История становления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – 25 минут

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

Экз. №_____

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф кандидат медицинских наук, доцент   С. Сидельников   «____» ______________ 2015 года

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф

Тема № 1.3.2: Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  

Учебные группы: студенты лечебного факультета (31.05.02)

Учебные часы: 4 часа (180 минут)

Место проведения: учебный класс

 

 

САРАТОВ-2015 г.

\

I. Цель занятия

В результате проведенного занятия студенты должны

знать:

• история становления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

• определение, задачи и принципы построения РСЧС;

•.силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России

ознакомиться:

• с составом и функционированием РСЧС;

• с режимами функционирования РСЧС.

 

 

II. Обоснование темы – изучить структуру и задачи стоящие перед Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

III. Интегративные связи

Истоки знания – материалы лекции по теме №1.3 по данной дисциплине и литература, рекомендованная для подготовки к семинару.

Выход знаний – материал необходим для изучения тем №№1.3 – 1.4 данной дисциплины.

 

IV. Содержание занятия

А. Вступительная часть:

• проверка студентов, присутствующих на занятии;

• проверка наличия конспективных записей, подготовленных в процессе самостоятельной работы и изучения рекомендованной литературы;

• объявление темы занятия, ее учебной цели и порядок его проведения.

Б. Основная часть (учебные вопросы):

• опрос обучаемых по каждому вопросу занятия с последующим обсуждением и подведением итога;

• проведение тестового контроля усвоенных конечных (итоговых) знаний по данной теме.

В. Заключительная часть:

• подведение итогов занятия (степень выполнения учебных целей);

• объявление итоговых оценок знаний по теме для каждого студента;

• постановка задач на подготовку к следующему занятию.

Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия

Вступительная часть – 5 мин.

Преподаватель объявляет тему занятия, учебные цели, план его проведения, обращает внимание обучаемых на важность изучения и знания вопросов данной темы для будущей практической деятельности. Отмечает, что более полувека мир живет без глобальных военных конфликтов, опустошительные последствия которых надолго остаются в памяти людей, однако, и в условиях относительного мира человечество несет огромные потери, связанные с локальными военными конфликтами, стихийными бедствиями, политическими и социальными коллизиями, а в последние годы – с крупными промышленными авариями и террористическими актами.

Во всём мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера.

В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), деятельность которой определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794.

История становления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – 25 минут

Учебные вопросы отрабатываются путем заслушивания устных ответов студентов с последующим подведением итога преподавателем.

 

к сведению преподавателя:

А всё началось в феврале 1918 года, когда России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны России.

Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 году свыше 3 тыс. добровольных формирований, более 3,5 млн. было обеспечено противогазами, строились защитные сооружения, в т.ч. и метрополитен. Проводились мероприятия по свето-маскировке городов в угрожаемой зоне и созданию быстродействующей системы оповещения населения.

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации – Местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.

Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, встав-ших в связи с нападением фашисткой Германии на Советский Союз, сыграло Постановление СНК СССР от 2 июля 1941 года «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому докумен-ту всё население страны от 16 до 60 лет должны были овладеть знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Этим же постановлением предусматривалось обучение детей в возрасте от 8 до 16 лет пользованию средствами индивидуальной защиты и действиям при воздушном нападении.

Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налётов фашистской авиации, обезвредили свыше 430 тыс. авиационных бомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин, обеспечили укрытие в убежищах, землянках и щелях почти 25 млн. человек, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьёзных аварий на объектах народного хозяйства. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил СССР, МПВО внесла свой огромный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налётов фашисткой авиации.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудело в 1956 году вновь пересмотреть организацию МПВО. Впервые она была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надёжность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР). Хотя ядерное оружие при этом не упоминалось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были направлены на организацию защиты именно от него. На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения по противовоздушной, противоатомной, противохимической, противобактериологической защите. Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

Революция в военном деле выдвинула необходимость иметь такую оборонительную систему в государстве, которая смогла бы осуществлять эффективную защиту населения и народного хозяйства на всей его территории. В силу этого, 13 июля 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время для защиты населения и народного хозяйства от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных и катастрофических ситуаций.

Трагедия Чернобыля показала жизненную необходимость пересмотра традиционных подходов к обеспечению безопасности человека. Она подтвердила, что в мирное время возможны крупномасштабные катаклизмы для преодоления которых потребуется привлечение всех ресурсов государства.       

В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), деятельность которой определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794.

Временем создания данной системы можно считать 1990 год, когда проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время были подняты на государственном уровне, что привело к созданию Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

В 1991 году на базе корпуса спасателей образован Государственный комитет по делам ГОЧС при Президенте РФ.

18.04 1992 года постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).

25 ноября 1992 года Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). 

После принятия в 1994 году Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» Российская система предупреждения и действий в ЧС реформирована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако сокращённое название осталось прежним – РСЧС.

В январе 1994 года ГКЧС преобразуется в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

 

 

2. Определение, задачи и принципы построения РСЧС –

Минут

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12. 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Основными задачами РСЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

• проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

• создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

• подготовка населения к действиям в ЧС;

• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

• ликвидация ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:

защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

• организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

• реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

• заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;

• согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

• соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: