Человек как субъект культуры

Субъект (лат. «находящейся на основании, выступающий фундаментом») – это

носитель практической деятельности, направленный на объект.

       Субъект культуры – это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности – т.е. человек.

       Человек приходит в мир наделенным определенными биологическими, физиологическими и психологическими параметрами. Как существо природное, биологическое, человек не обособлен от окружающего мира – живой или неживой природы. Так же, как животные он входит в состав биосферы земли. Но он – не только природное существо, и собственно как человек определяется не биологическими чертами. Собственно человеком он становится в тот момент когда включается в систему человеческих общественных и культурных отношений. Человеку, единственному из всех живых существ, присущи сознательность и творческая активность.

       Культура творит человека – только усвоив её с помощью других людей, представитель биологического вида Гомо Сапиенс обретает речь, приобщается к опыту предшествующих поколений.

       Приобщившись к культуре, человек становится её творцом. Для этого он обладает разумом, воображением, фантазией, нравственностью, свободой и стремлением к творчеству.

Понятие идентичности

       Идентичность (самоидентичность) (лат. «отождествление») – отождествление себя человеком с другими или группой людей.    

       Некоторые виды идентичности:

Психосоциальная – осознание своей принадлежности к той или иной общности, своего места в этой общности и в тоже время – своей особенности, уникальности (я – студент).

Национально-этническая – соотнесение себя с определенным историческим прошлым своей нации (я – русский).

Культурная – это самоощущение человека внутри конкретной культуры, отождествление себя с конкретной культурной традицией (русская культура – моя культура).

Возможна утрата человеческой идентичности – моменты ощущения своей

абсолютной чуждости окружающему миру переживал любой человек. Такие ситуации бывают связаны либо с возрастными психологическими кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде, когда индивид не успевает в полной мере воспринять перемены (Крушение СССР).

Инкультурация и социализация

       Инкультурация (термин введен в оборот американским исследователем М. Дж. Херсковицем в 1948 г.) – это процесс приобщения человека к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения.

       Социализация – процесс включения человека в общественные отношения, усвоение им норм и ценностей, установленных тем или иным обществом.

       Эти 2 понятия тесно связаны. Овладение культурой невозможно вне социальной среды, но и существовать в социальной среде, не усвоив её культуру, тоже невозможно. Если по какой-то причине человек меняет свою социальную и культурную среду – например, эмигрирует в другую страну – ему приходится очень непросто да тех пор, пока не впишется в систему новых социальных отношений и не приобщится к новым культурным ценностям.

       Социализация и инкультурация могут осуществляться:

- стихийно – человек живет в определенном обществе и культурной среде и волей-неволей усваивает принятые в них нормы и ценности;

- в ходе целенаправленного воздействия на человека других людей с помощью воспитания и образования (семья, образовательные учреждения);

- человек из огромного массива получаемой им информации самостоятельно выбирает именно то, что он считает ценным для себя: во что верить, каким нормам поведения следовать.

       Социализация и инкультурация происходит в 3-х основных сферах:

- в деятельности – человек вовлекается в процессе деятельности усваивает новые поведенческие установки, учится осмысливать характер своих и чужих действий, достигать цели.

- в общении – человек окружен другими людьми, с которыми у него возникает те или иные отношения;

- в сфере самосознания – человек осмысливает свою социальную и культурную принадлежность.

Картина мира человека

       Каждый человек формирует свою картину мира – более или менее целостную систему знаний и образов, отражающую представление человека о мире и о своем месте в этом мире, а также его отношение к миру.

       Формирование картины мира происходит именно через приобщение к культуре.

       Составные части картины мира современного человека:

- компоненты научного знания (астрономические сведения о космосе, основы биологии);

- данные житейского опыта;

- различного рода верования;

- нравственные ценности.

4. Культурные ценности и нормы

Ценность – это зафиксированное в сознании человека его отношение к какому-либо объекту.

Ценностью могут обладать материальные предметы, но она содержится не в самом предмете, а в отношении человека к нему (индейцы не считали золото ценным и охотно обменивали его у испанцев на безделушки), в том значении, которое человек ему придает (ценной для человека может быть старая фотография, с которой у него связаны какие-то воспоминания). Безусловно, ценностями для человека являются духовные понятия (любовь, красота).

Виды ценностей:

Витальные – жизнь, здоровье, безопасность.

Материальные – богатство.

Духовные:

- социальные – семья;

- политические – законность;

- моральные – добро;

- эстетические – красота;

- религиозные – Бог.

У каждого человека существуют ценностные ориентации – представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из них являются для него более значимыми, а какие менее. Например, имеется определенная разница между мужской и женской структурами ценностных ориентаций.

Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называется нормативным, а второго – отклоняющим (девиантным).

Норма – это установление, которое одобряется обществом, мера того, как следует поступать человеку.

Виды норм:

- поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения («неписанные»);

- отражены в каких-либо нормативно-правовых документах (правовые).

Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Главные его механизмы:

Общественное мнение (неофициальный контроль). Основными средствами контролирующего воздействия являются процедуры убеждения, морально-психологического вознаграждения за одобряемое поведение (похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания за неодобряемое (критика, брань, бойкот).

Административно-правовой контроль. Опирается на закон и властные структуры государства, предполагает использование материальных и «силовых» средств воздействия: принуждение с помощью насилия, должностное продвижение.

Культурные нормы возникают на самых разных этапах истории человеческого общества, передаются из поколение к поколению и превращаются в «привычки общества» - обычаи и традиции, в оболочке которых нормы могут в неизменности сохраняться веками.

Множество культурных норм подразделяется на 3 основных слоя:

- общекультурные нормы – распространяются на всех членов общества (законы, нормы морали);

- групповые нормы регулируют проведение представителей какой-либо группы людей, составляющей лишь часть общества (нормы поведения в учебном поведении);

- ролевые нормы – предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (покупатель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: