Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом

А) Дождя не было, но туман ещё держался, и низкие облака заво­локли небо.

В) Когда в доме все ещё спали, я прокладывал росистый след в гу­стой траве сада.

С) Перед нами стелется равнина, где ели изредка взошли.

Д) Либо это гудит приближающийся поезд, либо сигналит пароход.

Е) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры.                                       Ответ: Е

20. То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка. Значение сложносочинённого предложения:

А) чередование событий;

В) одновременность событий;

С) возможность одного из названных явлений;

Д ) причинно-следственное;

Е) одно событие противопоставляется другому.                                                                         Ответ: А

21. В сложносочинённом предложении запятая не ставится:

А) Туча разорвалась на мелкие клочья и они поползли над степью.

В) Луна начала одеваться тучами и на море родился туман.

С) Ночь была душная и мы растворили окна.

Д ) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Е) Уж солнце зашло и начало смеркаться.                                                                                  Ответ: Д

Пояснение. В сложносочинённом предложении запятая не ставится в следующих случаях:

1. перед одиночными союзами и, да, или, либо, если части сложносочинённого предложения имеют один общий второстепенный член (Д).

2. перед союзом и, если он соединяет восклицательные или вопросительные предложения. Когда ты приедешь и где мы встретимся?

22. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъ­яснительным.

А) Я смотрел в ту сторону, откуда могли ко мне прийти.

В) Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза.

С) Я не мог понять, отчего сухие листья не загорались.

Д) Его откровенность не столько польстила ей, сколько испугала её.

Е) Едва я успел накинуть бурку, как повалил снег.                                                                  Ответ: С

Пояснение. Сложноподчинённое предложение - сложное пред­ложение, в котором одно из простых предложений по структуре и смыслу зависит от другого (подчиняется ему). Одно простое является главным, а другое - придаточным. Придаточное предложение присоеди­няется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).

Различают СПП с придаточными изъясни­тельными, определительными, обстоятельственными:

1. придаточные изъяснительные предложения относятся в главном предложении к словам со значением речи (говорить, просить, отвечать), мысли (думать, решать, размышлять, понять), чувства (чувствовать, радоваться, рад, жаль) и уточняют (дополняют, изъясняют, раскрывают) смысл этих слов. К придаточным изъяснительным от таких слов ставятся падежные вопросы;

2. придаточные определительные предложения относятся к существительному в главном предложении, давая ему характеристику или раскрывая его признак. К придаточным определительным от определяемого слова в главном предложении ставится вопрос какой? Придаточное определительное присоединяется к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов что, кто, который, где, куда, откуда и др.;

3. придаточные обстоятельственные рассмотрены в пояснении к вопросу 23.

23. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным усло­вия.

А) Часто я угадать хотел, о чём он пишет.

В) Что казалось деревом, то оказалось кустом.

С) Ветер выл с такой силой и выразительностью, что казался оду­шевлённым.

Д) Я пришёл, чтобы поговорить с вами о деле.

Е) Я поеду, если вы разрешите.                                                                                                        Ответ: Е

Пояснение. Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам или к словам с обстоятель-ственным значением в главном предложении и уточ­няют место, время, причину, условие, цель действия и др. Виды придаточных обстоятельственных:

1. придаточные предложения со значением места обозначают место действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Придаточные со значением места присоединяются к главному с помощью союзных слов-наречий где, куда, откуда. В главном предложении могут быть указательные слова, к которым присоединяются придаточные со значением места. {Там, где есть глухари, обыкновенно водятся и рябчики.);

2. придаточные предложения со значением времени уточняют время действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? Присоединяются к главному при помощи подчинительных временных союзов когда, пока, с тех пор как, едва, как только, в то время как, по мере того как и др. (Как только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось.);

3. придаточные предложения со значением условия уточняют условие, при котором протекает или может протекать действие, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии? Присоединяются к главному с помощью подчинительных условных союзов если, если...то, ежели, кабы, коли, когда, раз и др. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.);

4. придаточные предложения со значением причины указывают причину того, о чём говорится в главном предложении, отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? вследствие чего? Присоединяются к главному предложению с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что. (Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.);

5. придаточные предложения со значением цели уточняют цель действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы с какой целью? для чего? зачем? Присоединяются союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы. (Под яблонями развели костры, чтобы мороз не погубил цвет.);

6. придаточные предложения со значением следствия уточняют результат действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос вследствие чего что произошло? Присоединяются к главному предложению с помощью подчинительного союза так что. (Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап.);

7. придаточные предложения со значением образа действия уточняют образ (характер) действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Присоединяются к главному предложению с помощью подчинительных союзов как, будто, точно, словно и др. (Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и натёрли снегом.);

8. придаточные предложения со значением меры и степени уточняют меру и степень действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? до какой степени? Присоединяются к главному предложению с помощью союзов и союзных слов что, как, сколько, насколько. (Внезапно стало так холодно, что захотелось побыстрее зарыться во что-нибудь тёплое и носа не высовывать.);

9. придаточные предложения со значением сравнения уточняют действия на основе сравнения со сходным в чём-либо предметом, явлением и отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? Присоединяются к главному предложению с помощью сравнительных союзов как, чем, словно, будто и др. (Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.);

10. придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что? Присоединяются к главному предложению с помощью подчинительных уступительных союзов хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что или союзных слов сколько, как в сочетании с усилительной частицей ни. (Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.)

24. Придаточное изъяснительное предложение прикрепляется к поясняемому слову в главном предложении при помощи частицы, употреблённой в значении подчинительного союза в предложении:

А) Пётр поинтересовался, имею ли я разряд по шахматам.

В) Катя сказала, что ей пора идти.

С) Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему отечеству.

Д ) Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится род­ным.

Е) Уже восток начинал бледнеть, когда я заснул.                                                                     Ответ: А

25. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставится двоеточие (знаки препинания не расставлены):

А) Знай я ремесло жил бы в городе.

В) По полям по дорогам идёшь расступается кланяясь рожь.

С) Тьма света не любит злой доброго не терпит.

Д) Пароход не мог идти дальше за туманом не видно ни бакенов ни перевальных огней.

Е) Возьмётся народ озеро перенесёт.                                                                                        Ответ: Д

Пояснение. Бессоюзное сложное предложение - сложное пред­ложение, в котором простые объединены без союзов или со­юзных слов. Средства их связи - содержание и интонация. От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность: я не один на земле, не пропаду. Между простыми предложениями в составе БСП выражаются разные смысловые отношения: перечисление, последо­вательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др. Двоеточие в БСП ставится, если:

1. во второй части указывается причина того, о чём сообщается в первой (Я долго не мог начать речь: так сильно билось во мне сердце.);

2. вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.)

Обычно в такие предложения можно вставить союзы так как, потому что, что, слова а именно.

Знай я ремесло - жил бы в городе. (Первая часть указывает на условие действия, о котором говорится во второй части.) По полям, по дорогам идёшь - расступается рожь. (Вторая часть заключает в себе следствие, результат того, о чём говорится в первой части.) Тьма света не любит - злой доброго не терпит. (БСП со значением сопоставления. Факт одного предложения противо­поставляется факту другого предложения. Тьма света не любит, а злой до­брого не терпит.) Пароход не мог идти дальше: за туманом не видно ни бакенов, ни пере­вальных огней. (По первому положению, указанному выше.) Возьмётся народ - озеро перенесёт. (Первая часть указывает на условие действия, о котором говорится во второй части).

26. Укажите бессоюзное сложное предложение со знаком тире. (Зна­ки препинания не расставлены.)

А) Но ведь известно с годами трудно дружбу начинать.

В) Не спится няня здесь так душно.

С) Хочешь есть калачи не сиди на печи.

Д) Важно только одно любить народ родину служить им сердцем и душою.

Е) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.                                 Ответ: С

Пояснение. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если:

1. во второй части предложения содержится указание на быструю смену событий или неожиданный результат действия;

2. содержание одной части противопоставляется содержанию другой;

3. первая часть сообщает о времени действия того, о чём говорится во второй части;

4. первая часть указывает на условие действия, о котором говорится во второй части;

5. вторая часть заключает в себе следствие, результат того, о чём говорится в первой части. Обычно в такие предложения можно вставить союзы и, а, но, если, когда, как, так что, поэтому.

Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать. Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою. (Вторая часть пояс­няет первую.)

Не спится, няня: здесь так душно. Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Во второй части указывается причина того, о чём сообщается в первой.)

Хочешь есть калачи - не сиди на печи. (Первая часть указывает на усло­вие действия, о котором говорится во второй части.)

27. Найдите схему, соответствующую предложению: Нет ты смотри поражался Андрей Когда они все вырасти успели (Знаки препинания не расставлены.)

А) «П, - а. - П».

В) «П», - а.

С) «П, - а, - п».

Д ) «П? - а. - П».

Е) «П! - а. - П?».                                                                                                                                   Ответ: Е

28. Определите, какой жанр относится к научному стилю:

А) ода;

В) роман;

С) рассказ;

Д) повесть;

Е) диссертация.                                                                                                                                    Ответ: Е

Пояснение. Эта разновидность литературного языка употребляется в на­учных трудах учёных. Цель научного стиля - сообщение о результатах ис­следовательской деятельности. Жанры научного стиля: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лек­ция. В научном стиле используются специальные слова (термины), слож­ные синтаксические конструкции с упорядоченной связью (вводные сло­ва). В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

29. Далее словарь - это поистине энциклопедия русской народной жизни: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая его, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Это детище искреннего народолюбца стало связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим. Укажите средства связи данных двух предложений.

А) Контекстуальные синонимы.

В) Союзы.

С) Местоимение.

Д) Лексические повторы.

Е) Вводные слова.                                                                                                                           Ответ: АС

30. Определите стиль текста: Я поехал шагом и скоро принуждён был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я конца ненастья...

А) Публицистический.

В) Разговорный.

С) Официально-деловой.

Д ) Художественный.

Е) Научный.                                                                                                                                       Ответ: Д

Пояснение. Художественный стиль употребляется в словесно-художест­венном творчестве. Его цель - воздействие с помощью созданных обра­зов на чувства и мысли читателей. В художественном стиле используют­ся все языковые средства. Жанры художественного стиля: трагедия, коме­дия, драма, роман, новелла, повесть, стихотворение, басня, поэма и мн. др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: