Содержание курса.
Фонетика. Орфоэпия (6 часов).
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слова. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Лексика (3 часа).
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
|
|
Словообразование (2 часа).
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Морфология (5 часов).
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Орфография (18 часов).
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Синтаксис и пунктуация (20 часов).
Словосочетание. Простое предложение (9 часов).
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложения.
|
|
Прямая речь. Диалог. Цитата (2 часа).
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Сложное предложение (9 часов).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Текст и его особенности (12 часов).
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Рекомендуемая литература.
1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2005.
2. Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
3. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М., 2006.
4. Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М., 2005.
5. Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.
6. Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 1998.
7. Единый государственный экзамен Русский язык типовые экзаменационные варианты / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, М.: "Национальное образование" 2012.
8. Л. И. Мальцева. Н. М. Смерчинская Русский язык все для ЕГЭ М: Народное образование, 2013.
9. Н. А. Сенина. Русский язык подготовка к ЕГЭ / Легион Ростов-на-Дону 2012.
10. А. Штоль Русский язык готовимся к ЕГЭ самостоятельно / Сибирское университетское издательство Новосибирск, 2010.
11. А. Г. Нарушевич ЕГЭ русский язык сочинение на ЕГЭ, М.: Просвещение.
12. Н. А. Сенина, А. Г, Нарушевич Русский язык сочинение на ЕГЭ курс интенсивной подготовки / Лнгион-М Ростов-на-Дону, 2012.
13. Русский язык применение кейс-технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) 10-11 классы / автор-составитель Т. А. Балясникова М.: Планета,2011
14. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.
15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 1995.
16. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
17. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
18. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Тематическое планирование элективного курса по подготовке
К ЕГЭ по русскому языку «Орфография и пунктуация в русском языке. Говорим и пишем правильно»
для 10-11 классов (68 часов).
№ | Тема занятия | часы | Виды деятельности | ||
1 | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. | 1 | Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов. | ||
2 3 | Трудности фонетического анализа слов. | 2 | Фонетический анализ слов. | ||
4 5 6 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. | 3 | Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова. | ||
7 | Лексика и фразеология. Особенности лексического состава языка. | 1 | Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями антонимов, синонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.
| ||
8 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). | 1 | |||
9 | Трудности лексического анализа. | 1 | |||
10 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. | 1 | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. | ||
11 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. | 1 | |||
12 13 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 2 | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных | ||
14 15 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. | 2 | частей речи в разговорной и художественной речи. | ||
16 | Трудные случаи разграничения языковых явлений. | 1 | |||
17 | Орфография. Система правил правописания. | 1 | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разборов слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста. | ||
18 19 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок. | 2 | |||
20 21 22 23 | Виды орфограмм в корне слова. | 4 | |||
24 25 26 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний. | 3 | |||
27 28 | Трудные случаи правописания суффиксов. | 2 | |||
29 30 31 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. | 3 | |||
32 33 34 | Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов. | 3 | |||
35 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употреблений словосочетаний. | 1 | Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний разных видов. Работа с текстом, выявление в нем словосочетаний с различными видами связи. | ||
36 | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. | 1 | Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование простых предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными текстами.
| ||
37 | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | |||
38 39 | Тире в простом предложении. | 2 | |||
40 41 | Вводные слова и предложения. | 2 | |||
42 43 | Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. | 2 | |||
44 | Уточняющие члены предложения. | 1 | |||
45 46 | Прямая речь. Диалог. Цитата. | 2 | Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат. | ||
47 48 | Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. | 2 | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений (бессоюзных, сложносочиненных, сложноподчиненных). Использование в художественных текстах сложных предложений разных моделей. Работа с тестами. Пунктуационные и комплексные диктанты. | ||
49 50 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. | 2 | |||
51 52 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. | 2 | |||
53 54 55 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | 3 | |||
56 57 58 | Текстоведение. Способы связи предложений в тексте. | 3 | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала. | ||
59 60 61 | Стили и их особенности. Типы речи и отличительные особенности. | 3 | |||
62 63 64 | Текст и его анализ. Выразительные средства языка. | 3 | |||
65 66 67 | Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. | 3 | |||
68 | Редактирование текста. | 1 | Работа над сочинением. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании 10 класса учащиеся
должны знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
По окончании 11 класса учащиеся должны: знать/понимать
· связь языка и истории, культуры русского и других народов;
· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· аудирование и чтение
· использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
· говорение и письмо
· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни.