• Инвестиции, налоги и гос. расходы представляют автономные потоки расходов, которые взаимодействуют с расходами на потребление и тем самым определяют равновесный уровень национального выпуска.
• Государственная фискальная политика обладает очень большими возможностями в плане увеличения совокупных расходов, поэтому она сопоставима с инвестициями.
Параллель между инвестициями и фискальной политикой означает, что фискальная политика также должна оказывать мультипликационное воздействие на производство. • Мультипликатор гос. расходов — это увеличение ВВП в результате прироста гос. расходов на $ 1.
• Первичная покупка государством товара или услуги приведёт в движение цепочку вторичных расходов.
• В модели мультипликатора конечное влияние на ВВП одного добавочного $ гос. расходов будет таким же, как и влияние добавочного $ инвестиций.
Вывод
Изменение налогов является почти таким же мощным орудием против безработицы или инфляции, как и изменение правительственных расходов.
|
|
• Когда правительство тратит 1 дополнительный $ на гос. расходы, он затрачивается прямо на ВВП. Когда правительство уменьшает налоги на 1 $, на потребление идёт только часть этого $, а другая часть идёт на сбережение.
• То, какая часть этого освободившегося $ идёт на потребление, а какая на сбережение определяется с помощью показателей: предельная склонность к потреблению (МРС) и предельная склонность к сбережению (МРS).
•МРС показывает, какой % прироста своих доходов потребитель тратит на потребление.
•МРS показывает, какой % прироста своих доходов потребитель тратит на сбережение.
•Для того, чтобы выявить окончательный результат одновременного роста гос. расходов и налогов необходимо сложить их мультипликационные эффекты.
Бюджет
• Фискальная политика реализуется через бюджет (манипулирование гос. расходами).
• Бюджет можно рассматривать в следующих аспектах:
1. Б. – политический документ, распределяющий гос. доходы между отдельными социальными группами и регионами.
2. Б. – отражение определённых целей, которых стремится достичь правительство.
3. Б. может быть воплощением определённых представлений о том, как государство должно управлять макроэкономикой.
Раздел Б. Международная торговля
•Внешняя торговля и экономическая активность.
•Влияние экономики на дефицит.
Внешняя торговля и экономическая активность
•Чистый экспорт.
•Предельная склонность к импорту.
•Мультипликатор открытой экономики.
Чистый экспорт
• Совокупные внутренние расходы отличаются от ВВП поскольку часть внутренних расходов пойдёт на импортные товары, а часть произведённой продукции пойдёт на экспорт.
|
|
• Т.о. разница между национальным продуктом и внутренними расходами соответствует величине чистого экспорта.
• Размеры экспорта и импорта находятся в прямой зависимости от общих объёмов дохода и производства в стране. Когда ВВП растёт, импорт имеет тенденцию расти ещё более высокими темпами.
• Важнейший фактор, от которого зависит импорт — это отечественные доходы и производство.
Предельная склонность к импорту
• Совокупный спрос всегда меньше зависит от объёма ВВП, чем внутренний спрос. Это объясняется тем, что существует утечка из расходов в импорт.
• Предельная склонность к импорту (MPIm) — это прирост величины импорта на каждый $ прироста ВВП.
• MPIm показывает, какой % прироста своих доходов потребитель тратит на покупку импортных товаров.
• Эта величина изменяет структуру совокупных расходов и мультипликатор экономики.
Мультипликатор открытой экономики
Существует два пути расчёта:
• 1. Подсчёт циклов расходов, вызванных дополнительным $ гос. закупок, инвестиций и чистого экспорта.
• 2. Расходы на импорт аналогичны сбережениям, т.к. оба вида затрат – утечка из дохода. Специфика расхода на импорт состоит лишь в том, что этот вид утечек существует только в открытой экономике. Т.о. в открытой экономике совокупная утечка добавочного дохода включает сберегаемые доллары + доллары, затрачиваемые на покупку импортных товаров.
Влияние экономики на дефицит
•Государственные расходы, зависящие от состояния экономики.
•Автоматический стабилизатор.
Государственные расходы, зависящие от состояния экономики
• Если экономика функционирует нормально, доход будет высоким => высокими будут и налоговые поступления.
• Т.к. люди зарабатывают больше, они переходят на более высокие ступени шкалы прогрессивного налогообложения.
• Фискальный тормоз — рост средней нормы налогов, который происходит при росте доходов юр. и физ. лиц, действующий, как тормоз экономического роста.
• Когда экономика находится в стадии оживления и доходы увеличиваются, растут и налоги, сдерживая рост з/п и прибылей, снижая способность к инвестированию. Это замедляет экономический рост.
• Т.е. в условиях подъёма экономика перегревается и благодаря действию этого автоматического механизма удаётся избежать кризисов перепроизводства.