Система оценивания экзаменационной работы по истории

Часть 1

Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (пример: НиколайВторой).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Балканские войны

2) Создание РСДРП

3) Первая русская революция

Ответ: __________________________

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ                                                     А) Брусиловский прорыв Б) Гаагская мирная конференция В) Оборона и падение Порт-Артура Г) Деятельность II Государственной думы ГОДЫ 1) 1899 г. 2) 1907 г. 3) 1904 г. 4) 1915 г. 5) 1916 г. 6) 1911 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
       

 

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, от­но­сят­ся к цар­ство­ва­нию Ни­ко­лая II

1) Го­су­дар­ствен­ная дума;

2) де­каб­ри­сты;

3) ка­де­ты;

4) ок­тяб­ри­сты;

5) Совет Ми­ни­стров;

6) вер­хов­ни­ки.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другим историческим периодам.

Ответ: __________________________

 

4. Запишите пропущенное слово.

Между участниками II съезда РСДРП шли жаркие дискуссии. В партии произошел раскол, в ней выделились две части – большевики и ___________________.

Ответ: __________________________

 

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,СОБЫТИЯ) А) Зубатовский социализм Б) Развитие мелкотоварного производства  В) Деятельность З.П. Рожественского Г) Борьба за сферы влияния в Корее   ФАКТЫ 1) Война с Японией 2) Функционирование ремесленных мастерских 3) деятельность священника Г.А. Гапона 4) Появление общегосударственного сословно-представительного органа. 5) Проигрыш в Цусимском сражении 6) Луцкий прорыв  

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
       

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Граждане всей России! Указом 8-го июля Государственная Дума распущена. Когда вы избирали нас своими представителями, вы поручали нам добиваться земли и воли. Исполняя ваше поручение и наш долг, мы составляли законы для обеспечения народу свободу, мы требовали удаления безответственных министров, которые, безнаказанно нарушая законы, подавляли свободу; но, прежде всего, мы желали издать закон о наделении землею трудящегося крестьянства путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного характера отчуждения земель частновладельческих. Правительство признало такой закон недопустимым, а когда Дума ещё раз настойчиво подтвердила свое решение о принудительном отчуждении, был объявлен роспуск народных представителей».
Б)  «...правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину … освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь … деньгами»  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Обращение депутатов Государственной думы относится к 1917

2) Члены государственной думы пытались принять закон о передаче государственных и помещичьих земель крестьянам.

3) Инициатор аграрной реформы погиб в 1911 г. от пули террориста

4) Наряду с разрушением крестьянской общины правительство проводило переселенческую политику

5) Обращение депутатов Государственной думы относится к 1906 г

6) К началу первой мировой войны более 90% крестьян вышли из общины

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       
       

7. Что из перечисленного относится к результатам деятельности Петра Столыпина? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) был инициатором отмены крепостного права

2) провел аграрную реформу, направленную на устранение множества сословных и правовых ограничений относительно крестьянства

3) был автором текста «Указа о вольных хлебопашцах»

4) провел реформирование цензуры

5) занимал пост премьер-министра с 1906 до 1911 г.

6) в результате покушения, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, получил смертельное ранение

Ответ: __________________________

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

1) Сословие, состоящее преимущественно из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих, в начале XX века называлось _____________________.

2)  Причиной русско-японской войны явилось ___________.

3) Лидером партии октябристов был  _________.

 

Варианты:

А) борьба за сферы влияния в Китае

Б) А.И. Гучков

В) мещане

Г) Нападение японских кораблей на крейсер «Варяг»

Д) купцы

Е) П.Н. Милюков

Ж) Неуступчивость России на переговорах в Портсмуте

9. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельноситью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) П. А. Сто­лы­пин                                     1) заключение Портсмутского мира

Б) С. Ю. Витте                                         2) путешественник в Среднюю Азию

В) ве­ли­кий князь Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич  3) раз­ре­ше­ние сво­бод­но­го вы­хо­да кре­стьян из об­щи­ны

Г) С. В. Зу­ба­тов                                        4)   ру­ко­вод­ство ар­ми­ей в годы Пер­вой ми­ро­вой войны

                                                           5) со­зда­ние ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций, под­кон­троль­ных по­ли­ции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
       

 

 

10. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те фа­ми­лию ав­то­ра.

«До сих пор я не ре­шал­ся пе­ча­тать моих за­пи­сок о Рас­пу­ти­не. Мне не хо­те­лось до вре­ме­ни ка­сать­ся тех со­бы­тий, ко­то­рые ро­ко­вым об­ра­зом свя­за­ны с цар­ство­ва­ни­ем му­че­ни­че­ски по­гиб­ше­го Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая И. <...> Чтобы из­бе­жать тя­же­лых разо­ча­ро­ва­ний и оши­бок в бу­ду­щем, не­об­хо­ди­мо знать ошиб­ки про­шло­го: знать прав­ду вче­раш­не­го дня. Мне, как близ­ко­му сви­де­те­лю не­ко­то­рых со­бы­тий этого вче­раш­не­го дня, и хо­чет­ся рас­ска­зать о них все, что я видел и слы­шал. Ради этого я решил пре­одо­леть в себе то тя­гост­ное чув­ство, ко­то­рое поды­ма­ет­ся в душе при близ­ком со­при­кос­но­ве­нии с ми­нув­шим, осо­бен­но при вос­по­ми­на­нии об его страш­ной раз­вяз­ке в под­ва­ле Ипа­тьев­ско­го дома. <...> Когда Рас­пу­тин чер­ной тенью стоял около пре­сто­ла, не­го­до­ва­ла вся Рос­сия. Луч­шие пред­ста­ви­те­ли выс­ше­го ду­хо­вен­ства под­ни­ма­ли свой голос на за­щи­ту Церк­ви и Ро­ди­ны от по­ся­га­тельств этого пре­ступ­но­го про­хо­дим­ца. Об уда­ле­нии Рас­пу­ти­на умо­ля­ли Го­су­да­ря и Им­пе­ра­три­цу лица, наи­бо­лее близ­кие Цар­ской семье.

Все было без­ре­зуль­тат­но. Его тем­ное вли­я­ние все боль­ше и боль­ше укреп­ля­лось, а на­ря­ду с этим все силь­нее на­рас­та­ло не­до­воль­ство в стра­не, про­ни­кая даже в самые глу­хие углы Рос­сии, где про­стой народ вер­ным ин­стинк­том чуял, что у вер­шин вла­сти тво­рит­ся что-то не­лад­ное.

И по­то­му, когда Рас­пу­тин был убит, его смерть была встре­че­на все­об­щим ли­ко­ва­ни­ем».

Ответ: __________________________

 

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Дата Событие Участник
1895 Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (А)
(Б) (В) С.Ю. Витте
(Г) Русско-японская война (Д)
1909 (Е) А.Бенуа

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

 

1) Первые Русские сезоны

2) А.А. Корнилов

3) Строительство Транссиба

4) 1897 г.

5) 1904 г.

6) 1912 г.

7) В.И. Ульянов

8) Золотое обеспечение рубля

9) С.О. Макаров

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

 

12. Про­чти­те от­ры­вок из вы­ступ­ле­ния по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля.

«Гос­по­да члены Го­су­дар­ствен­ной Думы, я со­гла­шусь с те­зи­сом преды­ду­ще­го ора­то­ра, члена Го­су­дар­ствен­ной Думы Ми­лю­ко­ва, что мы всту­па­ем в кри­ти­че­ский пе­ри­од трёхлет­них боёв…

Во­ен­ный кри­зис всту­пил в свою по­след­нюю фазу ре­ши­тель­но­го столк­но­ве­ния, и по­пыт­ка­ми, ко­то­рые де­ла­ет и будет де­лать де­мо­кра­тия всей Ев­ро­пы, остав­ша­я­ся трез­вой и не под­дав­ша­я­ся кро­ва­во­му ура­га­ну, она бес­силь­на оста­но­вить этот вихрь, в ко­то­рый с безум­ством бро­си­лись все пра­вя­щие клас­сы Ев­ро­пы. Но, гос­по­да, этот кри­зис, этот по­след­ний акт, в ко­то­рый всту­па­ет кро­ва­вая тра­ге­дия, исход этого акта ещё не пред­решён. Силы ис­то­ща­ют­ся, но ис­то­ща­ют­ся у всех, и пре­жде чем быть уве­рен­ным в ис­хо­де и ду­мать, что мы можем без конца, бес­пре­дель­но про­дол­жать рас­то­чать на­род­ную кровь, на­род­ное иму­ще­ство, вы долж­ны, гос­по­да, более глу­бо­ко и с боль­шим со­зна­ни­ем вашей по­ли­ти­че­ской, я бы ска­зал, че­ло­ве­че­ской от­вет­ствен­но­сти взгля­нуть в глу­би­ну вашей по­ли­ти­че­ской со­ве­сти. Вы долж­ны спро­сить себя: за эти три года вы, бес­пре­стан­но про­воз­гла­ша­ю­щие с этой ка­фед­ры "по­бе­ду во что бы то ни стало" и тор­же­ство Рос­сии во что бы то ни стало, вы, при­зы­вав­шие всех к еди­не­нию и союзу всех живых сил стра­ны, с ка­ки­ми ре­зуль­та­та­ми и с чем идёте вы на этот по­след­ний суд ис­то­рии, на эту по­след­нюю, от­кры­ва­ю­щу­ю­ся перед нами ве­сен­нюю и лет­нюю кам­па­нии, когда новые и не­бы­ва­лые до сих пор ещё по­то­ки крови про­льют­ся по всей Ев­ро­пе?».

Ис­поль­зуя фраг­мен­ты до­ку­мен­та, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Дан­ное вы­ступ­ле­ние от­но­сит­ся к 1915 г.

2) В войне, о ходе ко­то­рой идёт речь в от­рыв­ке, Фран­ция была со­юз­ни­цей Рос­сии.

3) Автор вы­ступ­ле­ния счи­та­ет, что ре­ша­ю­щие со­бы­тия войны уже по­за­ди.

4) Автор упо­ми­на­ет в своём вы­ступ­ле­нии ли­де­ра пар­тии ка­де­тов.

5) Автор за­яв­ля­ет, что ре­зуль­тат бу­ду­ще­го этапа войны пред­решён.

6) Рос­сия вышла из войны, о ходе ко­то­рой идёт речь в от­рыв­ке, под­пи­сав Брест-Ли­тов­ский мир­ный до­го­вор.

 

Ответ: _____________________________

 

13. Напишите название государства, обозначенного цифрой «1» на данной схеме.

Ответ: _____________________________

14. Напишите название порта, который на схеме обозначен цифрой «2»

Ответ: _____________________________

15. Напишите название места, обозначенного на схеме цифрой «3»

Ответ: _____________________________

 

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, изображенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Участие кораблей Балтийского флота в походе, обозначенном на схеме, обеспечило победу русскому флоту.

2) Обозначенный на схеме океанский поход был вызван необходимостью оказать помощь осаждённому Порт-Артуру.

3) Среди кораблей русского флота в обозначенном на схеме походе был знаменитый крейсер «Варяг».

4) Сражение, завершившее обозначенный на схеме поход, состоялось в мае 1905 г. и окончилось катастрофическим разгромом русского флота.

5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия сохранила остров Сахалин, но потеряла Курильские острова.

6) Во время обозначенных на схеме событий в России началась Первая русская революция

Ответ: _____________________________

 

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ А. «Русские сезоны» Б. «Весна священная» В. Фасад Государственной Третьяковской галереи Г. Особняк Кшесинской ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. Повествует о взятии Геок-Тепе. 2. Создан в русском стиле. 3. Создано по заказу С.Ю. Витте. 4. Автор также был известен произведением «Жар-птица». 5. Автор  - А. И. фон Гоген. 6. акция организации «Мир искусства»

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
       

 

18. Какие суж­де­ния о картине яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Автор относился к числу передвижников

2) Автор картины – художник К.С. Петров-Водкин

3) Автор картины погиб во время русско-японской войны

4) Картина была создана накануне Первой мировой войны

5) Автор картины – художник К.С. Малевич

Ответ: _____________________________

 

19. На каких двух из представленных ниже картин изображены события, которые произошли в том же веке, когда была написана картина из задания 18? В ответе запишите цифры, под которыми эти картины указаны.

 

1)  2)

 

3)  4)

Ответ: _____________________________

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма германского императора Вильгельма II русскому царю.

«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он [Рожественский] сделал всё, от него зависящее, чтобы исполнить твои жела­ния, но провидение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оста­ваясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему, и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение... отнимает всякую надежду на то, чтобы счастье повернулось в твою сторону; япон­цы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т.д. для осады Вла­дивостока, который едва ли будет в состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии [сухопутной] её прежнюю боевую силу, нужно, по крайней мере, 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет ре­зультат и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах про­должать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человече­скую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своем последнем письме от 6-ого февраля, война очень непопуляр­на, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они... не сочувствуют»

 

20. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.

 

21. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в пись­ме? Назовите не менее трёх причин.

22. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на перегово­ры о мире.

23. В 1914 г. Австро-Венгрия, за спиной которой стояла Германия, начала войну с Сербией. Перед российским императором Николаем II встал нелегкий выбор: поддержать Сербию и начать войну как с Австро-Венгрией, так и с ее союзницей — Германией, или отказать сербам в поддержке. Многие приближенные убеждали царя не вступать в войну. Однако Николай II решил поддержать Сербию, и Германия, а затем и Австро-Венгрия объявили России войну. Приведите не менее трех причин, по которым Николай II принял такое решение. Укажите не менее двух последствий начавшейся войны для России.

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развивающейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирующее положение в народном хозяйстве страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

 

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1894-1917 гг.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Часть 1

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 4, 8, 10, 13-15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 5-7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка - 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка - 2 баллами; допущено две-три ошибки - 1 баллом; допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания Ответ
1 231
2 5132
3 26
4 Меньшевики
5 3251
6 2534
7 256
8 ВАБ
9 3145
10 Юсупов
11 748591
12 246
13 Япония
14 Владивосток
15 Цусима ИЛИ Цусимскийпролив
16 246
17 6425
18 24
19 23

 

Часть 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: