Особенности игры как средства всестороннего развития ребенка

Психологическая природа, сущность, воспитательные и другие возможности игры как сложного, многофункционального феномена воплощены в ее признаках, один из которых свойственны любой социальной деятельности, другие - только игре. Детская игра обусловлена возрастными особенностями личности.

Игре свойственны определенные общие, универсальные признаки:

1.Игра как активная форма познания окружающей действительности. Разнообразие ее форм вводит ребенка в сферу реальных жизненных явлений, благодаря чему он познает качества и  свойства предметов, их назначение, способы использования; усваивает особенности отношений между людьми, правила и нормы поведения; познает самого себя, свои возможности и способности. Игра иным образом открывает пути познания мира, чем труд и обучение. В ней практическое, эффективное освоение действительности происходит раньше, чем получение знаний. Интерес ребенка к игре постепенно исчерпывается вследствие освоений знаний и умений. Это приводит к развитию сюжета игры, появление новых ролей в ней.

2. Игра как сознательная и целенаправленная деятельность. Каждой игре свойственна значимая для ребенка цель. Даже самые простые игры-действия с предметами имеют определенную цель (накормить, положить куклу спать и т.д.). Чем меньше ребенок, тем более подражательными является ее игровые действия. Постепенно растет осознанности детей в игре. Чтобы достичь цели, они отбирают необходимые средства, игрушки, осуществляют соответственные действия и поступки, вступают в разнообразные отношения с другими детьми. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, в определенной степени планируют свою деятельность. Все это свидетельствует о целенаправленном, сознательном характере игры.

 

Кроме общих, игра наделена специфическими, характерными только для нее признаками:

1. Игра как свободная, самостоятельная деятельность, осуществляется по личной инициативе ребенка. В игре ребенок реализует свои замыслы, по-своему действует, изменяет по своим представлениям реальную жизнь. Игра является свободной от обязательств перед доросли мы сферой самодеятельности и самостоятельности ребенка, поскольку, играя, ребенок руководствуется собственными потребностями и интересами. Свобода и самостоятельность ребенка проявляются в выборе игры, ее содержании, в добровольности объединения с другими детьми, в свободном вхождении в игру и выходе из нее и тому подобное.

2. Наличие творческой основы. Игра всегда связана с инициативой, выдумкой, смекалкой, находчивостью, предполагает активную работу воображения, эмоций и чувств ребенка. Инициативу и творчество в различных ситуациях дети проявляют по-разному. В одних играх их творчество связано с построением сюжета, выбором содержания, ролей; в других - выражается в выборе способов действия, их вариативности (жмурки, игры в домино, мяч и т.д.). Многие игры требуют умения согласовывать свои действия, быстро менять тактику своего поведения или способа действий (ролевые, подвижные игры). Значительную творческую работу предусматривают дидактические игры, которые имеют целью развитие познавательной активности, любознательности, скорости умственных действий, инициативы в принятии решений.

Творческий элемент является носителем индивидуальности каждого игрока, поэтому игра является средством развития творчества, формирования способностей детей.

3. Эмоциональная насыщенность. В процессе игры дети переживают определенные чувства, связанные с выполняемыми ролями: забота, нежность «матери», ответственность «врача», справедливость «воспитателя» и другие. В коллективных играх они проявляют дружбу, общительность, взаимную ответственность, испытывают радость от результата, преодоление трудностей. Большинство игр сопровождаются эстетическими эмоциями.

Итак, игра как ведущий вид деятельности ребенка сочетает в себе как общие для любой или социальной деятельности признаки (целеустремленность, осознанность, активное участие), так и специфические (свобода и самостоятельность, самоорганизация, наличие творческой основы, чувство радости и удовлетворения).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: