Научные теории и современные исследования игры

Детская игра. 

Воспитание детей в игре

 

Игра является одним из самых интересных видов человеческой деятельности, ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания. Ее назвали «спутником детства», хотя в жизни играют не только дети, но и взрослые. Детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отражает впечатление от их познания.

Иметь детство - это прежде всего иметь право на развитие собственной игровой деятельности, которая является важной составляющей детской субкультуры. В то же время игра является мощным воспитательным средством, в ней, реализуется потребность человеческой природы.

Теория игры

Сущность, психологическая природа, влияние игры на развитие личности издавна интересовали философов, педагогов, психологов, математиков, социологов, демографов.

Игра имеет многовековую историю. Анализ содержания игр детей разных народов и эпох наводит на вывод, что игра возникла после трудовой деятельности и на ее основе. Видимо, поэтому в играх детей первобытных людей отражена война, охота, земледельческие процессы. Следуя в игре деятельность взрослых, дети овладевают простейшими трудовыми навыками и всем тем, что ждет их во взрослой жизни.

Возникновение детской игры объясняется тем, что на заре развития общества дети рано включались в жизнь взрослых, принимали непосредственное участие в их деятельности. Потребности в игре они тогда еще не испытывали. Усложнение орудий труда делали невозможным участие детей в помощи взрослым, это вызвало потребность в специальной подготовке к трудовой деятельности. С этой целью начали изготавливать уменьшенные орудия: луки, копья, ножи и тому подобное. Дети упражнялись с ними, и такие занятия можно считать играми-упражнениями. Ролевых игр на этом этапе развития общества еще не существовало.

С развитием производительных сил, усложнением орудий сужался круг доступных детям сфер производства, отдельные виды труда они могли только наблюдать. Менялись и функции предметов, которыми дети оперировали: если уменьшенный лук до сих пор не потерял своей основной функции (из него можно пускать стрелы и попадать в цель), то уменьшенная винтовка не стреляет, а есть только копией настоящей. Так появились игрушки и ролевые игры, благодаря которым дети удовлетворяют свое стремление к общей со взрослыми жизни.

Итак, игра является историческим образованием. Ее возникновение обусловлено развитием общества и связанными с ним изменением положения ребенка в системе общественных отношений. Эту концепцию происхождения игры нельзя признать исчерпывающей, поскольку в соответствии с ней побуждает к игре только стремление участвовать в работе взрослых. А это значит, что, включившись достаточно рано в такую работу, ребенок исчерпает свою потребность в игре реальной участием в жизни взрослых и не будет играть. Однако известно о существовании и такого важного фактора, как потребность в познании окружающего мира, отражении впечатлений в своей деятельности.

Распространены попытки связать происхождение игры с развитием искусства и идеологических институтов, например, религией, ритуальными процессами во время богослужений, которые имеют много общего с игровыми действиями.

Ученые доказывали, что игра зародилась в доклассовом обществе и была связана с музыкой, танцами, песнями. Взрослые играли, как дети, выполняя ритуальные действия. С развитием общества возникли драма, танец, другие виды искусства, спорт, а игра как непосредственное отражение событий жизни осталась только у детей.

Несмотря на разное видение происхождения игры, философы, психологи, искусствоведы сходятся во мнении, что игра является специальной потребностью и выполняет определенные общественные функции, прежде всего обеспечивает передачу общественного опыта от одного поколения к другому. Игры детей разных народов и времен подобны по тематике, поскольку отражают общие для всех людей явления жизни.

 

Социальная природа игры как феномена заключается в конкретно-историческом характере творческих сюжетно-ролевых игр, содержанием которых является отражение общественных отношений людей. В играх дети воспроизводят поведение взрослых, а также явления их жизни. Эту особенность детей охарактеризовал К. Ушинский: «У одной девочки кукла стирает, шьет, моет, гладит; у другой - валяется на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; в третьей - бьет людей, наполняет копилку, считает деньги. Нам приходилось видеть мальчиков, у которых «человечки» получали чины и брали взятки». Итак, содержание детских игр впитывает в себя различные признаки общественной жизни, в том числе и негативные.

Игра как деятельность присуща прежде всего молодому организму, что обусловлено потребностью ребенка в проявлении активности. Поэтому в детском возрасте игра является нормой.

Игра является не только фактором настроения, эмоций ребенка, но и важным фактором развития функций мозга, сердечно-сосудистой, нервной систем его организма. Течение всех жизненно важных физиологических и психических процессов в организме ребенка связан с удовлетворением потребностей в активности, новых впечатлениях, проявлении здоровых эмоций.

Игра как социальное явление, возникло в процессе исторического развития человечества из трудовых действий, отражает реальную действительность, совершенствуется с развитием отношений «человек - общество». Она является активной, сознательной, целенаправленной деятельностью, воплощает потребность ребенка и активности.

 

Научные теории и современные исследования игры

Научные попытки выяснить психологические источники, сущность, особенности, историческое развитие игры приводили ученых к различным концептуальных выводов, было обусловлено различными теоретическими основами, методологическими принципами, фактами, которыми пользовались они.

Одним из основоположников теории игры был немецкий философ, психолог, автор известных трудов «Игры животных» и «Игры людей» Карл Грос (1861 -1946). На основе сравнению особенностей игровой деятельности детей и инстинктивной деятельности детенышей животных он доказывал, что игра имеет биологическую природу, является одним из способов подготовки к предстоящей серьезной деятельности, главным содержанием жизни ребенка. Однако К. Грос переоценивал инстинктивную природу игры, отождествлял игру ребенка и животного.

Проблемы игровой деятельности интересовали немецкого поэта Фридриха Шиллера (1756-1805). Он считал игру основой любого искусства, которое питается энергией, которая остается у человека после удовлетворения жизненно важных потребностей. Теорию «избытка энергии» развил английский философ, педагог Герберт Спенсер (1820-1903), который утверждал, что силы молодого организма, не находя повода для «настоящей» деятельности, реализуются в исследовании, воплощаясь в различных играх. Для ребенка игра является подражанием как собственной деятельности, так и деятельности взрослых, возможностью освободить, «выжить» инстинкты разрушения, разбоя, поэтому нужно предоставить ей возможность исчерпать эту «негативную энергию».

Американский психолог, основатель педологии Гренвилл -Стенли Холл (1846-1924), считая развитие психики ребенка своеобразным повторением этапов развития человечества независимо от условий его жизни и воспитания, доказывал, что игра ребенка по форме и по содержанию дублирует историю от первобытнообщинного строя к современному обществу. Например, игры малышей с песком является повторением пещерного периода жизни человечества, охотничьи игры - воплощением охотничьих инстинктов и др. Поэтому игра не подвластна педагогическим воздействиям и развивается по своим законам.

Психоаналитическая теория игры, которую обосновал австрийский психолог, психиатр Зигмунд Фрейд, а позже доказали его соотечественники Альфред Адлер (1870-1937) и немецко-американский психолог Карен Хорни (1885- 1952), сосредоточивается на проблемах бессознательного и полусознательного в игровой деятельности; использование игры как средства выражения ребенком инстинктов, желаний, стремлений, которые они не могут реализовать непосредственно в жизни (З. Фрейд) самоутверждения его, реализации ограничиваемого взрослыми стремление к власти и могущества (А. Адлер), и соответственно - как средства совершенствованию личности ребенка из-за преодоления негативных инстинктов и порывов. Для этого следует предоставлять ребенку возможность самостоятельно выявить эти инстинкты и постепенно пережить их. Но они не исчезают совсем, заявляя о себе каждый раз, когда «снимаются» внешние «ограничения», которые накладывает воспитания.

Использование современных зарубежных теорий «игротерапии», методологической основой которых является неофрейдизм, способствует нормализации отношений ребенка с окружающей действительностью, поскольку игра снимает негативизмы, ликвидирует эгоизм, капризы и т.п., «улучшает природу ребенка».

По утверждению голландского психолога, автора книги «Игра человека и животного» Фредерика-Якоба- Йоханнеса Бёйтендейк (1887-1974), живое существо является ребенком не потому, что играет, а наоборот, играет потому, что она ребенок. Игру он рассматривал как отражение особенностей детского возраста, проявление определенных желаний ребенка (например, стремление к освобождению от навязанных средой ограничений, к слиянию с миром, тенденция к повторению).

Большинство исследователей сосредоточивается на выявлении возможностей игры как формы организации жизни детей, а также определении ее места в педагогическом процессе детского учреждения. С этой точки зрения широкие возможности открываются в процессе становления и развития игрового коллектива, в котором неизбежны реальные отношения, стимулирует формирования у ребенка качеств, необходимых для ее вхождения в игровой коллектива: установление связей с детьми, которые играют, подчинение своих действий ролям, контроль и выполнение правил игры и тому подобное.

 

По заключению русского педагога Д. Менджерицкой, отражение ребенком в игре взаимоотношений взрослых, явлений общественной жизни является предпосылкой глубокого познания окружающей действительности, стремление участвовать в жизни взрослых. Во многих исследованиях рассматриваются различные аспекты этой проблемы: формирование игрового коллектива на протяжении дошкольного возраста под влиянием полноценной игровой деятельности, воспитание организованности детей в творческой игре, воспитание у детей интереса к труду взрослых, к школе и др.

В педагогическом процессе игра является средством воспитания, формой организации обучения (дидактическая игра), воспитания, методом и приемом обучения детей.

Современные психолого-педагогические исследования игры характеризуются сближением взглядов на нее как на ведущую деятельность детей дошкольного возраста, анализом ее воспитательных возможностей и средств их актуализации.

  Воспитательный потенциал игры может быть реализован только при условии направления ее взрослыми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: