Основная. Философия. Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. 3-е изд. М., 2003 и основная литература к курсу в целом (см. с. 2 разработки).
Дополнительная. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988; Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987; Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983; Дэвидсон Д. Истина и значение // Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. М., 2003; Знание за пределами науки / под. Ред. Касавина И.Т. М., 1990; Картезианский субъект и его критика // Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002; Касавин И.Т. Познание. Креативность. Текст. Спб, 1998; Крипке С. Очерк теории истины. // Язык, истина, существование. Томск, 2002; Кураев А. В. Вера и знание // Вопросы философии, 1992; Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001; Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., 1996, с. 95-142; Микешина Л.А., Опенков Л.А. Новые образы познания и реальности. М., 1997; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998; Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии М., 1985; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Проблема истины в философии модерна и постмодерна // Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб., 2001, с.205-–226; Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999; Рассел Б. Истина и опыт // Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999, с. 265-276; Рассел Б. Человеческое познание. М., 2001; Соловьев Вл. Достоверность разума // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988; Сепир Э. Язык // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993; Теория познания в 4-х тт. М., 1991; Фоллмер Г. Эволюционная теория познания М., 1998; Фуко М. Археология знания. СПб., 2004; Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977; Шелер М. Феноменология и теория познания // Избранные произведения. М., 1994.
|
|
Примерные темы рефератов к занятию
1. Субъект и объект познания.
2. Проблема познания эмпирических и абстрактных объектов.
3. Типология теорий истины.
4. Оценка на истинность научных и философских утверждений.
5. Может ли философская концепция истины быть истинной (ложной)?
6. Биологические основания мышления.
7. Проблема стандартов рациональности.
8. Различия между мыслью и выражением мысли.
9. Значение и смысл.
Занятие 11. Философия науки и техники
План занятия
1. Понятие науки. Наука в системе культуры. Наука и философия. Научное мировоззрение. Специфика научного знания. Дилемма «сциентизм-антисциентизм». Научное знание и научное исследование.
2. Возникновение и развитие науки. Дисциплинарная организация наука. Функции науки.
3. Структура научного знания. Эмпирическое и теоретическое знание. Формы развития научного знания: факты, проблемы, гипотезы, теории.
|
|
4. Методы научного познания. Основания, идеалы и нормы научного исследования. Научная картина мира.
5. Понятие техники. Техника как социальный феномен. Научно-технический прогресс, его закономерности, тенденции, последствия и противоречия. Социальные проблемы и последствия развития науки, техники и технологий.
Дискуссия
В чем различие между наукой и псевдонаукой?
Литература к занятию 11
Основная. Философия. Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. 3-е изд. М., 2003 и основная литература к курсу в целом (см. с. 2 разработки).
Дополнительная. Вригт Г.Х. фон Логико-философские исследования. М., 1986; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980; Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998; Дисциплинарные структуры науки Нового времени и способы их обоснования // Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. М., 1988; Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 1999; Кун Т. Структура научных революций. М., 1977; Методологические принципы развития научных теорий // Петров Ю.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. М., 1982, с.155-183; Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998; Новая технократическая волна на Западе М., 1989; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Поппер К. Объективное знание. М., 2002; Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004; Природа научного открытия. Философско-методологический анализ. М., 1986; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991; Современная философия науки. Хрестоматия под ред. А.А. Печенкина. М., 1994; Степин В.С. Философская антропология и философия науки М., 1992; Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники М., 1995; Структура и развитие науки. М., 1978; Фейерабенд П. Избранные труды по философии науки. М., 1986; Философия и методология науки. Учебник для вузов М., 1999; Ценностные аспекты развития науки М.., 1990; Что такое философия техники? М., 1999; Швырев В.С. Анализ научного знания. М., 1988; Хюбнер К критике научного разума. М. 1994.
Примерные темы рефератов к занятию
1. Предмет философии науки.
2. Преднаука как феномен традиционных культур.
3. Становление социально-гуманитарной науки.
4. Проблема классификации наук.
5. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие установки.
6. Проблема интернализма и экстернализма в философии науки.
7. Научная рациональность и истина.
8. К.Поппер о росте научного знания.
9. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
10. Социальный статус науки.
11. Методологические и логические принципы развития научных теорий.
12. Что такое философия техники?
13. Понятие научной традиции.
14. Основные положения социологии знания.
Занятие 12. Философия сознания
План занятия
1. Мозг, психика и сознание. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки происхождения сознания. Формирование сознания в онто- и филогенезе. Естественнонаучные концепции сознания.
2. Основные философские концепции сознания (материализм, дуализм, физикализм, идеализм, функционализм). Проблема сознания в истории философии.
3. Структура сознания. Формы и уровни сознания: эмоциональное и рациональное, чувственное и логическое, обыденное и научное, общественное и индивидуальное. Сознание и мышление. Мышление и язык. Философия языка. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Типы мышления. Рассудок и разум (виды мышления). Проблема рациональности и типы рациональности. Понятие интенциональности. Сознание и самосознание. Понятие рефлексии. Проблема «Я».
4. Сознание и бессознательное как основные сферы психики человека. Функции сознания. Язык и сознание.
Дискуссия
Что такое самосознание?