Часть 1
Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (пример: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Балканские войны
2) Создание РСДРП
3) Первая русская революция
Ответ: __________________________
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ А) Брусиловский прорыв Б) Гаагская мирная конференция В) Оборона и падение Порт-Артура Г) Деятельность II Государственной думы | ГОДЫ 1) 1899 г. 2) 1907 г. 3) 1904 г. 4) 1915 г. 5) 1916 г. 6) 1911 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
|
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к царствованию Николая II
1) Государственная дума;
2) декабристы;
3) кадеты;
4) октябристы;
5) Совет Министров;
6) верховники.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другим историческим периодам.
Ответ: __________________________
4. Запишите пропущенное слово.
Между участниками II съезда РСДРП шли жаркие дискуссии. В партии произошел раскол, в ней выделились две части – большевики и ___________________.
Ответ: __________________________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,СОБЫТИЯ) А) Зубатовский социализм Б) Развитие мелкотоварного производства В) Деятельность З.П. Рожественского Г) Борьба за сферы влияния в Корее | ФАКТЫ 1) Война с Японией 2) Функционирование ремесленных мастерских 3) деятельность священника Г.А. Гапона 4) Появление общегосударственного сословно-представительного органа. 5) Проигрыш в Цусимском сражении 6) Луцкий прорыв |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
|
|
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «Граждане всей России! Указом 8-го июля Государственная Дума распущена. Когда вы избирали нас своими представителями, вы поручали нам добиваться земли и воли. Исполняя ваше поручение и наш долг, мы составляли законы для обеспечения народу свободу, мы требовали удаления безответственных министров, которые, безнаказанно нарушая законы, подавляли свободу; но, прежде всего, мы желали издать закон о наделении землею трудящегося крестьянства путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного характера отчуждения земель частновладельческих. Правительство признало такой закон недопустимым, а когда Дума ещё раз настойчиво подтвердила свое решение о принудительном отчуждении, был объявлен роспуск народных представителей». |
Б) | «...правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину … освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь … деньгами» |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Обращение депутатов Государственной думы относится к 1917
2) Члены государственной думы пытались принять закон о передаче государственных и помещичьих земель крестьянам.
3) Инициатор аграрной реформы погиб в 1911 г. от пули террориста
4) Наряду с разрушением крестьянской общины правительство проводило переселенческую политику
5) Обращение депутатов Государственной думы относится к 1906 г
6) К началу первой мировой войны более 90% крестьян вышли из общины
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
7. Что из перечисленного относится к результатам деятельности Петра Столыпина? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) был инициатором отмены крепостного права
2) провел аграрную реформу, направленную на устранение множества сословных и правовых ограничений относительно крестьянства
3) был автором текста «Указа о вольных хлебопашцах»
4) провел реформирование цензуры
5) занимал пост премьер-министра с 1906 до 1911 г.
6) в результате покушения, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, получил смертельное ранение
Ответ: __________________________
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
1) Сословие, состоящее преимущественно из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих, в начале XX века называлось _____________________.
2) Причиной русско-японской войны явилось ___________.
3) Лидером партии октябристов был _________.
Варианты:
А) борьба за сферы влияния в Китае
Б) А.И. Гучков
В) мещане
Г) Нападение японских кораблей на крейсер «Варяг»
Д) купцы
Е) П.Н. Милюков
Ж) Неуступчивость России на переговорах в Портсмуте
9. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельноситью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
|
А) П. А. Столыпин 1) заключение Портсмутского мира
Б) С. Ю. Витте 2) путешественник в Среднюю Азию
В) великий князь Николай Николаевич 3) разрешение свободного выхода крестьян из общины
Г) С. В. Зубатов 4) руководство армией в годы Первой мировой войны
5) создание рабочих организаций, подконтрольных полиции
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
«До сих пор я не решался печатать моих записок о Распутине. Мне не хотелось до времени касаться тех событий, которые роковым образом связаны с царствованием мученически погибшего Государя Императора Николая И. <...> Чтобы избежать тяжелых разочарований и ошибок в будущем, необходимо знать ошибки прошлого: знать правду вчерашнего дня. Мне, как близкому свидетелю некоторых событий этого вчерашнего дня, и хочется рассказать о них все, что я видел и слышал. Ради этого я решил преодолеть в себе то тягостное чувство, которое подымается в душе при близком соприкосновении с минувшим, особенно при воспоминании об его страшной развязке в подвале Ипатьевского дома. <...> Когда Распутин черной тенью стоял около престола, негодовала вся Россия. Лучшие представители высшего духовенства поднимали свой голос на защиту Церкви и Родины от посягательств этого преступного проходимца. Об удалении Распутина умоляли Государя и Императрицу лица, наиболее близкие Царской семье.
|
|
Все было безрезультатно. Его темное влияние все больше и больше укреплялось, а наряду с этим все сильнее нарастало недовольство в стране, проникая даже в самые глухие углы России, где простой народ верным инстинктом чуял, что у вершин власти творится что-то неладное.
И потому, когда Распутин был убит, его смерть была встречена всеобщим ликованием».
Ответ: __________________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Дата | Событие | Участник |
1895 | Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» | (А) |
(Б) | (В) | С.Ю. Витте |
(Г) | Русско-японская война | (Д) |
1909 | (Е) | А.Бенуа |
Пропущенные элементы:
1) Первые Русские сезоны
2) А.А. Корнилов
3) Строительство Транссиба
4) 1897 г.
5) 1904 г.
6) 1912 г.
7) В.И. Ульянов
8) Золотое обеспечение рубля
9) С.О. Макаров
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
12. Прочтите отрывок из выступления политического деятеля.
«Господа члены Государственной Думы, я соглашусь с тезисом предыдущего оратора, члена Государственной Думы Милюкова, что мы вступаем в критический период трёхлетних боёв…
Военный кризис вступил в свою последнюю фазу решительного столкновения, и попытками, которые делает и будет делать демократия всей Европы, оставшаяся трезвой и не поддавшаяся кровавому урагану, она бессильна остановить этот вихрь, в который с безумством бросились все правящие классы Европы. Но, господа, этот кризис, этот последний акт, в который вступает кровавая трагедия, исход этого акта ещё не предрешён. Силы истощаются, но истощаются у всех, и прежде чем быть уверенным в исходе и думать, что мы можем без конца, беспредельно продолжать расточать народную кровь, народное имущество, вы должны, господа, более глубоко и с большим сознанием вашей политической, я бы сказал, человеческой ответственности взглянуть в глубину вашей политической совести. Вы должны спросить себя: за эти три года вы, беспрестанно провозглашающие с этой кафедры "победу во что бы то ни стало" и торжество России во что бы то ни стало, вы, призывавшие всех к единению и союзу всех живых сил страны, с какими результатами и с чем идёте вы на этот последний суд истории, на эту последнюю, открывающуюся перед нами весеннюю и летнюю кампании, когда новые и небывалые до сих пор ещё потоки крови прольются по всей Европе?».
Используя фрагменты документа, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Данное выступление относится к 1915 г.
2) В войне, о ходе которой идёт речь в отрывке, Франция была союзницей России.
3) Автор выступления считает, что решающие события войны уже позади.
4) Автор упоминает в своём выступлении лидера партии кадетов.
5) Автор заявляет, что результат будущего этапа войны предрешён.
6) Россия вышла из войны, о ходе которой идёт речь в отрывке, подписав Брест-Литовский мирный договор.
Ответ: _____________________________
13. Напишите название государства, обозначенного цифрой «1» на данной схеме.
Ответ: _____________________________
14. Напишите название порта, который на схеме обозначен цифрой «2»
Ответ: _____________________________
15. Напишите название места, обозначенного на схеме цифрой «3»
Ответ: _____________________________
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, изображенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Участие кораблей Балтийского флота в походе, обозначенном на схеме, обеспечило победу русскому флоту.
2) Обозначенный на схеме океанский поход был вызван необходимостью оказать помощь осаждённому Порт-Артуру.
3) Среди кораблей русского флота в обозначенном на схеме походе был знаменитый крейсер «Варяг».
4) Сражение, завершившее обозначенный на схеме поход, состоялось в мае 1905 г. и окончилось катастрофическим разгромом русского флота.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия сохранила остров Сахалин, но потеряла Курильские острова.
6) Во время обозначенных на схеме событий в России началась Первая русская революция
Ответ: _____________________________
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ А. «Русские сезоны» Б. «Весна священная» В. Фасад Государственной Третьяковской галереи Г. Особняк Кшесинской | ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. Повествует о взятии Геок-Тепе. 2. Создан в русском стиле. 3. Создано по заказу С.Ю. Витте. 4. Автор также был известен произведением «Жар-птица». 5. Автор - А. И. фон Гоген. 6. акция организации «Мир искусства» |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
18. Какие суждения о картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Автор относился к числу передвижников
2) Автор картины – художник К.С. Петров-Водкин
3) Автор картины погиб во время русско-японской войны
4) Картина была создана накануне Первой мировой войны
5) Автор картины – художник К.С. Малевич
Ответ: _____________________________
19. На каких двух из представленных ниже картин изображены события, которые произошли в том же веке, когда была написана картина из задания 18? В ответе запишите цифры, под которыми эти картины указаны.
1) 2)
3) 4)
Ответ: _____________________________
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из письма германского императора Вильгельма II русскому царю.
«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он [Рожественский] сделал всё, от него зависящее, чтобы исполнить твои желания, но провидение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оставаясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему, и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение... отнимает всякую надежду на то, чтобы счастье повернулось в твою сторону; японцы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т.д. для осады Владивостока, который едва ли будет в состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии [сухопутной] её прежнюю боевую силу, нужно, по крайней мере, 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет результат и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах продолжать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человеческую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своем последнем письме от 6-ого февраля, война очень непопулярна, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они... не сочувствуют»
20. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.
21. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в письме? Назовите не менее трёх причин.
22. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.
23. В 1914 г. Австро-Венгрия, за спиной которой стояла Германия, начала войну с Сербией. Перед российским императором Николаем II встал нелегкий выбор: поддержать Сербию и начать войну как с Австро-Венгрией, так и с ее союзницей — Германией, или отказать сербам в поддержке. Многие приближенные убеждали царя не вступать в войну. Однако Николай II решил поддержать Сербию, и Германия, а затем и Австро-Венгрия объявили России войну. Приведите не менее трех причин, по которым Николай II принял такое решение. Укажите не менее двух последствий начавшейся войны для России.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развивающейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирующее положение в народном хозяйстве страны».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1894-1917 гг.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Система оценивания экзаменационной работы по истории
Часть 1
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 4, 8, 10, 13-15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 5-7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка - 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка - 2 баллами; допущено две-три ошибки - 1 баллом; допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.
№ задания | Ответ |
1 | 231 |
2 | 5132 |
3 | 26 |
4 | Меньшевики |
5 | 3251 |
6 | 2534 |
7 | 256 |
8 | ВАБ |
9 | 3145 |
10 | Юсупов |
11 | 748591 |
12 | 246 |
13 | Япония |
14 | Владивосток |
15 | Цусима ИЛИ Цусимскийпролив |
16 | 246 |
17 | 6425 |
18 | 24 |
19 | 23 |
Часть 2