Всё ли, что можно мыслить, можно также и знать по Канту? В чём отличия рассудка и разума согласно Канту? В чем отличие категорий от идей? Что такое чистый разум?

Всё ли, что можно мыслить, можно также и знать по Канту?

Кантовский ответ на этот вопрос таков: "...разум видит только то, что сам создает по собственному плану". Или, иначе говоря, “иметь о чем-то... знание он может лишь в том случае, если приписывает вещи только то, что необходимо следует из вложенного в нее им самим... “.

Это - одна из составляющих той революции, которую Кант совершил в философии природы. Не разум, субъект, человек, идет за природой, случайным образом ожидая от нее знаний - плодов, а сам разум устроен таким образом, что он предписывает природе законы и познает их в природе. Все остальное в природе случайно и не может быть познано достоверно. Разум в области исследования природы имеет следующую задачу: “сообразно с тем, что сам разум вкладывает в природу, искать (а не придумывать) в ней то, чему он должен научиться у нее и чего он сам по себе не познал бы».

Каким образом наш разум может предписывать природе свои законы, чтобы затем познавать их? Здесь мы подходим к сердцевине кантовского трансцендентального идеализма, как он сам называл свою философию. Трансцендентальная философия основывается на разделении вещей в себе (ноуменов) и явлений. Вещи в себе (на всякий случай напомню, что правильнее - "вещи сами по себе") - это действительность, как она существует независимо от познающего субъекта. Все вещи и отношения вещей, которые мы воспринимаем, представляют собой только явления этих вещей в себе - продукт взаимодействия вещей в себе с нашим разумом посредством форм восприятия и созерцания - пространства и времени. Таким образом, нам даны в восприятии только явления и их отношения (такие как отношения причины и следствия, одновременности и т.п.), но не даны сами вещи в себе. Мы не можем знать, что они собой представляют, поскольку они не подходят под наши формы созерцания - пространство и время - и наши категории рассудка, при помощи которых мы объединяем наши созерцания и ощущения в предметы и в совокупности предметов.

Отсюда Кант делает вывод: вещи в себе непознаваемы. Мы не можем знать их. Мы можем только предполагать, что существует некоторый неизвестный нам источник наших чувственных впечатлений, называемый вещью в себе. Это все, что мы можем о них сказать, оставаясь в рамках философии природы и говоря о познании природы при помощи науки.

Таким образом, по Канту, мы можем знать только явления (феномены) и их отношения. Наука занимается именно тем, что открывает априорные (доопытные) и эмпирические законы устройства природы и на основе их предсказывает новые явления и их отношения. Такова, например, для Канта была ньютоновская физика и любая другая наука, приносящая нам знание о природе.

В чём отличия рассудка и разума согласно Канту?

В широком смысле рассудок отождествляется Кантом со способностью мыслить, противопоставляемой чувственности как способности восприятия воздействий. Рассудок – одна из высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных способностей, чувственность – пассивность. Однако человеческий рассудок не является творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала (организованного на уровне восприятия с помощью априорных форм созерцания) под единство понятия. Кант не считает рассудок высшей познавательной способностью: ему недостает цели, то есть движущего стимула, который давал бы направление его деятельности.

Разум в кантовской философии – обозначение высшей познавательной и практической способности. В своей логической функции разум проявляется как способность к умозаключениям. Разум возвышается над рассудком, задавая принципы единства его законов, подобно тому, как рассудок задает правила единства явлений. Роль разума в познании – регулятивная: направлять рассудок ко все более глубокому проникновению в законы природы в поисках их систематического единства.

В чем отличие категорий от идей?

Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм — пространства и времени — с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить».

Кант выделяет 12 категорий рассудка:

1. Категории количества

1. Единство

2. Множество

3. Цельность

2. Категории качества

1. Реальность

2. Отрицание

3. Ограничение

3. Категории отношения

1. Субстанция и принадлежность

2. Причина и следствие

3. Взаимодействие

4. Категории модальности

1. Возможность и невозможность

2. Существование и несуществование

3. Необходимость и случайность

Под идеей Кант понимает “необходимое понятие разума, которому не может быть дан в чувствах точно соответствующий ему предмет”. Идеи, в отличие от первоначальных понятий рассудка, категорий, не являются элементарными понятиями. Идеи состоят из понятий чистого рассудка и представляют собой доведенные до безусловного категории. К примеру, понятие причины - категория, первопричины – идея. Всякая идея есть предельное понятие, и в качестве такового может стимулировать расширение и углубление всегда незавершенного эмпирического познания.

Стягивая к себе ряды обусловленного, идеи вносят единство в наше знание. Систематика идей основана на привязке последних к формальным моментам трех основных видов умозаключений, способностью к которым является чистый разум в его логическом применении, – категорического, гипотетического и дизъюнктивного. Форма первого из них порождает идею абсолютного субъекта/души (предмет рациональной психологии), второго – мира (предмет рациональной космологии), третьего – идею бога (предмет рациональной теологии). Кант предлагает и другой принцип систематизации идей, приводящий к тому же результату, но основанный на различении трех возможных типов отношения представлений, а именно: к субъекту, явлениям и вещам вообще. Идея в таком случае оказывается представлением о целокупности условий в данной области сущего. Сами по себе идеи играют немаловажную регулятивную роль в познании, однако приписывание им объектов неправомерно, так как при этом осуществляется запрещенный, по мнению Канта, выход познания за пределы возможного опыта (границы опыта можно переступить только в виде практических постулатов).

Что такое чистый разум?

Трактовка Кантом Ч.р. не является однозначной. В широком смысле Ч.р. оказывается синонимом всей познавательной способности человека, включающей в себя чистые чувственность и рассудок. В узком, традиционном смысле Ч.р. оказывается высшей познавательной способностью человека, отличной от рассудка. Однако оба смысла Ч.р. Кант противопоставляет здравому рассудку или здравому смыслу, охватывающему разделяемые всеми положения.

Под чистотой в теоретико-познавательном значении Кант понимал характеристику знания, познания, познавательной способности, состоящих в отсутствии какой бы то ни было примеси эмпирического, чего-либо идущего от ощущения. Чистота противопоставляется Кантом эмпирическому и тесно связывается им, хотя и не отождествляется, с более широкой сферой априорного. Ч.р. имеет дело с априорными принципами и идеями, изучение возможности которых представляет собой задачу трансцендентального исследования: «Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания».

Несмотря на то, что Кант воспринимает Ч.р.как высшую познавательную способность, его принципиальный тезис состоит в неизбежной подверженности Ч.р. естественной диалектике, в результате которой он вступает в действительный или мнимый спор с сами собой и оказывается перед лицом видимости и иллюзии (если что, речь, скорее всего, про антиномии), которые можно вскрыть, но от которых невозможно совершенно избавиться. В этой связи Кант видит важнейшую философскую задачу в критике разума, его самоограничении и очерчивании его границ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: