Для 10-11 классов (68 часов)

Содержание курса.

Фонетика. Орфоэпия (6 часов).

  Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слова. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Лексика (3 часа).

  Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Словообразование (2 часа).

  Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Морфология (5 часов).

  Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Орфография (18 часов).

  Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Синтаксис и пунктуация (20 часов).

Словосочетание. Простое предложение (9 часов).

  Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложения.

Прямая речь. Диалог. Цитата (2 часа).

  Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Сложное предложение (9 часов).

  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Текст и его особенности (12 часов).

  Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.

Рекомендуемая литература.

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2005.

2. Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).

3. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М., 2006.

4. Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М., 2005.

5. Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.

6. Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 1998.

7. Единый государственный экзамен Русский язык типовые экзаменационные варианты / ФИПИ, авт.­сост.: И.П. Цыбулько, М.: "Национальное образование" 2012.

8. Л. И. Мальцева. Н. М. Смерчинская Русский язык все для ЕГЭ М: Народное образование, 2013.

9. Н. А. Сенина. Русский язык подготовка к ЕГЭ / Легион Ростов-на-Дону 2012.

10. А. Штоль Русский язык готовимся к ЕГЭ самостоятельно / Сибирское университетское издательство Новосибирск, 2010.

11. А. Г. Нарушевич ЕГЭ русский язык сочинение на ЕГЭ, М.: Просвещение.

12. Н. А. Сенина, А. Г, Нарушевич Русский язык сочинение на ЕГЭ курс интенсивной подготовки / Лнгион-М Ростов-на-Дону, 2012.

13. Русский язык применение кейс-технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) 10-11 классы / автор-составитель Т. А. Балясникова М.: Планета,2011

14. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно­деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 1995.

16. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

17. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

18. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.


Тематическое планирование элективного курса по подготовке

К ЕГЭ по русскому языку «Орфография и пунктуация в русском языке. Говорим и пишем правильно»

для 10-11 классов (68 часов).

Тема занятия часы Виды деятельности
1 Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. 1 Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов.
2 3 Трудности фонетического анализа слов. 2 Фонетический анализ слов.
4 5 6 Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. 3 Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова.
7 Лексика и фразеология. Особенности лексического состава языка. 1

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями антонимов, синонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.

8 Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). 1
9 Трудности лексического анализа. 1
10 Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. 1

Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем.

11 Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. 1
12 13 Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. 2 Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных
14 15 Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. 2

частей речи в разговорной и художественной речи.

16 Трудные случаи разграничения языковых явлений. 1
17 Орфография. Система правил правописания. 1

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разборов слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста.

18 19 Правописание приставок. Трудности правописания приставок. 2
20 21 22 23   Виды орфограмм в корне слова. 4
24 25 26 Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний. 3
27 28 Трудные случаи правописания суффиксов. 2
29 30 31   Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. 3
32 33 34 Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов. 3
35 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употреблений словосочетаний. 1 Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний разных видов. Работа с текстом, выявление в нем словосочетаний с различными видами связи.
36 Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. 1

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование простых предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными текстами.

37 Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах. 1
38 39 Тире в простом предложении. 2
40 41 Вводные слова и предложения. 2
42 43 Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. 2
44 Уточняющие члены предложения. 1  
45 46 Прямая речь. Диалог. Цитата. 2 Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат.
47 48 Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. 2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений (бессоюзных, сложносочиненных, сложноподчиненных). Использование в художественных текстах сложных предложений разных моделей. Работа с тестами. Пунктуационные и комплексные диктанты.

49 50 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. 2
51 52 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. 2
53 54 55 Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. 3
56 57 58 Текстоведение. Способы связи предложений в тексте. 3

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала.

59 60 61 Стили и их особенности. Типы речи и отличительные особенности. 3
62 63 64 Текст и его анализ. Выразительные средства языка. 3
65 66 67 Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. 3
68   Редактирование текста. 1 Работа над сочинением.

 Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании 10 класса учащиеся

должны знать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;

должны владеть:

• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

По окончании 11 класса учащиеся должны: знать/понимать

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

· аудирование и чтение

· использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

· говорение и письмо

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  для:

· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: