Субъект (лат. «находящейся на основании, выступающий фундаментом») – это
носитель практической деятельности, направленный на объект.
Субъект культуры – это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности – т.е. человек.
Человек приходит в мир наделенным определенными биологическими, физиологическими и психологическими параметрами. Как существо природное, биологическое, человек не обособлен от окружающего мира – живой или неживой природы. Так же, как животные он входит в состав биосферы земли. Но он – не только природное существо, и собственно как человек определяется не биологическими чертами. Собственно человеком он становится в тот момент когда включается в систему человеческих общественных и культурных отношений. Человеку, единственному из всех живых существ, присущи сознательность и творческая активность.
Культура творит человека – только усвоив её с помощью других людей, представитель биологического вида Гомо Сапиенс обретает речь, приобщается к опыту предшествующих поколений.
|
|
Приобщившись к культуре, человек становится её творцом. Для этого он обладает разумом, воображением, фантазией, нравственностью, свободой и стремлением к творчеству.
Понятие идентичности
Идентичность (самоидентичность) (лат. «отождествление») – отождествление себя человеком с другими или группой людей.
Некоторые виды идентичности:
Психосоциальная – осознание своей принадлежности к той или иной общности, своего места в этой общности и в тоже время – своей особенности, уникальности (я – студент).
Национально-этническая – соотнесение себя с определенным историческим прошлым своей нации (я – русский).
Культурная – это самоощущение человека внутри конкретной культуры, отождествление себя с конкретной культурной традицией (русская культура – моя культура).
Возможна утрата человеческой идентичности – моменты ощущения своей
абсолютной чуждости окружающему миру переживал любой человек. Такие ситуации бывают связаны либо с возрастными психологическими кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде, когда индивид не успевает в полной мере воспринять перемены (Крушение СССР).
Инкультурация и социализация
Инкультурация (термин введен в оборот американским исследователем М. Дж. Херсковицем в 1948 г.) – это процесс приобщения человека к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения.
Социализация – процесс включения человека в общественные отношения, усвоение им норм и ценностей, установленных тем или иным обществом.
|
|
Эти 2 понятия тесно связаны. Овладение культурой невозможно вне социальной среды, но и существовать в социальной среде, не усвоив её культуру, тоже невозможно. Если по какой-то причине человек меняет свою социальную и культурную среду – например, эмигрирует в другую страну – ему приходится очень непросто да тех пор, пока не впишется в систему новых социальных отношений и не приобщится к новым культурным ценностям.
Социализация и инкультурация могут осуществляться:
- стихийно – человек живет в определенном обществе и культурной среде и волей-неволей усваивает принятые в них нормы и ценности;
- в ходе целенаправленного воздействия на человека других людей с помощью воспитания и образования (семья, образовательные учреждения);
- человек из огромного массива получаемой им информации самостоятельно выбирает именно то, что он считает ценным для себя: во что верить, каким нормам поведения следовать.
Социализация и инкультурация происходит в 3-х основных сферах:
- в деятельности – человек вовлекается в процессе деятельности усваивает новые поведенческие установки, учится осмысливать характер своих и чужих действий, достигать цели.
- в общении – человек окружен другими людьми, с которыми у него возникает те или иные отношения;
- в сфере самосознания – человек осмысливает свою социальную и культурную принадлежность.
Картина мира человека
Каждый человек формирует свою картину мира – более или менее целостную систему знаний и образов, отражающую представление человека о мире и о своем месте в этом мире, а также его отношение к миру.
Формирование картины мира происходит именно через приобщение к культуре.
Составные части картины мира современного человека:
- компоненты научного знания (астрономические сведения о космосе, основы биологии);
- данные житейского опыта;
- различного рода верования;
- нравственные ценности.
4. Культурные ценности и нормы
Ценность – это зафиксированное в сознании человека его отношение к какому-либо объекту.
Ценностью могут обладать материальные предметы, но она содержится не в самом предмете, а в отношении человека к нему (индейцы не считали золото ценным и охотно обменивали его у испанцев на безделушки), в том значении, которое человек ему придает (ценной для человека может быть старая фотография, с которой у него связаны какие-то воспоминания). Безусловно, ценностями для человека являются духовные понятия (любовь, красота).
Виды ценностей:
Витальные – жизнь, здоровье, безопасность.
Материальные – богатство.
Духовные:
- социальные – семья;
- политические – законность;
- моральные – добро;
- эстетические – красота;
- религиозные – Бог.
У каждого человека существуют ценностные ориентации – представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из них являются для него более значимыми, а какие менее. Например, имеется определенная разница между мужской и женской структурами ценностных ориентаций.
Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называется нормативным, а второго – отклоняющим (девиантным).
Норма – это установление, которое одобряется обществом, мера того, как следует поступать человеку.
Виды норм:
- поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения («неписанные»);
- отражены в каких-либо нормативно-правовых документах (правовые).
Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Главные его механизмы:
|
|
Общественное мнение (неофициальный контроль). Основными средствами контролирующего воздействия являются процедуры убеждения, морально-психологического вознаграждения за одобряемое поведение (похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания за неодобряемое (критика, брань, бойкот).
Административно-правовой контроль. Опирается на закон и властные структуры государства, предполагает использование материальных и «силовых» средств воздействия: принуждение с помощью насилия, должностное продвижение.
Культурные нормы возникают на самых разных этапах истории человеческого общества, передаются из поколение к поколению и превращаются в «привычки общества» - обычаи и традиции, в оболочке которых нормы могут в неизменности сохраняться веками.
Множество культурных норм подразделяется на 3 основных слоя:
- общекультурные нормы – распространяются на всех членов общества (законы, нормы морали);
- групповые нормы регулируют проведение представителей какой-либо группы людей, составляющей лишь часть общества (нормы поведения в учебном поведении);
- ролевые нормы – предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (покупатель).