double arrow

Литература к занятию 8

Основная. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. 3-е изд. М., 2003 и основная литература к курсу в целом (см. с. 2 разработки).

Дополнительная. Аналитическая философия (избранные тексты). М., 1993; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М., 1994; Гадамер Х.-Г. О круге понимания // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000; Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998;  Крафт В., Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М., 2003; Куайн У. Две догмы эмпиризма // Слово и объект. М., 2000; Никоненко С.В. Английская философия XX века. СПб., 2003; Пассмор Дж. Современные философы. М., 2002; Дескрипции // Рассел Б. Введение в математическую философию. М., 1996, c.154-164; Решер Н. Взлет и падение аналитической философии // Аналитическая философия. Становление и развитие (антология). М., 1998, с. 454-465; Рикер П., Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995; Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер. М., 1999; Сартр Ж.–П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1990; Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991; Шлик М. Поворот в философии // Аналитическая философия. М., 1993, с. 28-33; Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977, 1994.

 

Примерные темы рефератов к занятию

1. Основные тенденции развития и проблемы европейской философии ХХ века.

  1. Лингвистический поворот» в философии ХХ века.
  2. Почему исследование языка важно для философии?
  3. Принципы логического анализа естественного языка.

5. Язык в «Логико-философском трактата» Л. Витгенштейна.

  1. Метафизика «Трактата», соотношение в нем понятий «язык» и «мир».

7. Развитие теорий языка в Венском кружке.

  1. Верификационизм М. Шлика.
  2. Концепция «языковых каркасов» Р. Карнапа.
  3. Семантический смысл определения истины А. Тарского.

11. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

12. Бытие вещей и человеческое бытие по Хайдеггеру.

13. Философия техники Хайдеггера.

14. Феноменология и экзистенциализм в работах Ж.-П.Сартра.

15. Эволюция философских взглядов Сартра.

16. Деконструкция как метод.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Занятие 9. Онтология

План занятия

1. Философский смысл проблемы бытия. Понятие бытия в истории философских учений. Понятие онтологического различия: сущее и бытие, сущность и существование. Современные трактовки бытия. Диалектика бытия и небытия.

 2. Проблема единства и многообразия мира. Понятия субстанции, акциденции, модусов и атрибутов. Монизм, дуализм, плюрализм. Категория материи в философии. Структура бытия: виды, уровни, формы. Понятие «картина мира». Научная, философская и религиозная картины мира.

3.  Категории пространства и времени в философии. Концепции пространства и времени.

4.  Концепции движения и развития. Понятие, принципы и законы диалектики. Разнообразие философских трактовок развития.

5.  Сущность и явление. Понятие закона. Концепции детерминизма. Детерминизм и индетерминизм.

 

Дискуссия

Что значит «быть» для человека?

 

Литература к занятию 9

Основная. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. 3-е изд. М., 2003 и основная литература к курсу в целом (см. с. 2 разработки).

Дополнительная. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982; Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в новое время. М., 1988; Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995; Бунге М. Причинность. М., 1962; Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1987. № 9; Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003; Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998; Детерминизм природы – это экстремумы энтропии-информации Детерминизм природы – это экстремумы энтропии-информации и дискретные пороги начальных условий // Хазен А.М. Разум природы и разум человека. М., 2000, с.20-214; Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986; Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. № 6; Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959, 2000; Куайн У. О том, что есть // Куайн У. Слово и объект. М., 2000; Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1994; Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. 2000. № 5; Кучевский В. Б. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993; Мир философии. М., 1991. Т.1., с. 164 – 282; Лобанов С. Д. Бытие и реальность. М. 1999; Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977; Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999, №10; Основы онтологии. СПб., 1997; Пригожин И., Стенгерс И., Время, хаос, квант. М., 1994; Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. 2002. № 7; Стремление к максимуму способности превращений – главный закон природы // Хазен А.М. Разум природы и разум человека. М., 2000, с.15-66; Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

 

Примерные темы рефератов к занятию

1. Фундаментальное деление объектов на эмпирические и абстрактные.

2. Вещи, свойства и отношения.

3. Соотношение материи, энтропии и информации (по работам А.М. Хазена).

4. Современные представления о пространстве и времени.

5. Значение логики для прояснения онтологических предпосылок.

6. Глобальный эволюционизм как парадигма современного научного мировоззрения.

7. Жизнь и разум как космические феномены.

 

Занятие 10. Теория познания

План занятия

1. Гносеология как общая теория познания. Основные гносеологические стратегии в философии. Гносеология, эпистемология и когнитивная наука. Проблема познаваемости мира.

2. Субъект и объект познания. Познавательные способности и познавательная деятельность субъекта. Чувственный и рациональный уровни познания. Мышление и язык. Логика и интуиция. Сенсуализм, интуитивизм, рационализм как гносеологические ориентации.

3. Проблема обоснования знания, эмпиризм и рационализм как программы обоснования. Виды знания. Рациональность как ценность культуры. Рациональное и иррациональное.

4. Понятие истины. Скептицизм, догматизм, агностицизм и гносеологический оптимизм в вопросе об истине. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины. Проблема критериев истины.

5. Объяснение и понимание как две парадигмы в познании. Познавательная традиция как единство когнитивных, социальных и культурных компонентов.

 

Дискуссия

Является ли компьютер познавательным средством?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: