Занятие 1 Географический и геохимический ландшафты (экскурсия)

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра химии, почвоведения, землеустройства и БЖД

 

Экология агроландшафтов

Учебно-методическое пособие

 

Для студентов агрономического факультета

Направлений 110200 «Агрономия»

Профиля «Агроэкологическая и экономическая оценка земель» и

Землеустройство и кадастры»

Профиля «Землеустройство»

Калуга, 2019 г.

Автор пособия:

кандидат биологических наук, доцент кафедры химии, почвоведения, землеустройства и БЖД Калужского филиала РГАУ - МСХА Соколова Л.А.

Выражаю глубокую благодарность заведующему кафедрой химии, почвоведения, землеустройства и БЖД Калужского филиала РГАУ – МСХА, профессору Сюняеву Х.Х. и доценту кафедры Сюняевой О.И. за предоставление в электронном виде научных материалов, использованных в пособии.

Рецензенты:

Доктор сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрономии Калужского филиала РГАУ - МСХА Попова Л.Д.;

кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, микробиологии и экологии Института Естествознания КГПУ им. К.Э.Циолковского Константинов Е.Л.

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

рассмотрено и одобрено на заседании кафедры химии, почвоведения, землеустройства и БЖД КФ РГАУ – МСХА. Протокол N 3 от 14.02.2019г.

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией агрономического факультета КФ РГАУ – МСХА. Протокол N 3  от 15.02.2019 г. Председатель доцент Слипец А.А.

 

рассмотрено и одобрено к изданию в открытой печати решением Совета агрономического факультета КФ РГАУ - МСХА от 19.02.2019 г., протокол N 4. И.О. Председателя Совета – доцент Сюняева О.И.

 

Введение

Требования в отношении охраны окружающей среды постоянно растут. Это связано с тем, что воздействие общества на природу осуществляется уже в планетарном масштабе. Наращивание энергетических затрат на производство продуктов питания и условий жизни человека приводит к нарушению природных ландшафтов.

На решение экологических проблем сельских природно-хозяйственных комплексов может претендовать "экология агроландшафтов". Её характеризует междисциплинарность. Экология агроландшафтов многие вопросы решает вместе с географией и биологией, поскольку только во взаимодействии наук возможно решение важных вопросов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

И.Г.Платонов с соавторами (2006) экологию агроландшафтов рассматривает как науку о пространственной организации, состоянии и функционировании сельских природно-хозяйственных систем в условиях активного воздействия человека. Экология здесь выступает в качестве фундаментальных основ сохранения агроландшафтов. В поле зрения экологии агроландшафтов находится вся природа и многогранная деятельность людей, связанная с организацией и функционированием сельских природно-хозяйственных систем. Конечные цели этих двух областей знания идентичны: сохранение природных объектов и ближайшего окружения человека в условиях современного земледелия.

Использование знаний современной экологии для развития сельского хозяйства это, несомненно, единственно правильный путь развития сельскохозяйственной науки и производства.

Целью данного учебно-методического пособия является формирование представлений, знаний и практических навыков по экологии агроландшафтов, являющейся научной основой современных систем земледелия и экологически безопасных технологий.

Данное пособие создано как более детальная разработка курса «Экология агроландшафтов», представленного И.Г.Платоновым, П.И.Гречиным, О.Е.Ефимовым (2006). Наше пособие нацелено на изучение экологических закономерностей функционирования агроландшафтов нечерноземной зоны РФ.

Дисциплина «Экология агроландшафтов» является курсом по выбору для профиля подготовки «Агроэкологическая и экономическая оценка земель» и профиля «землеустройство». В курсе освещаются современные положения науки и показываются возможные подходы к решению сельскохозяйственных проблем, связанных с ландшафтом. Курс читается уже в определенной степени подготовленным студентам, фактически прошедшим цикл общепрофессиональной подготовки. Изучение агроландшафта ориентировано на решение не только насущных прикладных задач, связанных с оптимизацией природопользования и охраной окружающей среды, но вместе с тем нацелено на изучение методики проектирования культурных ландшафтов ближайшего будущего.

Цель курса – дать представление студентам о пространственной организации, состоянии и функционировании агроландшафтов и агрополей в условиях Центрального Нечерноземья.

Задачи курса:

· изучить агроландшафты как часть геологической оболочки Земли;

· изучить геохимические особенности и продуктивность агроландшафтов с учетом геоморфологического профиля, структуры почвенного покрова и экспозиции склонов агрополей;

· изучить факторыи пути повышения экологической устойчивости агрополей и агроландшафтов;

· научить студентов использовать свои знания для решения задач точного и адаптивно-ландшафтного земледелия

Реализация в дисциплине «Экология агроландшафтов» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры», профиля «Землеустройство» должна формировать следующие компетенции:

ОК 1 владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК 10 - способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ПК-1 - способность применять знания об основах рационального использования земельных ресурсов, системных показателях повышения эффективности использования земель, экологической и экономической экспертизы программ, схем и проектов социально-экономического развития территории.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- различия ландшафтов и агроландшафтов, экологических подходов к изучению тех и других;

- основные показатели устойчивости агроландшафтов;

- базовые модели плодородия почв агроландшафтов и их модификации для разных частей агрополя

Уметь: оценивать характер и направленность техногенных воздействий на природу, негативные последствия сельскохозяйственной деятельности человека в конкретных природно-хозяйственных условиях, увязывать решение производственных задач с соблюдением требований охраны окружающей среды.

Владеть: методами оптимизации агрофизического и агрохимического состояния почв агроландшафтов.

 

Рекомендации для студентов:

На занятиях требуется выполнение расчетов и построение графиков. Лучше всего их делать в программе Microsoft Office Excel. Все работы можно выполнять в электронном виде. Защита работ предполагает знание всех терминов и закономерностей, представленных в них. Проверка знаний, полученных на практических работах и лекциях, проходит в тестовой форме.

 

Занятие 1 Географический и геохимический ландшафты (экскурсия)

Цель экскурсии: получить представление о компонентах и структуре географического и геохимического ландшафта.

Задачи:

  1. выделить компоненты ландшафта;
  2. определить разницу между геохимическим и географическим ландшафтом;
  3. на местности выделить структурные единицы географического ландшафта и виды геохимического;
  4. определить характер, направление и параметры процессов в природном и аграрном ландшафтах.

Ключевые слова: компоненты   ландшафта, фация, урочище, местность, элювиальный, транзитный, аккумулятивный ландшафт, природный, аграрный ландшафт, геоморфологический профиль.

 

Оборудование для экскурсии: тетрадь, ручка, карандаш простой, GPS-навигатор, форма одежды – походная.

Время продолжения экскурсии – 3 часа.

 

Задание для выполнения на занятии:

Объекты экскурсии:

Террасы и поймы реки Оки и ее притоков.

 

Содержание заданий:

  • Проследите изменения рельефа и растительности в природном ландшафте.
  • Определите виды геохимического ландшафта на местности.
  • Определите структурные единицы географического ландшафта на местности.
  • Определите точки перехода фаций в геоморфологическом профиле по GPS-навигатору.
  • Сравните природный и агроландшафт.

 

Вопросы для отчета по экскурсии:

1. Дайте определение ландшафта и его компонентов

2. Дайте характеристику увиденных на экскурсии видов геохимического ландшафта.

3.  Дайте характеристику увиденных структурных единиц географического ландшафта.

4. Сравните процессы в природном и сельскохозяйственном ландшафтах.

5. Нарисуйте схему увиденного гипсометрического профиля

Составление простейшего профиля начинают с вычерчивания линии рельефа (гипсометрического профиля). Для этого они используют данные полевого измерения расстояний и превышений. Определив общую длину профиля и наибольший размах высот, подбирают горизонтальный и вертикальный масштабы. Последний для наглядности обычно в 2,5—10 раз крупнее горизонтального.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: