Дата введения 2004-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает цель и задачи системы стандартов по защите информации, объекты стандартизации, структуру, состав и классификацию входящих в нее стандартов и правила их обозначения.

Положения настоящего стандарта являются рекомендуемыми при разработке нормативных документов по стандартизации в области защиты информации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия, учреждения, организации - разработчика стандарта, а также при организации работ по стандартизации в области защиты информации органами управления Российской Федерации.

Стандарт является основополагающим государственным стандартом Российской Федерации в области защиты информации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и классификаторы: ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов

ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2002 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель

ГОСТ Р 50922-96 Защита информации. Основные термины и определения

ГОСТ Р 51275-99 Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения

ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению

ОК 003-99 Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения

ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции

и услуг

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции

ОК 011-93 Общероссийский классификатор управленческой документации

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины:

3.1 система стандартов по защите информации: Совокупность взаимосвязанных НД по стандартизации, устанавливающих нормы, правила и требования по ЗИ.

3.2 комплекс стандартов: По ГОСТ Р 1.12.

3.3 защита информации: По ГОСТ Р 50922.

3.4 защищаемая информация: По ГОСТ Р 50922.

3.5 объект стандартизации: По ГОСТ Р 1.12.

3.6 требование: По ГОСТ Р 1.12.

3.7 объект защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.8 фактор, воздействующий на защищаемую информацию: По ГОСТ Р 51275.

3.9 продукция: По ГОСТ Р ИСО 9000.

3.10 технология: Система взаимосвязанных методов, способов, приемов предметной деятельности.

3.11 стандарт отрасли: По ГОСТ Р 1.12.

3.12 нормативный документ: По ГОСТ Р 1.12.

3.13 стандарт предприятия: По ГОСТ Р 1.12.

3.14 информационная технология: По ГОСТ 34.003.

3.15 услуга: По ГОСТ 30335.

3.16 процесс: Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

3.17 жизненный цикл продукции: По Р 50.605-80 [1].

3.18 документ: Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

3.19 электронный документ: Документ, информация в котором представлена в электронно-цифровой форме.

3.20 техника защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.21 средство защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.22 средство контроля эффективности защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.23 способ защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3. 24 способ контроля эффективности защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.25 качество: По ГОСТ Р ИСО 9000.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

ССЗИ - система стандартов по защите информации;

ЗИ - защита информации;

ОЗ - объект защиты информации;

СЗИ - средство защиты информации;

СКЭЗИ - средство контроля эффективности зашиты информации;

ПЭМИ - побочные электромагнитные излучения;

НД - нормативный документ;

НТД системы ОТТ - нормативно-технический документ системы общих технических требований к вооружению и военной технике;

ВВТ - вооружение и военная техника;

СРПП - система разработки и постановки на производство;

ЕСПД - единая система программной документации;

ЕСТД - единая система технологической документации;

СНиП - строительные нормы и правила;

НСД - несанкционированный доступ;

НСВ - несанкционированное воздействие;

НПВ - непреднамеренное воздействие;

ЕКПС МО РФ - единый классификатор предметов снабжения Министерства обороны Российской Федерации;

НИР - научно-исследовательская работа;

ОКР - опытно-конструкторская работа.

5 Общие положения

5.1 ССЗИ является межотраслевой, общетехнической системой стандартов и разрабатывается в соответствии с программами и планами работ по стандартизации в области ЗИ.

Целью ССЗИ является упорядочение процесса создания взаимоувязанной совокупности НД по ЗИ.

5.2 Основными задачами и направлениями работ по формированию и развитию ССЗИ являются:

- установление основополагающих принципов построения системы;

- обеспечение единства организационных и методических подходов к организации и обеспечению работ в области ЗИ;

- обеспечение терминологического взаимопонимания в области ЗИ;

- упорядочение системы требований по ЗИ, предъявляемых к различным видам ОЗ, и методов контроля выполнения этих требований;

- установление рациональных требований к технике ЗИ;

- оптимизация номенклатуры СЗИ и СКЭЗИ;

- установление рациональных требований к услугам по ЗИ;

- нормативное и техническое обеспечение испытаний, контроля, сертификации и оценки качества ОЗ, СЗИ и СКЭЗИ на соответствие требованиям по безопасности информации;

- сокращение затрат на проведение работ в области ЗИ;

- создание и ведение классификаторов в области ЗИ;

- установление требований к метрологическому, информационному и другим видам обеспечения ЗИ.

5.3 Формирование ССЗИ осуществляют с учетом основных принципов стандартизации, регламентируемых ГОСТ Р 1.0, а также дополнительных:

- согласованность работ по стандартизации в области ЗИ на основе распределения и закрепления ответственности в данной области между ответственными федеральными органами исполнительной власти и организациями-участниками работ;

- системность в работах по стандартизации в области ЗИ, в том числе согласованность и непротиворечивость требований по ЗИ, взаимоувязанность НД по стандартизации в области ЗИ, исключение дублирования требований различных документов, обеспечение унификации требований по стандартизации;

- комплексность охвата взаимосвязанных объектов стандартизации в области ЗИ;

- использование единых систем классификации, идентификации, кодирования информации в области ЗИ.

5.4 Основными объектами стандартизации ССЗИ являются следующие группы:

- объекты защиты информации, включающие в себя подгруппы:

а) продукцию,

б) технологии,

в) процессы (работы),

г) объекты капитального строительства,

д) услуги, е) документы;

- факторы, воздействующие на защищаемую информацию (носитель информации);

- технику ЗИ;

- процессы по ЗИ;

- услуги по ЗИ;

- технологии ЗИ;

- документы по ЗИ.

Указанные группы объектов стандартизации по ЗИ могут быть подразделены на классы и виды в соответствии с требованиями Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации: ОК 002, ОК 003, ОК 004, ОК 005 и ОК 011. При этом используют иерархическую систему классификации. На каждой ступени классификации объекта деление осуществляют по классификационным признакам: назначение, область применения, вид носителя, а также с учетом отношений вида «часть - целое», «причина - следствие». Классификация объекта может быть завершена на различных ступенях классификационного деления, в зависимости от решаемых задач по стандартизации в области ЗИ и категории стандарта. Фрагмент классификации объектов стандартизации по ЗИ представлен в приложении А.

Взаимосвязь объектов стандартизации ССЗИ с требованиями, которые предъявляются к ним, представлена в приложении Б.

5.5 ССЗИ может включать в себя следующие НД по стандартизации:

- регламенты;

- стандарты;

- правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Кроме перечисленных выше документов в систему могут входить НТД системы ОТТ.

5.6 В зависимости от объекта стандартизации в области ЗИ и требований, предъявляемых к нему, устанавливают стандарты следующих видов:

- основополагающие;

- на продукцию;

- на процессы;

- на технологию, включая в том числе информационные технологии;

- на услуги;

- на методы контроля;

- на документацию;

- на термины и определения.

5.7 Стандарты по ЗИ подразделяют на следующие категории:

- международные;

- межгосударственные;

- государственные стандарты Российской Федерации, оформленные на основе аутентичного текста международного стандарта;

- государственные стандарты Российской Федерации;

- государственные военные стандарты Российской Федерации;

- стандарты отраслей, в том числе и на оборонную продукцию;

- стандарты предприятий.

5.8 Международные и межгосударственные стандарты по ЗИ применяют в установленном нормативными актами порядке.

5.9 Государственные стандарты по ЗИ разрабатываются на объекты стандартизации межотраслевого значения, в том числе и на оборонную продукцию, в целях систематизации и упорядочения требований, предъявляемых к объектам, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

5.10 Стандарты отраслей и предприятий по ЗИ разрабатываются и принимаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции применительно к объектам стандартизации отраслевого значения, в том числе и к оборонной продукции.

5.11 Общероссийские классификаторы устанавливают классификацию информации о технике ЗИ, услугах, технологиях, процессах и документах по ЗИ с присвоением ей единых кодовых обозначений, которая используется в процессе функционирования Государственной системы защиты информации.

5.12 НТД системы ОТТ устанавливают состав и показатели общих тактико-технических требований по ЗИ к видам систем и комплексов (образцов) ВВТ, общих требований к методам контроля выполнения этих требований, а также общие тактико-технические требования к средствам ЗИ (СКЭЗИ) и общие требования к методам их государственных испытаний.

5.13 НД по ЗИ разрабатывают, принимают, пересматривают, вносят изменения или отменяют по ГОСТ Р 1.2, а стандарты отраслей и предприятий - по ГОСТ Р 1.4.

5.14 Оформление и содержание НД по ЗИ должны соответствовать требованиям ГОСТ 1.5, ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.5 и Р 50.1.039 [2].

5.15 ССЗИ должна быть взаимоувязана со стандартами других систем и комплексов стандартов, например СРГТП, ЕСПД, информационных технологий и др.

6 Структура, состав, классификация и обозначения НД по стандартизации в области ЗИ

6.1 Структура ССЗИ определяется двумя основными признаками - объектами стандартизации и требованиями по стандартизации, предъявляемыми к этим объектам. Для уточнения этих признаков могут вводиться два дополнительных признака - виды деятельности в области ЗИ и виды защищаемой информации.

6.2 В зависимости от объекта стандартизации и предъявляемых к нему требований ССЗИ включает в себя следующие подсистемы:

- комплекс стандартов, устанавливающих общие требования к системе стандартов по ЗИ;

- комплекс стандартов, устанавливающих требования по, классификации и терминологии в области ЗИ;

- комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования по ЗИ к объектам ЗИ;

- комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования к технике ЗИ;

- комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования к процессам по ЗИ;

- комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования к услугам по ЗИ;

- комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования к технологиям ЗИ;

- комплекс стандартов, устанавливающих общие требования к документам по ЗИ;

6.3 Подсистема «Комплекс стандартов, устанавливающих общие требования к системе стандартов по ЗИ» регламентирует следующие вопросы:

- общие организационно-технические правила по стандартизации в области ЗИ;

- порядок организации работ по стандартизации в области ЗИ.

6.4 Подсистема «Комплекс стандартов, устанавливающих требования по классификации и терминологии в области ЗИ» регламентирует следующие вопросы:

- принципы, методы классификации и кодирования информации, используемой в области ЗИ;

- классификаторы для различных объектов стандартизации по ЗИ;

- научно-технические термины, применяемые в области ЗИ.

6.5 Подсистема «Комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования по ЗИ к объектам ЗИ» регламентирует следующие вопросы:

- общие технические требования по ЗИ, предъявляемые к различным объектам защиты, в том числе и типовые требования к информационным технологиям (профили защиты - по ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1), на всех стадиях их жизненного цикла;

- методы контроля (проверки) выполнения этих требований.

6.6 Подсистема «Комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования к технике ЗИ» регламентирует следующие вопросы:

- показатели качества техники ЗИ на всех стадиях ее жизненного цикла;

- методы оценки показателей качества техники ЗИ;

- параметрические ряды СЗИ и СКЭЗИ;

- общие технические условия, предъявляемые к группам однородных СЗИ и СКЭЗИ;

- технические условия, предъявляемые к конкретным СЗИ и СКЭЗИ;

- методы контроля (проверки) выполнения требований и методы испытаний СЗИ и СКЭЗИ;

- правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования, хранения и утилизации.

6.7 Подсистема «Комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования к процессам по ЗИ» регламентирует следующие вопросы:

- номенклатуру типовых процессов по ЗИ, включающую контроль, управление, координацию и т. п.;

- номенклатуру типовых процессов контроля эффективности ЗИ;

- технические требования, предъявляемые к процессам по ЗИ различных видов;

- технические требования, предъявляемые к контролю эффективности ЗИ различных видов;

- методы контроля (проверки) выполнения требований.

6.8 Подсистема «Комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования к услугам по ЗИ» регламентирует следующие вопросы:

- номенклатуру услуг по ЗИ;

- общие технические условия, предъявляемые к группам однородных услуг по ЗИ;

- технические условия, предъявляемые к конкретным видам услуг по ЗИ;

- требования к персоналу;

- требования к процессам оказания услуг по ЗИ;

- требования к результатам оказания услуг по ЗИ;

- методы оценки результатов услуг по ЗИ.

6.9 Подсистема «Комплекс стандартов, устанавливающих общие технические требования к технологиям ЗИ» регламентирует следующие вопросы:

- номенклатуру технологий ЗИ;

- номенклатуру способов ЗИ и контроля эффективности ЗИ;

- общие технические требования, предъявляемые к различным видам технологий ЗИ;

- методы оценки эффективности ЗИ;

- методы контроля (проверки) выполнения требований, предъявляемых к различным видам технологий ЗИ.

6.10 Подсистема «Комплекс стандартов, устанавливающих общие требования к документам по ЗИ» регламентирует следующие вопросы:

- номенклатуру документов по ЗИ;

- общие требования к содержанию и оформлению документов по ЗИ;

- методы контроля (проверки) выполнения требований.

6.11 Потребный состав стандартов по ЗИ, включаемых в подсистемы ССЗИ, определяется ролью и местом стандартизации в области ЗИ в общей системе НД по ЗИ, номенклатурой объектов стандартизации в области ЗИ, предъявляемыми к ним требованиями, а также экономической целесообразностью разработки стандартов.

6.12 Структура регистрационного номера ССЗИ включает в себя:

- обозначение категории стандарта (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ РВ);

- регистрационный номер системы стандартов по защите информации (пять разрядов);

- порядковый номер стандарта в системе стандартов по защите информации.

Примечание - Порядковый номер «О» присваивают ГОСТ Р ХХХХХ.О-2003 «Защита информации. Система стандартов. Основные положения».

Примеры регистрационных, номеров стандартов в ССЗИ:

1 ГОСТ ХХХХХ.Х... - 20ХХ;

2 ГОСТ Р ХШХ.Х... - 20ХХ;

3 ГОСТ РВ ХХХХХ.Х... -20ХХ.

 

 

35.Назначение, содержание, составление и оформление штатного расписания организации

Штатное расписание составляется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности сотрудников организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Также в штатном расписании проставляют их оклад и размер надбавок. Прежде чем перейти к правилам оформления штатного расписания, нужно найти ответ на следующие вопросы: кто готовит проект штатного расписания, и входит ли это в обязанности секретаря руководителя?

Ответ на вопрос о том, может ли секретарь руководителя готовить проект штатного расписания, должен дать "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37), содержащий квалификационные характеристики работников в соответствии с наименованиями должностей. Однако ни в одной квалификационной характеристике этот документ не упоминается.

На практике в организациях, где созданы отделы труда и заработной платы, экономические, плановые подразделения, работа по подготовке проекта штатного расписания обычно возлагалась на них. При отсутствии названных отделов штатное расписание готовил отдел кадров или бухгалтерия. Решение о том, какое структурное подразделение будет составлять этот документ, принимал руководитель организации.

Однако унифицированную форму Т-3 "Штатное расписание", в соответствии с постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", подписывают руководитель кадровой службы и главный бухгалтер. А это означает, что ответственность за составление этого документа несут названные должностные лица: кадровик - за структуру, штатный состав, штатную численность, бухгалтер - за тарифные ставки и надбавки.

На секретаря может быть возложено составление проекта штатного расписания лишь в том случае, если в его должностные обязанности включено ведение кадрового делопроизводства. Такая практика характерна для небольших организаций.

Штатное расписание является обязательным документом, который составляется в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности (п. 2. постанов­ления Госкомстата РФ от 05.01.04 № 1).

Форма Т-3 предписывает при подготовке проекта штатного расписания указывать:

наименование организации (если данная организация подчиняется вышестоящей, ее наименование следует также указать);

коды по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД) и Общероссийскому классификатору организаций и предприятий (ОКПО);

наименование вида документа "ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ";

номер документа, т. е. порядковый номер его разработки (например, первое штатное расписание было введено в действие в 2001 г. На нем будет проставлен номер 1. А в штатном расписании 2007 г. - номер 7);

дату составления, т. е. дату подписания штатного расписания руководителем кадровой службы и главным бухгалтером).

Текст штатного расписания имеет табличную форму, состоящую из десяти граф.

Графа структурные подразделения состоит из двух граф: в первой перечисляются наименования структурных подразделений организации: Управление делами, Отдел кадров, Бухгалтерия и т. д., а во второй - их код, который присваивается организацией. Как правило, это порядковый номер структурного подразделения.

Если это первые девять цифр, то перед каждой необходимо проставить 0: 01, 02, 03 и т. д. Наименования структурных подразделений, их расположение в штатном расписании нужны для разработки номенклатуры дел, а код структурного подразделения входит в состав индекса дела по номенклатуре.

В графе 3 указывают должность (специальность, профессию), разряд, класс (категорию), квалификацию.

Заполнение этой графы вызывает много споров, когда возникает вопрос о включении в штатное расписание должности, специальности, профессии. Основа спора - можно ли включать в штатное расписание должности произвольно, то есть те должности, которые не обозначены в законодательной базе РФ. Сторонники этой версии ссылаются на п. 3.1 "Инструкции по заполнению трудовых книжек", утв. постановлением Минтруда России от 10.10.03 № 69, в которой сказано: "Записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. (Имеются в виду записи в трудовую книжку работника - авт.) В случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками". Данная цитата говорит о том, что в штатное расписание должности вносятся в соответствии с квалификационными справочниками лишь в том случае, когда работнику начисляется льготная пенсия, или начисление пенсии осуществля­ется в соответствии с федеральными законами, как государственным служащим. Остается открытым вопрос, как же быть со всеми остальными наименованиями?

В РФ должности, специальности, профессии должны соответст­вовать документам, которые приняты на государственном уровне.

Эти документы действуют и до сих пор:

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК-016-94, утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.97 № 367

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Мин­труда России от 21.08.98 № 37

Общероссийский классификатор занятий ОК-010-93, утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 298

В Российской Федерации также действуют документы, устанавливающие наименования должностей и профессий в отдельных отраслях, например: тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены постановлением Минтруда России от 19.11.92 № 31.

В некоторых негосударственных организациях, например, в ОАО "Газпром", действуют свои классификаторы, обладающие юридической силой, т. к. они утверждены на государственном уровне.

Названные документы должны лежать в основе наименований должностей и профессий рабочих, потому что каждое наименование имеет код по соответствующему классификатору. Код проставляется в форме Т-2 - "Личной карточке", заводимой на каждого сотрудника. Поэтому формируя штатное расписание нельзя забывать о его связи с трудовой книжкой и формой Т-2.

В графе 4 "Количество штатных единиц" указывают по каждой должности (профессии), проставленной в графе 3, количество штатных единиц, если они необходимы данной организации, хотя может быть проставлена только одна штатная единица. Тогда в 3 графе проставляют цифру 1.

При заполнении графы 4 количество штатных единиц по соответствующим должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству, в соответствии с действующим законодательством РФ указывается в соответствующих долях, например, 0,25, 0,5, 0,75 и т. д.

В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр., руб." указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6-8 "Надбавки, руб." показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

В графе 9 "Всего в месяц, руб. (гр. 5 + гр. 6 + гр. 7 + гр. 8)" проставляется сумма расходов в рублях в течение месяца. Показания графы 4 учитываются в том случае, когда количество штатных единиц по должности (профессии) превышает одну штатную единицу.

Обычно графы 5-9 заполняет бухгалтерия.

Графа 10 "Примечание" заполняется тогда, когда требуется внести какие-либо уточнения.

После заполнения всех граф штатного расписания в правом верхнем углу проставляют количество штатных единиц, отраженных в штатном расписании: Штат в количестве _ единиц.

Как было сказано выше, штатное расписание подписывает руководитель кадровой службы и главный бухгалтер. Нигде не разъясняется, кто подписывает штатное расписание в том случае, если ответственность за ведение делопроизводства в компании возложена на секретаря руководителя. На взгляд автора, в таких случаях подписывать этот документ может заместитель руководителя организации, курирующий работу с кадрами в организации.

После проставления подписей штатное расписание утверждает­ся распорядительным документом: приказом о введении штатного расписания в действие.

В указаниях по заполнению унифицированных форм ничего не сказано о необходимости визирования штатного расписания. Автор считает, что визировать его должны руководители структурных подразделений организации. В соответствии с существующими правилами визирования, визы проставляют на проекте документа до его подписания и утверждения. Визы могут быть проставлены на оборотной стороне последнего листа штатного расписания или на отдельном листе.

Изменения в штатное расписание вносятся приказом руководителя организации.

 

 

Документирование процедур приема на работу

Прием на работу - завершающий процесс найма работников, что подтверждается документальным оформлением трудовых отношений между работником и работодателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: