В чём смысл мысленного эксперимента, проделанного Кондильяком (одинокая статуя)?

Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Étienne Bonnot de Condillac; 30 сентября 1715, Гренобль, Франция — 3 августа 1780, Лаи-ан-Валь, Франция) — французский философ-сенсуалист, аббат.

«Трактат об ощущениях» (Traité de sensations) – произведение Э.Б.Кондильяка. Впервые опубликован в 1754 в Париже и Лондоне. Согласно автору, «главная задача предлагаемого труда – показать, каким образом все наши знания и все наши способности происходят из органов чувств или, выражаясь точнее, из ощущений, ибо на самом деле органы чувств лишь окказиональная причина [ощущений]. Они не чувствуют – чувствует только душа, повод к чему ей дают органы чувств, и из модифицирующих ее ощущений душа извлекает все свои знания и способности».

Когда мы появляемся на свет, мы не только не имеем никаких врожденных знаний, но даже и не умеем ощущать, пользоваться собственными органами чувств. Всему этому учит только опыт. Чтобы выяснить, как это происходит, Кондильяк в своем трактате «Об ощущениях» проводит мысленный эксперимент со статуей (“бесчувственной мраморной статуей”), которую он последовательно наделял обонянием, вкусом, слухом, зрением и осязанием. Статуя внутренне устроена как человек и одушевлена, но не имеет идей. Поверхность статуи должна быть мраморной, чтобы не допустить «применения каких-либо органов чувств», и оставляет за собой «свободу произвольно открывать их [чувства] различным впечатлениям, к которым они восприимчивы».

Прежде всего Кондильяк наделяет статую чувством обоняния и даёт ей ощутить запах розы; у неё ещё нет никаких идей (идей протяженности, фигуры, цвета, звука, вкуса), и по отношению к себе она сама есть только этот запах (ничем другим она считать себя не может, потому что это пока единственные ощущения, к которым она способна). Однако у статуи вырабатывается внимание, поскольку она полностью обращена на впечатление от запаха; она начинает наслаждаться приятными запахами и страдать от неприятных (первоисточником способностей статуи всегда оказываются удовольствие и страдание» и «... существуют две причины, определяющие степень активности способностей статуи. С одной стороны, это интенсивность блага, которого она больше не имеет; c другой — ничтожность удовольствия, доставляемого ей имеющимся налицо ощущением, или сопровождающее его страдание»); у неё возникают память (от прошлого запаха) и воображение и, благодаря этому, желания, способность к сравнению (за счет памяти?) и суждению (суждение есть не что иное, как восприятие отношения между двумя сравниваемыми идеями), а также удивление (от перехода из состояния, к которому она привыкла, к совершенно отличному состоянию, о котором она еще не имела идеи). То есть с возникновением абстрактного мышления ряд “внимание — память — желания” дополняется двумя новыми действиями — сравнением и суждением. При сравнении внимание одновременно уделяется двум идеям, при суждении выясняются отношения, в которых эти идеи состоят. Кондильяк последовательно наделяет статую вкусом, слухом, зрением. Конечная стадия развития ощущения — это размышление (reflexion/рефлексия?). Самосознание возникает благодаря тому, что статуя ощупывает саму себя (Кондильяк, наконец, наделяет ее тем ощущением, которому он придавал исключительное значение – осязанием). Поскольку осязание всегда предполагает наличие по крайней мере двух предметов, находящихся один подле другого, постольку ощущения самоосязания говорят статуе о том, что она и ее рука — это два разных предмета. Непрерывно двигая рукой по поверхности своего тела, статуя убеждается, что все ее части составляют некое целое, которое и есть она сама. Посредством осязания статуя приходит также к знанию о существовании других тел помимо нее самой, воспринимая не тела сами по себе, а лишь собственные ощущения.

Благодаря осязанию у статуи появляются самосознание и знание о существовании других, отличных от неё самой вещей; таким образом, она выходит за рамки субъективных представлений. Именно осязание учит другие чувства правильно судить о внешних предметах. Только опыт — и прежде всего через осязание — сообщает статуе, в каких именно пространственно-временных отношениях находятся тела вне ее самой.

Эксперимент со статуей, считает Кондильяк, доказывает «неврождённость» способностей: они приобретаются при помощи чувств, и их развитие определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. Статуя есть «не что иное, как то, что она приобрела. Почему бы не сказать того же самого и о человеке?»

Немного выдержек из «Трактата об ощущениях»:

«…важно поставить себя на место статуи, которую мы собираемся наблюдать. Надо начать существовать вместе c ней, мы лишены всего того, чего ей не хватает...

…Познания нашей статуи, ограниченной ощущением обоняния, распространяются только на запахи. Она так же мало способна обладать идеями протяженности, фигуры или чего бы то ни было, находящегося вне ее или вне ее ощущений, как идеями света, звука, вкуса...

…запахи в этом отношении представляют собой лишь ее собственные модификации или состояния, и она не сможет считать себя чем-либо иным, ибо это единственные ощущения, к которым она способна…

…При первом же ощущении запаха способность ощущения нашей статуи целиком находится под впечатлением, испытываемым ее органом чувства. Это я называю вниманием…

С этого момента она начинает наслаждаться или страдать...

…у нашей статуи нет еще никакого представления о различных изменениях, которые она может испытать. Поэтому она чувствует себя хорошо, не желая ничего лучшего, или чувствует себя плохо, не желая чувствовать себя хорошо…

…У нее нет еще никакого представления об изменении, последовательности, длительности. Таким образом, она существует, не будучи в состоянии испытывать желания…

…Когда она заметит, что может перестать быть тем, что она есть, чтобы снова стать тем, чем она была раньше, то из состояния страдания, которое она станет сравнивать c состоянием удовольствия, вопроизведенным ее памятью, у нее зародятся желания…

…Но ощущаемый ею запах не исчезает полностью после того, как издающее запах тело перестает действовать на ее орган обоняния. Внимание, которое она обратила на него, удерживает его, и оно оставляет более или менее сильное впечатление в зависимости от степени сосредоточенности самого внимания. В этом заключается память…

…Когда наша статуя становится новым запахом, она еще продолжает обладать тем запахом, которым она была в предыдущее мгновение. Ее способность ощущения разделяется между памятью и обонянием; первая из этих способностей обращена к прошедшему ощущению, а вторая — к ощущению, имеющемуся налицо…

… Поскольку статуя не знает, что существуют предметы, действующие на нее, не знает даже, что она обладает некоторым органом чувств, то различие между воспоминанием о каком-то ощущении и ощущением, имеющимся налицо, есть для нее обыкновенно лишь различие между слабым ощущением того, чем она была, и ярким ощущением того, чем она является теперь…

…Действительно, всякий раз, когда память рисует статуе ее прежние состояния c большой силой, а орган чувства, наоборот, испытывает слабые впечатления, переживание имеющегося налицо ощущения будет гораздо менее ярким, чем воспоминание об ощущении, которого больше нет…

…Таким образом, в то время как один запах представлен в обонянии благодаря воздействию некоторого издающего запах тела на орган обоняния, другой запах находится в памяти…

…Переживая эти состояния, статуя чувствует, что она уже не то, чем она была; познание этого изменения заставляет ее относить первое состояние к моменту, отличному от того, когда она испытала второе состояние; и это заставляет ее проводить различие между тем, чтобы существовать определенным образом, и тем, чтобы вспоминать, что она существовала раньше другим образом…

…Однако, чем чаще станет упражняться пaмять, тем легче она будет действовать. Благодаря этому статуя приобретает привычку вспоминать без труда изменения, которые она испытала, и делить свое внимание между тем, что она есть, и тем, чем она была…

…Но различные состояния статуи не способны делить между собой способность ощущения, не становясь предметом сравнения. Действительно, сравнивать — значит не что иное, как уделять одновременно все свое внимание двум идеям.

…Если есть сравнение, то имеется и суждение…

…Таким образом, суждение есть не что иное, как восприятие отношения между двумя сравниваемыми идеями….

…Чем чаще повторяются сравнения и суждения, тем легче начинает производить их наша статуя...

…она не преминет испытать удивление, если внезапно перейдет от состояния, к которому она привыкла, к совершенно отличному состоянию, о котором она еще не имела идеи...

…Это удивление заставляет ее сильнее почувствовать разницу между ее состояниями. Чем более резок переход от одних к другим, тем больше ее удивление и тем больше ее поражает контраст между сопровождающими их удовольствиями и страданиями.

…Она тщательнее сравнивает их и поэтому лучше судит об отношениях между ними. Таким образом, удивление усиливает активность операций ее души…»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: