Причины появления привычки

Детские истерики: способ манипулирования родителями или средство выражения негативных эмоций – вся правда о детском плаче.

Все дети плачут, в мире наверное, нет ни одного ребенка, который бы ни разу в своей жизни не залился громким плачем.

 

фото: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/isterika_u_detey_chto_delat_roditelyam/#!

Плач бывает разным, есть нытье, капризы, непосредственно плач, рев и истерика. При виде детских слез сердце сжимается не только у родителей, но и у всех окружающих, ведь мало кто может выдержать детское горе. Почему дети плачут? Связан ли детский плач с тем, что у ребенка что-то болит, или же он просто хочет привлечь таким образом к себе внимание? Стоит ли родителям боятся детских слез? Как правильно реагировать на детский плач?

 

Плач – естественная реакция младенца на внешние раздражители или внутреннее недомогание. Он является показателем того, что ребенок в чем-то нуждается. Первоначально плач означает, что малыш хочет кушать, спать, справить нужду, ему дискомфортно или больно, т.е. четкие физиологические потребности. Ребенок быстро усваивает, что ему плохо, он плачет, на плач приходит родитель, который не только устраняет дискомфорт, но и дает свое драгоценное для ребенка внимание. Этот механизм очень быстро укладывается в голове малыша, и он может использовать его и в дальнейшем для достижения того, что ему требуется. И чем старше он становится, тем шире границы его потребностей. Так как ребенок со временем начинает изучать отношения не только с предметным миром, но и с миром людей, то в скором времени он может применить тот же механизм плач и хныканье для того, чтобы добиться удовлетворения какого-то своего нефизиологического желания. Например захотеть еще пару долек шоколада и начать его выпрашивать. Когда эта тактика не принесет ему успеха, градус недовольства малыша может повыситься и вылиться в хныканье или же полноценную уродливую истерику.

Стадии истерики у ребенка.

1. Крик – малыш может громко кричать, не замечая ничего вокруг и не слыша того, что ему говорят.

2. Двигательное возбуждение - ребенок начинает кидаться вещами, топать ногами и даже падать на пол.

3. Рыдания – ребенок рыдает, смотрит страдающим взглядом.

Естественно, что главная цель хныканья – добиться родительского внимания и удовлетворения своего желания. Подобное раздражающее поведение очень быстро может закрепиться, так как взрослые на первых порах уступают ребенку, не думая, что это может быть закладкой привычки, или же чтобы он не терзал родительский слух своим нытьем. Жалобное или громкое, но неизменно изматывающее хныканье – один из самых раздражающих типов поведения детей. Тон хныканья, состоящий из невыносимой смеси плача и нытья, изводит. Иногда малыши применяют «оружие массового поражения» - растягивают слоги так, что они почти могут бить по лицу: «Пожа-а-а-а-алуйста!» или «Ну, па-а-а-а-па!». Ребенок быстро понимает, что этот механизм хныканья срабатывает безотказно и теперь будет его применять по каждому поводу, когда родители ему отказывают.

 

Пик такого поведения приходится примерно на 4 года, но закладывается эта модель раньше, да и продолжаться может даже в школьном возрасте. Конечно, хорошая новость все же есть – хныканью учатся, значит, от такого поведения ребенка можно отучить. И чем раньше родители начнут заниматься перевоспитанием ребенка, тем меньше вероятность того, что такое поведение перерастет в постоянную вредную привычку. Часто случается так, что дети начинают использовать эту тактику не только дома, но и устраивать публичные истерики. Наверняка каждый видел истошно вопящих в транспорте малышей, ревущего ребенка, которого мама буквально тащит от вожделенных кукол или шоколадок. Поэтому с таким малышом взрослые стараются как можно меньше выходить, чтобы тот не поддался соблазну устроить родительским нервам проверку на прочность. Кроме того, бывает, что в яслях ребенок ведет себя очень тихо, тогда как дома он может устраивать громкие истерики. Или они могут начинаться только в присутствии какого-то одного человека. Отсюда напрашивается вывод, что детские крики ориентированы на окружающих. Это – послания маленькой личности окружающим его людям и миру. Иногда текст таких посланий прозрачен и может быть легко разгадан внимательным родителем – капризничает, значит, хочет спать. Достаточно ребенка уложить спать, как он успокоиться и опять станет маленьким ангелом. Послание прочитано – потребность удовлетворена. Но не всегда все так просто, и требуется увидеть, в чем же действительная причина такого поведения.

Причины появления привычки

 

Естественные потребности. Сон, еда, питье, справление нужды – это самый верхний и самый легко читаемый пласт причин, почему же ребенок хнычет. Удовлетворение нужды прекратит такое поведение. Зачастую оно свойственно детям до 2-х лет. Затем оно обретает словесную форму, и ребенок может сказать о том, что же ему требуется. Если период хныканья затянулся, значит, у ребенка заторможено развитие или же он находится под гиперопекой родителей, которые тормозят его активность и любознательность.

 

Трудности с засыпанием и ночное хныканье. Часто дети хнычут перед сном, что тормозит засыпание, а также начинают плакать ночью. Причиной такого поведения может быть недавнее перевозбуждение, чему способствует просмотр телевизора, активные игры в вечернее время, слишком эмоциональные сказки на ночь, количество сна, которое малыш получил в течение дня.

 

Хронические или соматические болезни. Детские хныканья и плачи могут быть симптомом хронического или развивающегося соматического заболевания. Они будут сопровождаться ухудшением физического состояния ребенка: он может испытывать боль, удушья, ему может быть жарко, его может тошнить или бить озноб, но он не сможет сказать об этом словами, особенно если малышу менее 3-х лет. Испытываемый дискомфорт он будет демонстрировать при помощи изменения поведения – он может протестовать, вести себя очень непоследовательно, эмоционально противоречиво, возбужденно или, наоборот, заторможено. Поэтому внимательные родители должны насторожиться, если ребенок вдруг начал капризничать на ровном месте. Детская истерика в большинстве случаев требует наличия зрителей. Чем больше людей в этот момент находится рядом и обратит внимание на происходящее, тем быстрее ребенок получит то, что хочет. Поэтому реакция родителей на истерику и будет тем мерилом, прибегнет ли ребенок к данному методу в будущем.

 

Нарушение воспитания в семье. Часто детское капризное поведение может быть следствием различных видов нарушения воспитания в семье. В этом случае плач и хныканье может стать тем сигналом, который родители должны принять, верно истолковать и поменять в обращении с ребенком. Наиболее частыми нарушениями воспитания детей дошкольного возраста в семье являются гиперпротективная (разрешительная) методика и гипопротективная (запретительная) методика. Поистине чудовищные изменения характера малыша вызывает смешанный тип этих двух методик – когда родители, например, воспитывают в строгости, а бабушка позволяет абсолютно все. У ребенка не вырабатывается устойчивой модели поведения, он будет психологически растерян, ценностная шкала у него может нарушиться. Отсюда могут возникать истерики, которые спровоцированы неудовлетворением родителями тех желаний ребенка, которые бабушка позволяет ему исполнять. Примером может служить способ питания ребенка у бабушки, которая заваливает драгоценного внука сладостями, и детское меню у родителей, которые включают туда уже невкусные для ребенка овощи и фрукты. Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация родителей, ухаживающих за ребенком. Например гиперпротективная мама и гипопротективный папа. Гиперпротективный способ воспитания характеризуется полной свободой малыша, который практически не знаком со словом «нельзя». Поэтому любой запрет или «нельзя» может спровоцировать у него бурную реакцию, которая может продолжаться в течение нескольких часов. Иногда настойчивые попытки родителей сделать по-своему могут привести даже к истерическим припадкам. Припадочное состояние выражается в том, что у ребенка синеют губы, дыхание становится прерывистым, а движения становятся малоскоординированными. Такие реакции могут пугать взрослых, которые отступают и отказываются от попыток вернуть ребенка в рамки нормального поведения. Этим они лишь еще сильнее усугубляют его поведение. При таком типе воспитания ребенка трудно будет заставить ходить в детский сад или школу. Проблемы в образовательных учреждениях или в отношениях со сверстниками будут вызывать стойкое нежелание туда идти, а родителям придется бороться с этим.

 

Гипопротекция, когда ребенку все запрещается, в своей крайней форме ведет к истощению адаптационных резервов малыша. Поначалу он будет пытаться соблюсти все правила и запреты родителей, но по мере взросления резерв послушания будет заканчиваться, а груз ответственности становиться больше. И тогда малыш может взбунтоваться, что приведет опять же к истерикам и слезам, которые будут сильно раздражать родителей со склонностью к запретительному воспитанию. Они будут пытаться применить свой проверенный метод – запретить капризничать, но ребенок и этот запрет будет игнорировать и противиться. Такой замкнутый круг не приведет к нормализации поведения ребенка и отношений в семье.

Психологический дискомфорт, связанный с внутрисемейной дисгармонией. Иногда капризничающий ребенок – это симптом внутрисемейной дисгармонии. Дети очень чутко воспринимают окружающую эмоциональную атмосферу, даже лучше, чем взрослые. И если она неблагополучна, а отношения между родителями и родственниками напряженные (традиционный конфликт свекрови и невестки, молодой отец, который не прочь погулять, и молодая мать, ищущая доказательства его неверности), то ребенок таким вот образом может давать понять, что он не хочет ссор между людьми составляющими пока его мир. И в этом мире плохо, ведь та душевная энергия, которая могла бы питать его и должна по праву ему принадлежать, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой или на поддержание видимости нормальных отношений в семье. Естественно, что малыш этим недоволен и соответственным образом демонстрирует это недовольство. Именно поэтому дети часто и, на первый взгляд, необъяснимо перестают капризничать, когда приостанавливаются эти явные или скрытые военные действия, когда свекровь уезжает на дачу или когда отец отправляется в длительную командировку. Это не значит, что этот член семьи нелюбим ребенком – просто в его мире наконец-то наступает эмоциональная передышка.

«Кризис третьего года». Иногда за истеричное поведение принимается что-то иное. Например, кризис 3-го года у ребенка, когда у него начинает гиперактивно формироваться рефлексирующая анализирующая личность. Он начинает вполне закономерное исследование родительских реакций и мира, проверяя все на собственном опыте. Выглядит это примерно так: «Идти туда нельзя. А я пойду. Что она скажет? Кричит. Опять пойду. Что она сделает? Ага, тащит обратно. А я буду вырываться и опять пойду. Что она теперь сделает?». И таким образом ребенок будет исследовать любые свои возможности. Если в своих реакциях на такие исследовательские потребности малыша родители будут последовательны, они обговорят, как и на что реагировать, то через некоторое время ребенок освоит все многообразие реакций взрослых, будет четко представлять, что можно делать, а что не стоит при общении с каждым членом семьи. Именно через такое изучение реакций близких малыш и получает необходимый опыт, в том числе и по безопасности. Он не знает, почему именно окно открывать нельзя, но родители против, значит, так делать не надо. Только через некоторое время у ребенка сформируется осмысленное понимание того, почему нельзя открывать окно.

Также капризы и истерики могут быть следствием того, что родители игнорируют требования ребенка по личной самостоятельности. Его «Я сам!» они не воспринимают и продолжают выполнять за него все действия. Он не умеет чисто есть, хотя тянется к ложке, не может сам нормально завязать шнурки, но пытается каждый раз это проделать, после чего их нужно распутывать, рвется в детский сад, натягивая раз за разом штаны задом наперед, а при попытке все поправить, начинает кричать и злиться – это классическое проявление пробуждающейся самостоятельности ребенка. Родителям нужно внимательно наблюдать за тем, какие причины побуждают малыша злиться и плакать.




double arrow
Сейчас читают про: