Влияние языка на восприятие и мышление. Гипотеза Сепира-Уорфа. Согласны ли вы с этой гипотезой?

Влияние языка на восприятие и мышление.

Когда ребенок овладевает языком, многие его психические процессы сильно меняются. Конечно, и до этого он мог воспринимать окружающие его предметы и мыслить (наглядно-действенное мышление; см. билет «можно ли отождествлять человеческое мышление только с речевым мышлением?»), размышлять в простейшей форме (элементарные формы мышления есть даже у животных). Овладение языком позволяет сообщать другим то, что известно одному. Как только ребенок овладел языком, он начинает невольно (обычно бессознательно) смотреть на все вокруг с точки зрения этого языка, его словарного запаса и грамматики. Лев Семенович Выготский разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, запечатленную в своем главном труде «Мышление и речь». В этой работе он доказывал, что мышление и речь имеют разные генетические корни (мышление связано с орудийной деятельностью, а речь - с эмоциональным заражением посредством звукового сигнала). В определенном возрасте у ребенка происходит соединение мышления и речи, в результате чего и появляется словесно-логическое мышление.

Что касается усвоения языков, была выдвинута «гипотеза критического периода»: согласно гипотезе, люди генетически запрограммированы на усвоение языков, однако после достижения определенного возрастного порога эта способность исчезает. Возрастной порог не определен, он зависит от человека. (У феральных детей – которые росли в условиях крайней социальной изоляции как Маугли – возникают сложности с освоением языка, математических систем, осмысленным общением с другими, т.д.).

Мышление человека, овладевшего языком, приобретает новое качество - он становится способным вести спор с собою. Думающий человек как бы «раздваивается» на самого себя и своего критика. Этот спор происходит на базе языка. В случае «внутреннего спора» мы говорим не о внешней речи, а о речи внутренней, обладающей рядом особенностей. «Внутренняя речь» появляется лишь тогда, когда вы овладели внешней речью. Процесс внутреннего спора означает то, что вы бессознательно в своей голове делаете то, что делали перед этим в реальном общении с другими людьми с помощью языка. То есть коллективный язык оказывается необходимым условием существования процесса «внутреннего» размышления. (Интенсивность эгоцентрической речи ребенка возрастает, если вокруг ребенка присутствуют другие люди).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: