Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
На Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Предисловие
Фессалоники (современный греческий город Салоники) был важнейшим торговым портом Римской империи. Апостол Павел вместе с Силой побывал там во время своего второго миссионерского путешествия. Несмотря на буйную вражду иудеев, которая вынудила Павла и Силу покинуть Фессалоники, апостол Павел сумел заложить в городе основы христианской общины.
Первое послание к Фессалоникийцам – одно из первых посланий Павла. Соавторами письма выступают Сила и Тимофей. Оно написано после посещения Павлом Афин (1Фес. 3:1) и после возвращения Тимофея из инспекторской поездки в Фессалоники к местной христианской общине (1Фес. 3:6), которой Павел остался доволен. Автор не скупится на похвалы общине, которая состояла из бывших язычников (1Фес. 1:9). Он называет её "образцом" (греч. τύπους) для всех верующих в Македонии и Ахайи (1Фес. 1:7), а её прихожан – сынами света (1Фес. 5:5).
|
|
Послание было известно древним отцам Церкви, оно упомянуто у Иринея Лионского, Климента Александрийского и Тертуллиана.
Глава 1
Фес.1:1. Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской
в Боге Отце и Господе Иисусе Христе:
Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
Фес.1:2. Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
Фес.1:3. непрестанно памятуя
Ваше дело веры и труд любви
И терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
1Фес.1:4. зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
Фес.1:5. потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе,
И во Святом Духе, и со многим удостоверением,
Как вы сами знаете, каковы, были мы для вас между вами.
Фес.1:6. И вы сделались подражателями нам и Господу,
Приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
Фес.1:7. так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
Фес.1:8. Ибо от вас пронеслось слово Господне
Не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога,
Так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
Фес.1:9. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам,
И как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
Фес.1:10. и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
1Фес.1:1. Павел и Силуан и Тимофей –
|
|
должен был доставить его. Здесь же не так: Тимофей недавно возвратился из Фессалоник, поэтому справедливо ставит его наряду с собой. Но впереди Тимофея он помещает Силуана, вероятно, потому, что этого по смирению требовал сам Тимофей, подражая учителю Павлу, который причисляет к себе своих учеников. Здесь Павел не называет себя ни апостолом, ни рабом, как обычно делает это в других посланиях, потому что фессалоникийцы были новообращенные и еще не узнали его близко. Поэтому и не следовало напоминать им о своем достоинстве.
Церкви Фессалоникской
Хотя фессалоникийцев было немного и они еще не соединились тесно между собой, однако он называет их церковью, ободряя самым именем: так как имя церкви по большей части означает множество.
в Боге Отце и Господе Иисусе Христе:
Так как были церкви эллинские и иудейские, то он, отличая эту церковь от тех, говорит, которая есть «в Боге Отце». Великое достоинство – быть "в Боге". Ибо если кто раб греха, тот не "в Боге". Заметь: предлог "в" (εν) относится и к Отцу, и к Сыну.
Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
Желает им, чтобы все более и более они преуспевали в дарах Божиих, но имели бы и мир, не гордясь друг перед другом.
Фес.1:2. Всегда благодарим Бога за всех вас,
Тотчас за похвалой следует хвала Богу. Ибо тем, что благодарит Бога за них, он показывает, что они исполнили все, чем прославляется Бог. Но вместе с тем учит и смирению, так как Богом все совершается.
Вспоминая о вас в молитвах наших,
Что он благодарит Бога – это следствие их добродетелей; а что вспоминает их в молитвах – это по своей любви к ним.
Фес.1:3. непрестанно памятуя
Не только, говорит, в молитвах поминаю вас, но и во всякое другое время. Это – доказательство его горячей любви.
Ваше дело веры
То есть вашего постоянства. Ибо дело веры в том, чтобы твердо стоять, а не на словах только хвалиться верой.
И труд любви
Какой труд любить? Просто любить – нет труда; но любить истинно-труд великий. Ибо если кто-нибудь все переносит для любимого человека, как же это не труд? А фессалоникийцы действительно много пострадали из любви к Павлу, как это можно видеть из книги Деяний (Деян.17:5).
И терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа
Много, говорит, вы перенесли продолжительных испытаний, и перенесли, подкрепляемые надеждой. Ибо с полным убеждением верили приготовленным наградам: так как Бог допустил им в начале подвергнуться испытаниям для того, чтобы кто не сказал, что проповедь утверждается просто и лестью, но чтобы видно было, что тут действовало не человеческое убеждение, а сила Божия, покоряющая души.
Пред Богом и Отцем нашим,
Можно понимать это двояко: или вспоминая пред Богом и Отцом нашим; или разуметь «дело веры», которое пред Богом. Значит, не думайте, что вы трудитесь бесполезно; напротив, все – пред Богом, и Он воздаст награду.
1Фес.1:4. зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
Вспоминаем, говорит, вас, потому что знаем, что вы избраны Богом: ибо вы предпочтительно пред многими другими избраны за веру. Откуда же это видно, святой Павел? Слушай, говорит, что следует далее.
Фес.1:5. потому что наше благовествование у вас было не в слове только,
Из того, говорит, видно ваше избрание, что Бог прославил проповедь среди вас. Ибо мы не просто так проповедовали, но были и знамения, потому что Бог благоволил, чтобы вы уверовали как избранные Ему и предуставленные.
Но и в силе,
То есть в знамениях, бывших ко благу людей благомыслящих и к наказанию неблагомыслящих.
И во Святом Духе,
Или в мудрости духовной, а не внешней; или в том, что Дух Святый подаваем был уверовавшим.
и со многим удостоверением,
|
|
То есть в бедствиях и страданиях. Как знамение и подаяние Святого Духа были для полного убеждения уверовавших, так и страдания за проповедь составляют большое подтверждение ее.