выражается одним глаголом, в котором заключается и ГЗ, и ЛЗ.
Конкретные способы выражения ПГС:
1) спрягаемая форма глагола: Белеет парус одинокий (Л.). Вспоминайте Толстого;
2) инфинитив: Молчать!;
3) междометный глагол (или глагол в усеченной форме): Он толк меня в спину;
4) глагольный фразеологизм: Он бил баклуши (ленился);
5)глагольно-именноесочетание, близкое к фразеологизму: Книга произвела сильное впечатление. Он дал клятву (обещание). Эти обороты можно заменить одним глаголом. Сейчас в языке накопилось много глагольно-именных сочетаний с неопределенным статусом, они еще не стали фразеологизмами, но близки к ним, т.к. лексическое значение глаголов без существительного понять нельзя: принял участие, оказал помощь, пришел к убеждению, впал в сомнение. Часто это глаголы с ослабленной семантикой или в переносном значении.
ПГС может быть осложненным и неосложненным. Выше мы рассмотрели неосложненное ПГС. ПГС будет осложненным, если включает в свой состав:
а) частицы (себе, так и): А он сидит себе;
|
|
б) лексический повтор: Видеть-то видел. Удружил так удружил. Но он ехал, ехал …;
в) два спрягаемых глагола, один из которых утратил или ослабил свое лексическое значение: Схожу посмотрю. Взял да и приехал. Пойду поем. Вот возьму да и женюсь на ней.
Осложненное ПГС встречается в разговорной речи.
Неосложненное ПГС, не равное одному слову:
- фразеологизм или СНС (типа обратить внимание);
- сложная форма буд. вр. (буду учиться);
- аналитическая форма повелит. накл. (пусть скажет)
Составное глагольное сказуемое
СГС состоит из двух частей: вспомогательной части и знаменательного глагола в инфинитиве. Грамматическое значение выражает вспомогательная часть; она же вносит и дополнительные оттенки лексического значения. Основное лексическое значение сказуемого выражает инфинитив. Например: Снег начал таять.
Вспомогательная часть
I. Вспомогательный глагол (или глаголы)
Выделяются следующие разновидности вспомогательных глаголов:
1. Фазовые глаголы (начала, конца, продолжения действия): начать, стать, приняться, пуститься, кинуться, броситься, взяться; продолжать, остаться; кончить, прекратить, перестать, бросить.
2. Модальные глаголы (глаголы со значением возможности действия, необходимости, желательности): мочь, уметь, хотеть, желать, думать, суметь, уметь, научиться, намереваться, стремиться, предполагать, рассчитывать, пытаться, пробовать.
3. Глаголы эмоционального состояния: любить, ненавидеть, надеяться, бояться, стыдиться, стесняться.
Во вспомогательной части СГС могут употребляться глагольные фразеологизмы или устойчивые глагольные именные сочетания, синонимичные одной из трех названных групп вспомогательных глаголов: гореть желанием (=желать), дать обещание (= обещать).
|
|
Такие устойчивые сочетания могут выступать не только во вспомогательной части, но и в основной части. Например: Я начинаю терять надежду (Л.Т.). Словосочетание терять надежду равно по значению одному глаголу, в этом сочетании главное слово – глагол в инфинитиве, поэтому сказуемое является составным глагольным.
II. Кр. ИП и Пч, КС, Н со связкой или со связкой и вспомогательными глаголами.
1. кр. ИП (рад, готов, должен) + гл.-связка + Инф. = СГС
Я радбыл с вами познакомиться
Ондолжен уйти (в наст.вр. связка нулевая)
2. кр. Пч (склонен, вынужден) + гл.-связка + Инф. = СГС Он вынужден уйти.
3. Н + гл.-связка + Инф. = СГС Он был не в силах измениться.
4. ИС + гл.-связка + Инф. = СГС Он мастер плясать.
Могут сочетаться со вспомогательными глаголами.
Он намерен был продолжать учиться.
Он не в состоянии продолжать учиться.
Составное именное сказуемое
СИС состоит из вспомогательной части, выражающей грамматическое значение, и именной части, выражающей основное лексическое значение.
Вспомогательная часть
I. Глагол-связка
1. Отвлеченная связка быть, не имеющая лексического значения. В настоящем времени эта связка является обычно нулевой: День солнечный (ср.: День был солнечный). Но: Храбрость есть необходимое следствие ума и известной степени развития (Л.Н.Т.) – связка в настоящем времени материально выражена.
Примечание. Не путайте с полнозначным глаголом быть, который выражает значение наличия, бытия предмета, явления. Например: Ябуду в саду.
2. Полузнаменательные связки, вносящие в семантику сказуемого различные дополнительные оттенки: стать, становиться, сделаться, делаться, остаться, оставаться (фазовые глаголы-связки); казаться, оказаться, оказываться, показаться (модальные); являться, считаться, называться, представляться, слыть, бывать, заключаться.
3. Знаменательные связки, обычно со значением движения и состояния: прийти, вернуться, расти, летать, стоять, лежать, сидеть, явиться (в значении «прийти, приехать»), родиться, расстаться, проснуться.
Примечание. Методический прием разграничения полнозначных глаголов и связок: связку можно заменить связкой.
Я стану учителем. – Я буду учителем. Я сделаюсь учителем.
Они вернулись усталыми. – Они были усталыми. Они оказались усталыми.
II. кр.П, кр.Пч, Н, КС со связками
(одна из связок стоит в любом из трех наклонений, вторая в инфинитиве).
кр. П (кр.Пч, Н) + связка в к.-л. наклонении + связка в Инф. + именная часть = СИС
Проза должна быть крылатой. (нулевая связка в наст.вр. в изъяв.накл.).
Собака должна была казаться ему чудовищем.
КС + связка в к-л наклонении + связка в Инф. + им.часть = СИС
В наши дни нельзя быть энциклопедистом (Брюсов).
Во вспомогательной части могут быть вспомогательные глаголы (как в СГС) в сочетании со связками. Онхотел стать спортсменом.