослушать. Лишь в некоторых случаях присоединение приставки создает не новое слово, а другую форму (видовую пару); писать — написать, делать — сделать и т. д. Многие приставки антонимичны (одеть — раздеть, войти — выйти) и синонимичны (объездить — изъездить, выгнать — изгнать).
Рассмотрим некоторые приставки и приведем узуальные и потенциальные примеры словообразования:
• Приставка до- образует глаголы со значением совершения недостающего действия (доплатить, достирать, доесть-узуальное словообразование; досыпать (от слова спать, досыпать недостающие часы) -потенциальное словообразование).
|
|
• Приставка о- (об-, обо-) образует глаголы со значением направленности действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить- узуальное словообразование; обинтернетить (от слова интернет, подключить интернет на всех устройствах) - потенциальное словообразование).
• Приставка обез- (обес-) образует глаголы со значением лишить(ся) чего-нибудь, освободить от чего-нибудь, освободиться от чего-нибудь (обезглавить, обессилить- узуальное словообразование); обессладостить (лишить сладостей) - потенциальное словообразование).
• Приставка под- образует глаголы со значением совершения действия скрытно, незаметно (подслушать- узуальное словообразование; подболеть (переболеть незаметно) - потенциальное словообразование).
• Приставка пред- (предо-) образует глаголы со значением предварительности, заблаговременности действия (предвидеть- узуальное словообразование; предобедать (пообедать заранее) – потенциальное словообразование).
Суффиксальный способ
Менее продуктивен суффиксальный способ. Путем присоединения суффикса глаголы образуются от существительных: ужин — ужинать (суффикс -а-), дар — дарить (суффикс -и-); прилагательных: хороший — хорошеть (суффикс -е-), ровный — ровнять (суффикс -я-); местоимений: я — якать, ты — тыкать (суффикс -ка) числительных: двое — двоить (суффикс -и-); междометий: ау — аукать (суффикс -ка-), ох — охать (суффикс -а-). В отличие от приставок словообразовательных глагольных суффиксов небольшое количество: -а-, -ка-, -и-, -е-, -нича-, -ну-, -ова-, (-ева-) и некоторые другие. Рассмотрим некоторые суффиксы и приведем узуальные и потенциальные примеры словообразования:
· Суффикс -е(ть) образует глаголы со значением «становиться кем-нибудь, каким-нибудь, быть таким, каким называет исходное слово» (стареть, белеть, богатеть, хорошеть-узуальное словообразование; кофенеть (от слова «кофе» и означает пить настолько много кофе, чтобы состоять из него) -потенциальное словообразование).
· Суффикс -нича(ть) образует глаголы со значением «заниматься деятельностью, обнаруживать склонность к какой-либо деятельности» (попрошайничать, обезьянничать, садовничать- узуальное словообразование; компьютерничать (проводить много времени за компьютером-потенциальное словообразование).
· Суффиксы -ова(ть), -ева(ть), -ствова(ть) образуют глаголы со значением «осуществлять что-либо, находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности» (торговать, тосковать, горевать, воровать, блаженствовать, бесчинствовать, безмолвствовать- узуальное словообразование; алкогольствовать (употреблять алкоголь) -потенциальное словообразование).
· Суффиксы -а(ть), -я(ть) образуют глаголы от существительных с общим значением действия (завтракать, козырять- узуальное словообразование; сосисничать (есть сосиски) -потенциальное словообразование).
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса -ся, присоединяемого к неопределенной форме и выражающего различные залоговые значения: гуманизироваться от гуманизировать, подпитываться от подпитывать, раскручиваться от раскручивать.
Постфикс -ся (-сь) образует глаголы со значением:
· лица, совершающего действие, направленное на самого себя (мыться, одеваться-узуальное словообразование; карантиниться (находиться в карантине) - потенциальное словообразование).