Средства мониторинга успешности педагогического процесса

ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С задачами технологии постановки целей тесно связаны две очень важные для образовательной технологии задачи:

• задача получения информации обратной связи

• и задача соотнесения реально полученных результатов педагогического процесса с планировавшимися результатами, с целями.

Обе задачи объединяются в образовательной технологии процедурным комплексом, который принято называть мониторингом.

В.Ф. Шаталов, как-то подсчитал, что при использовании беседы как основного способа получения информации о детях каждый ребенок в среднем говорит на занятии в течение 30 секунд. Очевидно, что за это время невозможно не только научить ребенка связно излагать свои мысли, анализировать высказывания своих товарищей и вести дискуссию, но и получить полную, объективную информацию о том, на каком уровне развития находится каждый воспитанник.

В этих условиях традиционные приемы выборочного, отсроченного по времени и эпизодического контроля процесса обучения и воспитания не обеспечивают достаточного уровня управления педагогической деятельностью детей. В настоящее время без непрерывного слежения за обучением каждого воспитанника эффективное управление педагогическим процессом невозможно, а в технологическом подходе к обучению необходимость такого слежения становится постулатом.

Во второй половине XX века в почвоведении процесс постоянного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли стал называться специальным термином - мониторинг (от английского monitor - следить, вести наблюдение). Термин понравился научному сообществу и стал быстро распространяться, захватывая все новые области науки и практической деятельности.

Место мониторинга в образовательной системе можно определить, пользуясь моделью учебного процесса Н.Ф. Талызиной. Эта система должна включать следующие компоненты:

• описание начального состояния системы;

• описание ее конечного состояния;

• моделирование процесса перехода системы из начального состояния в конечное;

• наличие системы комплексных методик измерения основных параметров основной системы, которые характеризуют ее состояние в контрольных точках реального процесса перехода из начального состояния в конечное;

• наличие системы эффективных методов воздействия на основную систему в случае возникновения нежелательных отклонений в процессе устремления ее к конечному состоянию".

Выделенные этапы позволяют в целом согласиться с определением педагогического мониторинга, которое сформулировал А.Н. Майоров: Мониторинг в образовании есть система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей развития объекта.

Приведенное определение сформулировано в предельно широкой форме, в которой оно применимо как для всей образовательной системы в целом, так и для любой ее подсистемы.

 

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Выбор оценочной шкалы — во многом вопрос образовательной политики. Когда этот выбор свершен, он нередко автоматически сужает поле выбора образовательных технологий. Например, приняв решение о рейтинговой системе оценок, мы отказываемся от технологий, рассчитанных исключительно на количественные шкалы, в том числе и от очень хороших технологий. С другой стороны, приоритет количественных шкал влечет необходимость многократных тестирований и других жестких контрольных процедур, что, в свою очередь, ограничивает применимость гуманных личностно ориентированных технологий, например — "метода проектов".

Во многих странах мира, а особенно — в США, основным измерительным инструментом для определения успешности педагогического процесса стали тесты. Тестирование применяется для разных целей. "Для тех видов мониторинга, в процессе которых осуществляется опосредованное измерение, в частности мониторинга образовательных систем, значительной проблемой является обеспечение высокого качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов и показателей, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация». В частности, в европейских странах учебный процесс сопровождается тремя видами тестирования:

* прогностическое имеет целью отбор воспитанников в группы разных направлений,

* диагностическое предназначено для сбора информации об успешности воспитанников в освоении материала,

* ориентированное на обратную связь отражает общую нацеленность образования на развитие каждого воспитанника и снабжает ребёнка информацией о том, насколько успешно он работает в свете достижения своих собственных целей: "... факт получения знания о своих возможностях, будучи использованным человеком для планирования своих будущих действий, изменяет его возможности и создает новую траекторию его развития, отличную от той, какой она была бы, если бы он эти знания не получил.

Достоинства и недостатки тестов

К сожалению, под тестом у нас нередко понимают или программированную контрольную работу, или шуточные опросники с множественным выбором и примитивным подсчетом очков, публикуемые для привлечения читателей популярными журналами и газетами. В действительности "Тестированием может быть названа процедура измерения любой характеристики человека, если предварительно она прошла через технологию определения надежности" Надо обеспечить их соответствие требованиям:

• соответствия содержанию обучения, отображенного в логической структуре и выраженного вполне определенными учебными элементами;

• простоты, означающей, что в одном тесте должна быть представлена одна задача данного уровня;

• определенности, что означает необходимость ясного и недвусмысленного формулирования задания теста, обеспечивающего его общепонятность для испытуемых;

• однозначности обеспечиваемого конструкцией эталона, в котором должно содержаться полное и правильное решение (или варианты решения) задачи.

Перенос техники тестирования на нашу почву может быть очень опасным, поскольку таит в себе противоречие: развитие осуществлялось в одной культуре, а контроль предполагается в другой. Поэтому применение тестов должно быть очень осторожным.

В большинстве тестов существуют жесткие ограничения по времени для выполнения заданий. Это нельзя рассматривать как позитивный фактор, поскольку есть немало детей, думающих и делающих все медленно, но при этом качественно. Поэтому все больше специалистов призывают к отказу от ограничений времени:

С другой стороны, тест имеет целый ряд преимуществ, которые и имеют следствием популярность этого инструмента. В частности, "Сравнение форм экзаменационного контроля в его традиционных моделях и нетрадиционном виде — в виде тестов, по свидетельству исследователей, приводит к заключению о меньшем уровне психического травмирования последних". Создание надежного теста, измеряющего именно то, что требуется измерить, и делающего это вполне достоверно, требует времени и огромных усилий профессиональных коллективов.




double arrow
Сейчас читают про: