Нравственность, духовность, социальность в зрелом возрасте

К первичным побуждениям можно отнести альтруизм (сохранение вида), эгоизм (сохранение индивида), эмпатию. В со­четании с биологическими побуждениями — пищевой и половой мотивацией, исследовательской активностью, родительским ин­стинктом и инстинктом защиты территории — формируются пред­посылки многообразных форм проявления человечности: любви, жертвенности, смелости, агрессивности, стремления к домини­рованию и др. (21).

Из всего сказанного можно с известной долей уверенности сде­лать вывод о том, что среди врождённых видов внутренней ак­тивности человека (природных побудителей) наряду с биологи­ческими представлены и нравственные. В силу своей первично­сти они бессознательно определяют поведение человека.

Таким образом, мы можем говорить о природных предпосылках человечности. Эволюционное развитие человека как биологического и социального существа осуществляется в трёх направлениях: развитие объёма и структуры головного мозга и развитие умственных возможностей; развитие умственных возможностей и формирование первобытной морали и религии; развитие биологических и социальных (групповых) инстинктов. Отмеченные линии развития тесно взаимосвязаны и представляют целостный одновременный процесс происхождения человека и формирования человечности. При этом человечность представляется в двух формах: природной (врождённой) человечности, выступающей как условие и предпосылка нравственного поведения человека, приобретающей конкретное исполнение в зависимости от условий жизнедеятельности человека, и коллективной морали субъектом которой является сообщество и которая фиксирует в культуре этого сообщества. В процессах взаимодействия npиродной человечности и коллективной (социальной) морали прижизненно формируются нравственные качества конкретного человека, происходит формирование личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: