Муз. руководитель МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»

Статья «МЕТОДЫ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ»

Бастракова Е.Е.,

муз. руководитель МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»

В настоящее время ширится круг инновационных и альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Работая в детском саду с разновозрастной группой, в которую входят дети от 3 до 6 лет, наиболее целесообразным считаю структурировать музыкальное занятие по одному из двух алгоритмов.

Алгоритм 1. Начинаются занятия с детьми старшего возраста, продолжаются с включением детей средней возрастной категории, а затем уже подключаются и малыши.

Алгоритм 2. Занятия начинаются с игры, которая подходит самым маленьким, а затем уже переходят к упражнениям большей сложности и более информационно насыщенному блоку.

При этом на протяжении всех музыкальных занятий в разновозрастной группе в процессе решения тех или иных задач участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме музыкального материала, а также их сложности. Малыши видят, как стараются дети постарше, а дети 6 лет не забывают музыкальный материал, который им уже хорошо знаком. При этом в ситуации с первым алгоритмом младшие дети изначально могут сформировать в своем сознании чувство ответственности. А вот второй алгоритм формирует творчество. В связи с этим мы практикуем оба алгоритма, что позволяет сделать процесс обучения и воспитания более насыщенным и эффективным.

Основываясь на практическом опыте работы с детьми из разновозрастной группы выделила для себя следующие плюсы и минусы.

«+» «-»
Разновозрастные группы в детском саду позволяют повысить эффективность обучения в дошкольном учреждении, позволяют проявить характер ребенка. Сложность при учёте музыкальной программы всех возрастов.
Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах. Противоречие между необходимостью сочетать программные требования и возрастные и индивидуальные особенности детей.
Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше. Необходимость правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом.
Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать. Противоречие между ограниченным временным режимом занятия и развитием возрастных возможностей и интересов детей.
Ответственность. Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности. Все это работает только при определенных условиях: если группа не под 30 человек, если воспитатели заинтересованы в том, чтобы разруливать возникающие сложные ситуации, стимулировать детей к общению
Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться. Подготовка к утренникам и праздникам затягивается в связи с разной посещае-мостью младших и старших детей.
Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.  
Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.  
Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.  

 

Выделив для себя ряд проблем при работе с разновозрастной группой, стала искать интересные формы работы, которые позволили бы их нивелировать. Побывав на семинаре Майи Ивановны Родиной, познакомилась с уникальным в своём роде методическим пособием по интеллектуально-творческому развитию детей «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки». Методика «Бусоград» развивает мелкую моторику, закрепляет навыки пространственной ориентировки, сенсорных эталонов; она помогает развивать память, речь, воображение, мышление и так далее. Я решила изучить эту программу более подробно и внедрить в практику.

Сначала каждому ребёнку надо дать в руки бусы, чтобы он мог поиграть с ними, потрогать их, почувствовать их структуру, а потом все вместе дети отправляются в загадочный город «Бусоград», где вместе с феей Бусинкой выполняют различные задания и играют в занимательные игры.

В результате такой совместной работы педагог видит, как интересуются детки, как внимательно и сосредоточенно они выкладывают картины из бус, повторяя их цвет, форму и структуру, какое получают от этого огромное наслаждение и удовлетворение! Это очень интересное и полезное занятие. Вспомните, как в детстве вы просили бусы у мамы и бабушки и с удовольствием с ними играли. Пособие «Бусоград» помогло мне в работе при распределении времени в ходе музыкального занятия с детьми младшего и старшего возраста: пока одни занимаются с инструментом или вокалом, другие работают с бусами.

Игра бусами просто захватывает детей, они очень любят творить добро, красоту и дарить ее окружающим, да ещё приятная музыка, и вы все в творчестве. Нервы успокаиваются, мышцы расслабляются, вы расслабляетесь и сосредоточенно «рисуете» из бус свои шедевр. Да, да, бусами можно рисовать: Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём. Необычно и красиво рисовать сейчас начнём. Даже мальчишки, которые кажется равнодушны к этим девчоночьим игрушкам очень увлекаются, а потом демонстрируют свои шедевры друг перед другом. А главное это хорошая релаксация для детей после активной нагрузки на занятии. Не является секретом то, что движение, речь и музыка очень тесно связаны. Еще в большей мере это можно отнести к связи мелкой моторики и развитию речи. И так….

Жили-были бусы в маленькой шкатулочке (бусы спрятаны в ладонях). Но однажды бусинки выпрыгнули и рассыпались. И получились интересные картинки, только нужно повнимательней их рассмотреть, чтобы понять, что за рисунок получился. Давайте сначала, вы, разгадаете рисунок, который нарисуют мои бусы (я бросаю бусы, дети разгадывают). Затем дети проделывают то же самое, вместе рассматриваем получившиеся изображения.

После, я предлагаю детям расположиться на поляне и самостоятельно «нарисовать» бусами какую-нибудь картинку.

Сегодня создано очень много новых технологий и программ, которые применяются в дошкольном образовании. Однажды я наткнулась в интернете на интересное методическое пособие «Весёлые кубики», предложенное Е. Ю. Матвиенко в журнале «Музыкальный руководитель» (№ 5. 2014г.). В основе его - «Ритмический музыкальный кубик» (для детей среднего и старшего возраста). Внедряя его в работу, я разработала серию собственных музыкально - дидактических игр на основе кубиков:

«Ритмические кубики»

«Музыкальные кубики»

«Ритмохлопы»

«Танцевальные кубики»

Использование дидактического пособия «Весёлые кубики» позволяет объединять несколько задач на музыкальном занятии в разновозрастной группе:

- обогащать музыкальные впечатления детей через музыкально-игровые ситуации;

- развивать творчество, фантазию, способность перевоплощения в игровые образы;

- способствовать развитию навыка игры на музыкальном инструменте;

- содействовать возникновению интереса к игре, пению, восприятию музыки;

- обогащать музыкально-слуховой опыт;

- расширение музыкального словаря, закрепление названий инструментов;

- воспитание волевых и нравственных черт характера;

- развивать эмоциональную сферу у детей;

- развитие координации движений, развитие творчества, закрепление плясовых движений.

Главное, что даёт использование кубиков – все дети независимо от возраста могут играть с ними. Для каждого вида кубика есть свои заклички, что позволяет наиболее вариативно использовать каждый вид кубика (Презентация прилагается).Кубики легкие, гигиеничные и нетравмоопасные, изготовлены из  плотного картона, пластмассы, обклеены липкой плёнкой (то есть могут обрабатываться), картинки на кубиках ламинированы. Данный игровой материал осваивается детьми разновозрастной группы, как на музыкальных занятиях, так и в свободно - самостоятельной деятельности

Описание кубиков.

«Ритмические кубики» Программное содержание: способствовать развитию навыка игры на музыкальном инструменте; содействовать возникновению интереса к игре, пению, восприятию музыки; обогащать музыкально-слуховой опыт. Игровой материал: Демонстрационный: кубик, на гранях которого расположены картинки-слова с изображением животных и предметов, в составе которых можно выделить два, три и четыре слога (чайник, мяч, барабан, машина, утюг, собака, лиса, шапка и т.д.) Ход игры: Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами: Очень быстро мчится кубик По умелым,  по рукам. Что покажет этот кубик Повтори за ним ты сам. Ребенок, который бросал кубик, называет предмет или животное, изображённое на выпавшей грани кубика, прохлопывает ладошками или протопывает его звучание (сколько хлопков (притопов) – столько слогов). Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Игра повторяется, пока все дети не попробуют какую-нибудь картинку.
«Музыкальные кубики» Программное содержание: учить различать тембр и название музыкальных инструментов; развивать у детей слуховое внимание, навыки элементарного музицирования, чувство ритма, интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу; доставить детям радость от совместной игры. Игровой материал: Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас и т.п.). Раздаточный: музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас и др. Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас (эти же инструменты изображены на гранях кубика.) Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами: Всё играет и поет. Кубик, скажет, кто начнет! Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет несложный ритмический рисунок, если он затрудняется назвать инструмент, педагог предлагает детям ему помочь. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками и притопами, «щелчками пальцами рук». Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
«Ритмохлопы» Программное содержание. Учить детей различать тембр и название музыкальных инструментов, определять длительность звуков, схематично отмечать ритмический рисунок на фланелеграфе. Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание навыки элементарного музицирования в оркестре. Игровой материал: Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, фланелеграф, несколько цепочек кубиков (один кубик с картинкой, к которой нужно подобрать ритмический рисунок, а все остальные кубики содержат ритмический рисунок (карточки с полосками разной ширины и длины (широкие (3х5см) – обозначают долгий звук, узкие (2х5см) – обозначают короткий звук). Кубики, нанизаны на палочку или проволоку и имеют возможность крутиться вокруг своей оси. Раздаточный: музыкальные инструменты - бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас (эти же инструменты изображены на гранях кубика, карточки с полосками разной ширины и длины (широкие (3х5см) – обозначают долгий звук, узкие (2х5см) – обозначают короткий звук) Ход игры: Дети стоят или сидят на стульчиках в кругу. Под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова: Всё играет и поет. Кубик, скажет, кто начнет! Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола, играет несложный ритмический рисунок. Все повторяют его ритм хлопками. Педагог обращает внимание на точность передачи ритма, предлагает одному из детей отметить ритм на фланелеграфе. Игра продолжается несколько раз по желанию детей. Игру можно усложнить для старшего возраста путем использования цепочки кубиков.
«Танцевальные кубики» Программное содержание: развивать эмоциональную сферу у детей; развитие координации движений, развитие танцевального творчества, закрепление плясовых движений. Для детей младшего возраста разучивание движений начинается со схематических изображений, где нарисован человечек, выполняющий определённые танцевальные движения (пружинка, шаг в сторону, марш, выставление ноги на пяточки, приставной шаг и т. п.) В более старшем возрасте отработанные движения соединяем с танцевальным кубиком, на гранях которого изображены схематически различные движения в паре (полька, вальс, русская плясовая и т.п.). Дети старшего возраста самостоятельно придумывают фрагмент танца, основываясь на структурных элементах, изображённых на гранях кубиков. Ведущие дети показывают придуманный танцевальный фрагмент перед ребятами, а все остальные – повторяют.

Одним из очень хорошо знакомых приёмов и форм работы на музыкальном занятии вполне применимым к разновозрастной группе является «Шумовой оркестр» с опорой на методические разработки К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой. Мною разработано и много лет используется тематическое планирование по шумовому оркестру на занятиях по темам ЧИППКРО. Большим спросом у детей и родителей пользуются видео- и ИКТ- презентации. Например, широко известное в кругах педагогов произведение «Песенка-капель» (муз. В. Алексеева, слова М. Филатовой), проработанное для шумого оркестра. В течение года при тематическом планировании деятельности в разновозрастной группе можно применить «Шумовой оркестр» и здесь, оформив допустим тематический рассказ или литературный материал к теме недели для сопровождения на музыкальных инструментах (Презентация прилагается).

Вариантов может быть множество. Я поделилась своим опытом работы с разновозрастной группой. Надеюсь, мои наработки найдут применение и в вашей творческой деятельности. Желаю вам творческих успехов!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: