Перспективные направления:
выход на новые рынки, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит наличие собственных свободных площадей и помещений;
достаточная известность РОСТО (ДОСААФ) будет способствовать выходу на новые сегменты рынка;
квалификация персонала, ограниченность возможностей конкурентов и развитие рекламны дадут возможность успеть за изменением рынка.
Четкая стратегия, достоверный и своевременный мониторинг контроля изменения желаний потребителей позволит использовать все возможности автошколы, а снижение уровня цен, при увеличении спроса на услугу позволит получать сверхдоходы.
Проблемы Североморской АШ:
Отсутствие стратегии развития при старых взглядах на ведение дел автошколы, плохая рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов, а при росте темпов инфляции и не стабильном финансовом состоянии может привести автошколу к банкротству.
После того как мы рассмотрели имеющиеся стратегические альтернативы, можно обратиться к конкретной стратегии. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность и устойчивое развитие Североморской автошколы.
Стратегический выбор должен быть определённым и однозначным. При этом определяют положение отрасли, положение организации и ассортимент продукции.
Ассортимент исследуется с помощью портфельного анализа. Здесь определяется, на какой стадии жизненного цикла находиться каждый вид продукции и каково соотношение товаров на разных стадиях. Используется Бостонская матрица.
Матрица Бостонской консультативной группы
При анализе портфеля инвестиций проводится сравнение доли фирмы или её изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности. Утверждается, что товары (услуги), которыми располагает организация, имеют различную долю рынка и различные темпы продаж. К тому же лидеры рынка (те, у которых наибольшая доля рынка) будут обладать значительными денежными поступлениями благодаря экономии за счёт больших масштабов производства. А товары, реализация которых идёт быстрыми темпами, будут потреблять больше денежных средств (чтобы выдержать конкуренцию) по сравнению с товарами, находящимися на этапе зрелости, где темпы продаж небольшие.
Портфель Североморской автошколы РОСТО включает следующие бизнес единицы:
· Услуга А: курс полного обучения (теория и вождение);
· Услуга В: обучение вождению;
· Услуга С: обучение только теоретическому курсу.
После анализа портфеля Североморской автошколы РОСТО было определено место каждой услуги в матрице БКГ:
1. Услуга А относится к «звёздам»: занимает большую долю рынка и имеет высокий темп роста. Даёт значительную прибыль в силу высокой конкурентоспособности, но требует больших объёмов финансовых средств для продвижения товара на рынке. По мере того, как развитие отрасли замедляется, «звёзды» превращаются в «денежную корову». Долю на рынке можно поддерживать и повышать через снижение цены, рекламу, модификацию услуги, использовать интенсивный метод его распределения. Основная цель стратегии: поддержать отличительные преимущества в условиях растущей конкуренции.
2. Услуга В «денежные коровы» занимает лидирующее положение в относительно зрелой отрасли. Сбыт на данную услугу стабилен и, следовательно, она не требует значительных затрат. «Денежные коровы» дают больше денежных средств, чем требуется для их поддержания. Эти денежные средства идут на развитие услуг «звёзд» и услуг «с вопросом». Основная стратегическая цель: напоминающая реклама, периодические ценовые скидки, то есть стимулирование сбыта.
3. Услуга С относится к категории услуг «с вопросом», которые занимают маленькую долю на рынке в развивающейся отрасли. Отличительные преимущества (конкурентоспособность) пока неясны. Ведущее положение на рынке занимает автошкола «ИОН». Необходимо всё внимание направить на повышение конкурентоспособности услуги, так как она имеет шанс на успех. Однако без должных вложений в развитие конкурентоспособности этой услуги она может эволюционировать к «собакам». Основная цель стратегии: продолжить финансовые затраты на продвижение услуги на рынке, активизировать поиск новых каналов сбыта, улучшить качественные характеристики, снизить цену, или уход с рынка. В условиях жесткой конкуренции повышение качества товара (услуги) является значительным резервом усиления конкурентной позиции фирмы. Портфель Североморской автошколы РОСТО не содержит услуг «собак», которые требуют серьёзных финансовых затрат в случае увеличения их продаж. Такие товары (услуги) отстают по конкурентоспособности, то есть несмотря на длительное присутствие на рынке, им не удалось завоевать своего покупателя. При наличии таких товаров (услуг) приоритетной стратегией будет деинвестирование, скромное существование или уход с рынка.
Преимущество Североморской автошколы РОСТО, прежде всего в том, что она занимает достаточно большую долю рынка, имеет достаточное количество оборотных средств для удовлетворения потребности покупателя на должном уровне, а также для выхода на новые сегменты рынка и привлечения потенциальных покупателей. Потенциальные покупатели- это люди, не пользующиеся услугами данной организации, но могли бы покупать ее товары. Для этого. Вначале нужно приложить усилия, чтобы они, хотя бы пришли туда, т.е. стали ее посетителями. Поэтому нужно создать основную предпосылку, чтобы они захотели прийти. [6, с. 171]
Это создаёт условия для высокой конкурентоспособности на рынке и получения максимальной прибыли для дальнейшего развития производства.
Формирование стратегии развития фирмы представляет из себя комплексную схему стратегического управления изменениями, направленными на решение ключевых вопросов. Основной упор в улучшении позиций фирмы должен быть сделан на систему и технологию управления, по результатам, которая обеспечивает повышение эффективности использования собственных ресурсов фирмы, включая активизацию и развитие имеющегося инновационного потенциала.
При выборе стратегии с учетом положения организации и отрасли используются различные методы: матрица позиций бизнеса, матрица развития Стрикленда и Томпсона и другие. Так как матрица Томпсона - Стрикленда рассматривает этот вопрос более детально, с её помощью проведем анализ Североморской автошколы РОСТО как показано на рисунке 9.
| Конкурентная позиция фирмы | |||||
|
| слабая | сильная | |||
| Темпы роста рынка | высокие | II Стратегия концентрации в базовой отрасли. Вертикальная интеграция. Диверсификация. Закрытие фирмы, банкротство, если другие меры не помогли. | I Продолжение концентрации выбранной отрасли. Горизонтальная диверсификация. Продолжение стратегии концентрации, рост за счёт отвоевания доли рынка у слабых конкурентов. | ||
| низкие | III Пересмотр стратегии концентрации в базовой отрасли. Слияние с конкурирующей фирмой Стратегия «сбора урожая». Ликвидация. | IV Диверсификация в новую отрасль. Совместные предприятия в новых отраслях. | |||
Рис. 9. Матрица Томпсона-Стрикленда [3, с. 37]
Итак, рынок по предоставлению услуг обучения вождению категории «В» в Североморске переполнен, но обучать категориям «C», «D» и «E» может только Североморская автошкола РОСТО это является наиболее сильной конкурентной позицией с сильным внутренним потенциалом, но основная масса людей, все же идут обучаться на категорию «В».
При этом положение автошколы не настолько плохо, чтобы прибегнуть к ликвидации. Высокий уровень конкуренции не позволяет продолжить стратегию концентрации в базовую отрасль. Учитывая перечисленные сильные и слабые стороны Североморской автошколы РОСТО, а также внешние факторы, влияющие на её деятельность, наиболее приемлемой стратегической альтернативой для автошколы будет стратегия диверсифицированного роста, а именно внедрение стратегии горизонтальной диверсификации при одновременном росте за счёт отвоевания доли рынка у конкурентов и проникновения на новые сегменты рынка.
Реализация стратегического плана
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Успешная реализация плана требует разработки краткосрочных и долгосрочных программ, политики, тактики, процедур и правил, а также разработки бюджета.Стратегические планы должны содержать информацию, необходимую для принятия управленческих решений о более детальном планировании деятельности и содержания, необходимых для ее осуществления, организационных структур. [8, с. 31]
Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными, оно разрабатывает и краткосрочные планы, согласующиеся с долгосрочными. Такие короткие стратегии называются тактикой. Тактику разрабатывают в развитие стратегии. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается, тактика часто вырабатывается на уровне среднего звена. При этом тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, поэтому тактические результаты быстрее проявляются. Стратегический план разбивается по годам. Поскольку экономическая ситуация постоянно меняется, то применяется эластичное (адаптивное) планирование, которое подразумевает ежегодную коррекцию планов.
Привести в соответствие с современными экономическими условиями цели и выработать миссию автошколы. Значение миссии, которая формально выражена и эффектно представлена сотрудникам организации, чрезвычайно велико. [8, с. 123]
Стратегические цели определяются миссией организации. При их формировании руководитель должен предвидеть состояние организации на несколько лет вперед. Стратегические цели распространяются на всю организацию, являются широкими и носят общий характер. Они определяют политику организации и вытекают из ее основных целей.
Мы предлагаем следующую миссию для Североморской автошколы РОСТО (ДОСААФ): «Удовлетворение потребностей и всестороннее развитие личности путём предоставления дополнительного образования по обучению категориям «А», «В», «С», «D» и «Е» граждан Североморска на уровне, который гарантирует высокую степень вероятности получения международных водительских прав с правом работы по найму при профессиональном и ответственном отношении к работе сотрудников организации».
Цели автошколы:
1. Повысить спрос на услуги Североморской автошколы РОСТО в период с 2010 до 2011 года на 11%.
2. В течение года повысить конкурентоспособность автошколы за счёт следующего:
введение 5%-ных скидок при оплате за обучение пенсионерам, студентам и инвалидам которые будут действовать в течение всего года (вплоть до 2011 года). Скидка - одно из условий сделки, определяет размер уменьшения цены товара, является побудительным мотивом для покупки; [7, с. 129]
усиление рекламы, т.е., увеличение числа районов, в которых будут расклеиваться объявления, а также публикация рекламы раз в месяц в городских газетах, обязать сотрудников автошколы разносить рекламные листы по тем районам города, в которых они проживают, заключить договора с магазинами г. Североморска о пользовании их площадей для рекламных листов автошколы.
3. Организовать продажу учебной литературы непосредственно в автошколе, которую можно будет приобретать у преподавателей. Ассортимент учебных пособий, приобретаемых раз в месяц:
- правила дорожного движения РФ (150 шт.);
тематические задачи категорий «А» и «В» (150 шт.);
комментарии к тематическим задачам категорий «А» и «В» (150 шт.);
экзаменационные билеты (150 шт.);
комментарии к экзаменационным билетам (150 шт.).
. Приобрести компьютерный тренажер практического вождения.
Дерево целей Североморской автошколы представлено на рисунке 10
Рис. 10. Дерево целей Североморской автошколы РОСТО
В итоге можно сказать, что для Североморской автошколы РОСТО являются перспективными направления более эффективного использования свободных площадей и помещений, а также использование потенциала мастеров производственного обучения.






