И со многим удостоверением

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Предисловие

Фессалоники (современный греческий город Салоники) был важнейшим торговым портом Римской империи. Апостол Павел вместе с Силой побывал там во время своего второго миссионерского путешествия. Несмотря на буйную вражду иудеев, которая вынудила Павла и Силу покинуть Фессалоники, апостол Павел сумел заложить в городе основы христианской общины.

Первое послание к Фессалоникийцам – одно из первых посланий Павла. Соавторами письма выступают Сила и Тимофей. Оно написано после посещения Павлом Афин (1Фес. 3:1) и после возвращения Тимофея из инспекторской поездки в Фессалоники к местной христианской общине (1Фес. 3:6), которой Павел остался доволен. Автор не скупится на похвалы общине, которая состояла из бывших язычников (1Фес. 1:9). Он называет её "образцом" (греч. τύπους) для всех верующих в Македонии и Ахайи (1Фес. 1:7), а её прихожан – сынами света (1Фес. 5:5).

Послание было известно древним отцам Церкви, оно упомянуто у Иринея Лионского, Климента Александрийского и Тертуллиана.

Глава 1

Фес.1:1. Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской

в Боге Отце и Господе Иисусе Христе:

Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

Фес.1:2. Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,

Фес.1:3. непрестанно памятуя

Ваше дело веры и труд любви

И терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,

1Фес.1:4. зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;

Фес.1:5. потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе,

И во Святом Духе, и со многим удостоверением,

Как вы сами знаете, каковы, были мы для вас между вами.

Фес.1:6. И вы сделались подражателями нам и Господу,

Приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,

Фес.1:7. так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

Фес.1:8. Ибо от вас пронеслось слово Господне

Не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога,

Так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

Фес.1:9. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам,

И как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному

Фес.1:10. и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

1Фес.1:1. Павел и Силуан и Тимофей –

должен был доставить его. Здесь же не так: Тимофей недавно возвратился из Фессалоник, поэтому справедливо ставит его наряду с собой. Но впереди Тимофея он помещает Силуана, вероятно, потому, что этого по смирению требовал сам Тимофей, подражая учителю Павлу, который причисляет к себе своих учеников. Здесь Павел не называет себя ни апостолом, ни рабом, как обычно делает это в других посланиях, потому что фессалоникийцы были новообращенные и еще не узнали его близко. Поэтому и не следовало напоминать им о своем достоинстве.

Церкви Фессалоникской

Хотя фессалоникийцев было немного и они еще не соединились тесно между собой, однако он называет их церковью, ободряя самым именем: так как имя церкви по большей части означает множество.

в Боге Отце и Господе Иисусе Христе:

Так как были церкви эллинские и иудейские, то он, отличая эту церковь от тех, говорит, которая есть «в Боге Отце». Великое достоинство – быть "в Боге". Ибо если кто раб греха, тот не "в Боге". Заметь: предлог "в" (εν) относится и к Отцу, и к Сыну.

Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

Желает им, чтобы все более и более они преуспевали в дарах Божиих, но имели бы и мир, не гордясь друг перед другом.

Фес.1:2. Всегда благодарим Бога за всех вас,

Тотчас за похвалой следует хвала Богу. Ибо тем, что благодарит Бога за них, он показывает, что они исполнили все, чем прославляется Бог. Но вместе с тем учит и смирению, так как Богом все совершается.

Вспоминая о вас в молитвах наших,

Что он благодарит Бога – это следствие их добродетелей; а что вспоминает их в молитвах – это по своей любви к ним.

Фес.1:3. непрестанно памятуя

Не только, говорит, в молитвах поминаю вас, но и во всякое другое время. Это – доказательство его горячей любви.

Ваше дело веры

То есть вашего постоянства. Ибо дело веры в том, чтобы твердо стоять, а не на словах только хвалиться верой.

И труд любви

Какой труд любить? Просто любить – нет труда; но любить истинно-труд великий. Ибо если кто-нибудь все переносит для любимого человека, как же это не труд? А фессалоникийцы действительно много пострадали из любви к Павлу, как это можно видеть из книги Деяний (Деян.17:5).

И терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа

Много, говорит, вы перенесли продолжительных испытаний, и перенесли, подкрепляемые надеждой. Ибо с полным убеждением верили приготовленным наградам: так как Бог допустил им в начале подвергнуться испытаниям для того, чтобы кто не сказал, что проповедь утверждается просто и лестью, но чтобы видно было, что тут действовало не человеческое убеждение, а сила Божия, покоряющая души.

Пред Богом и Отцем нашим,

Можно понимать это двояко: или вспоминая пред Богом и Отцом нашим; или разуметь «дело веры», которое пред Богом. Значит, не думайте, что вы трудитесь бесполезно; напротив, все – пред Богом, и Он воздаст награду.

1Фес.1:4. зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;

Вспоминаем, говорит, вас, потому что знаем, что вы избраны Богом: ибо вы предпочтительно пред многими другими избраны за веру. Откуда же это видно, святой Павел? Слушай, говорит, что следует далее.

Фес.1:5. потому что наше благовествование у вас было не в слове только,

Из того, говорит, видно ваше избрание, что Бог прославил проповедь среди вас. Ибо мы не просто так проповедовали, но были и знамения, потому что Бог благоволил, чтобы вы уверовали как избранные Ему и предуставленные.

Но и в силе,

То есть в знамениях, бывших ко благу людей благомыслящих и к наказанию неблагомыслящих.

И во Святом Духе,

Или в мудрости духовной, а не внешней; или в том, что Дух Святый подаваем был уверовавшим.

и со многим удостоверением,

То есть в бедствиях и страданиях. Как знамение и подаяние Святого Духа были для полного убеждения уверовавших, так и страдания за проповедь составляют большое подтверждение ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: