Тема3. Основные направления в психологии

ТЕМА2. «РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ»

Развитие психики в филогенезе,

62. Стадии развития элементарной психики у животных: 1. Стадия элементарной чувствительности (инстинкт);

2.перцептивная стадия

3.стадия интеллектуальной психики

63. Главное отличие психики человека от животных –наличие сознания (по Леонтьеву- сознательное отражение)

62. Стадии развития элементарной психики у животных: 1. Стадия элементарной чувствительности (инстинкт);

2.перцептивная стадия

3.стадия интеллектуальной психики

63. Главное отличие психики человека от животных –наличие сознания (по Леонтьеву- сознательное отражение)

64. Нервная система делится на центральную и периферическую

65. Функции нервной системы: а)функция передачи информации; б)функция интеграции и переработки информации

66. в коре головного мозга выделяют 1)сенсорные зоны;

2)моторные зоны; 3)ассоциативные зоны

67. Левое полушарие отвечает за информационные и логические функции, речь, письмо;2) правое –за творчество

75. Кризисы: 1. Кризис младенчества –формирование недоверия к миру, пессимизм, агрессивность; 2)кризис раннего детства (3г.)- формируется чувство стыда, возможность наказания; 3)кризис детства (3-6 лет) – пассивность. Неуверенность, чувство вины; 4) кризис 6-11 лет –появление чувства неполноценности, неверия в силы, отчаяние, потеря интереса к учёбе; 5) кризис подросткового и юношеского возраста –чувство тревоги, враждебность, чувство опустошённости, страх перед общением

 

 

Психика и мозг

64. Нервная система делится на центральную и периферическую

65. Функции нервной системы: а)функция передачи информации; б)функция интеграции и переработки информации

66. в коре головного мозга выделяют 1)сенсорные зоны;

2)моторные зоны; 3)ассоциативные зоны

67. Левое полушарие отвечает за информационные и логические функции, речь, письмо;2) правое –за творчество

 

Психика, поведение. Деятельность.

68. Поведение –проявление психической деятельности человека

69. Поступки –действия, выполняя которые человек осознаёт их смысл

71. Единица деятельности –действие

72 Д еятельность –активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели

73. конкретный способ выполнения действия – операция

68. Поведение –проявление психической деятельности человека

69. Поступки –действия, выполняя которые человек осознаёт их смысл

70. Свойства деятельности: 1)опосредованный характер, 2)целенаправленна 3)система действий, определяемая мотивом,4)носит продуктивный характер.

71. единица деятельности –действие

73. конкретный способ выполнения действия – операция

 

 

Структура психики человека. Структура сознания.

1.Психичесие процессы –динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

2. Психические процессы делятся на познавательные (ощущения, восприятие память. мышление, воображение); эмоциональные (преживания), волевые (волевые усилия, решения).

3. Психическое состояние – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

4. Психические свойства –устойчивые образования. обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности (темперемент. Характер, направленность, способности)

5 .Сознание –свойственная человеку форма отражения объективного мира.

6. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески –креативная),3) рефлексивная.

6. Рефлексия –возможность человека смотреть на себя со стороны, понять как его оценивают другие.

7. Два слоя сознания: 1)бытийное,2) рефлективное (смысл и значение)

8. Смысл –субъективное понимание и отношение к ситуации

9. З начение –содержание общественного сознания, усваиваемое человеком

10. Отличительные признаки сознания –

1)обусловленность социальными условиями

2)творческое преобразование действительности

3)прогнозирующий характер деятельности

4)отражение мира и его связей

5)наличие самозознания.

 

Соотношение сознательного и бессознательного

В психической жизни можно выделить 3 уровня: 1)сознание, 2)подзознание, 3)бессознательное

Неосознаваемые психические процессы делятся на 1)неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматические навыки…). 2)неосознаваемые побудители сознательных действий (Фрейд)

Механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного: вытеснение и сопротивление

 

Развитие психики в онтогенезе

Онтогенез –развитие психики индивида с рождения до смерти (Геккель).

2.Генотип – врождённые генетически особенности организма

Фенотип – сформировавшийся индивид с учётом всех внешних влияний, среды и т.д.

4. Теория конвергенции (В. Штерн) –взаимодействие наследственности и среды, что определяет индивидуальные особенности психики человека.

 

Жизненный цикл развития человека

Периоды жизненного цикла –пренатальный, детство, отрочество, зрелость, преклонный возраст (старость).

2 .Зона ближайшего развития –расстояние между уровнем актуального развития и уровнем его возможного развития (Выготский)

Ведущий тип деятельности (Леонтьев)

Кризисы: 1. Кризис младенчества –формирование недоверия к миру, пессимизм, агрессивность; 2)кризис раннего детства (3г.)- формируется чувство стыда, возможность наказания; 3)кризис детства (3-6 лет) – пассивность. Неуверенность, чувство вины; 4) кризис 6-11 лет –появление чувства неполноценности, неверия в силы, отчаяние, потеря интереса к учёбе; 5) кризис подросткового и юношеского возраста –чувство тревоги, враждебность, чувство опустошённости, страх перед общением.

Психосоциальная концепция разработана Эриксоном

Индивид, личность, субъект, индивидуальность (Ананьев)

Индивид –человек как биологическое существо

2. Личность –социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта

Индивидуальность –непохожесть в виде мотивации, темперамента, характера, способностей

 

ТЕМА3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

История развития психологического знания.

1. Анимизм –взгляды о наличии души

- Платон (душа- это что то божественное и отличающееся от тела…)

Аристотель (душа бестелесна, «она есть форма» живого тела…)

- Декарт (тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух не делим)

- Спиноза (душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами)

Психология как наука –с 17 века (Декарт)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: