Культурология как наука

Занятие № 1

Раздел: ОГСЭ. 06. История Отечественной культуры
Тема занятия: Понятие, виды и функции культуры

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Понятие культуры в различные эпохи. Деятельность как основа культуры. Материальная и духовная культуры. Структура и виды духовной культуры

Культурология как наука

Термин «культурология» появился в начале XX в. Немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд предложил назвать культурологией «науку о специфически человеческих способах деятельности».

Что понимают под культурологией сегодня?          

Культурология в широком смысле – совокупность всех наук, которые так или иначе изучают культуру (подобно тому, как естествознанием мы называем всю совокупность знаний о природе).

Под культурологией в узком смысле понимают конкретную науку, занимающуюся историей различных культур, их сравнением и изучением их особенностей. На основе обобщения данных об отдельных культурах эта наука создает систему знаний о сущности культуры в целом.

К наиболее существенным задачам культурологи можно отнести следующие:

- определение места культуры в системе бытия;

- выявление отношений культуры к природе, обществу и человеку;

- исследование функций культуры;

- изучение конкретных культур: памятников, явлений и событий культурной жизни;

- взаимоотношения культуры и цивилизации и т.д.

  Культурология имеет также объект изучения, что и все остальные гуманитарные науки – это человек, общество, народы, государства, человечество в целом.

       Каждая из наук смотрит на объект под определенным углом зрения – он называется предметом. Предмет культурологи – культура как способ жизни человека, общества, народов, государств и человечества в целом.

  Методы той или иной науки – это те приемы, с помощью которых она изучает свой предмет. Культурология пользуется общенаучными методами, которые применяет любая наука: анализом, синтезом, абстрагированием, сравнением, описательно-иллюстративным методом и т.д., приспосабливая их к особенностям имеющегося в её распоряжении материала. Так используя метод сравнения, можно сопоставить две разные культуры и разные культуры или разные периоды развития той или иной культуры.

   В рамках культурологи, как и в любой науки, существуют различные методологии, то есть философии исследования. Наиболее являются следующие методологии, возникающие во второй половине 19-20 в.

В представлении формационной методологии (основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс) история есть смена общественно-экономических формаций, и для каждой фармации характерна своя культура. Культура идет следом за экономикой и политикой, подстраиваясь и обслуживая те или иные общественные и экономические отношения. Так реализуется главный постулат марксизма о примате бытия над сознанием.

Согласно цивилизационной методологии (наиболее значимые фигуры – А. Тойнби и Н.Я. Данилевский) всякая культура (цивилизация) проходит определенные стадии развития: зарождается, развивается, достигает своего кульминационного пика, а затем постепенно угасает, и наконец наступает её смерть. Таким образом, культура проходит те же этапы,что и живой организм.

Сторонники психоаналитической методологии (основоположник – З. Фрейд) полагает, что культура, с одной стороны, сдерживает человеческие инстинкты, делает жизнедеятельность безопасной от разрушительных сил человеческого бессознательного. С другой стороны, культура подавляет в человеке многие творческие задатки, создавая «среднего человека».

Социологическая методология (наиболее крупный представитель – П.А. Сорокин) представляет историю человечества как смену целостных социокультурных сверхобщностей, связанных определенных единством ценностей.

Символическая (семиотическая) методология (центральные фигуры – Э. Кассиер и К. Леви-стросс) – самая молодая, её появление связано с усилением интереса к знаковой стороны культуры.

Междисциплинарные связи и структура культурологии

Культурология возникла на стыке ряда наук, с которыми она сохраняет связь. Каждая из этих наук углубляет представление о культур, дополняя его своими особыми открытиями. Укажем наиболее важные из них:

- философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в её наиболее обобщенном представлении;

- социология выявляет закономерности её функционирования в обществе;

- психология предоставляет возможность глубже понять механизм восприятия человеком ценностей культуры, становления его духовного мира;

- искусствознание раскрывает особенности художественной культуры;

- история позволяет рассмотреть развитие культуры в прошлом.

Таким образом, каждая из названных наук рассматривает какой-то из аспектов культуры, но ни одна из них не изучает культуру в целом как способ жизни человека. Это призвана сделать культурология, которая способствует систематизации знаний о культуре.

Культурологическое знание не является монолитным. В его состав входит 6 взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свой предмет исследования, свои задачи, отличается языком описания и методами. Пять из них носит теоретический характер:

В центре внимания истории культуры находится процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов.

История культурологических учений изучает процесс развития представлений о культуре.

Философия культуры рассматривает наиболее общие культурологические проблемы: что такое культура, каковы её функции, по каким закономерностям она развивается и т.д.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе:

- изучает многообразие субкультур различных социальных слоев, выявляет динамику их развития, основу консолидации или распада;

- рассматривает культурное содержание таких процессов, как демократизация общества, влияние её на состояние умов свободы слова, экономических и политических реформ и т.д.;

- анализирует деятельность различных социальных институтов; учреждений системы образования, культуры, СМИ.

5. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, процесс адаптации человека к окружающей культурной среде и становления духовного мира личности.

6. В области исследований прикладной культурологии входят организация культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, методика проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Этот раздел носит практический характер. Задачи прикладной культурологи заключается в разработке культурной политики; прогнозировании культурных процессов; изучении интересов публики и т.д.

3. Возникновение и развитие культурологической науки

Любая отрасль научного знания проходит длительный и сложный путь развития. Общая концепция и структура науки складываются постепенно, по мере накопления фактического материала и выработки понятийного аппарата.

       1 этап (3 тыс. до н.э. – 17 в.). Культура человечества зародилась в недрах первобытнообщинного строя, знания же о культуре появились гораздо позже – с появлением гораздо позже – с появлением цивилизаций, но научного характера они тогда не носили. Уже в трактатах Древней Греции и Востока и сочинениях средневековых мыслителей можно обнаружить необычайно точные и глубокие суждения. Знание о культуре было в то время неотделимо от философского знания, а в Средние века – и от теологического.

       2 этап (17-19 вв.). Знания о культуре приобрели научный характер в рамках философии Просвещения в 17-18 вв., но пока они накапливались в рамках других наук. Итальянский историк Дж. Вико (1668-1744) заложил основы теоретического исследования культуры как целостного общественного явления и попытался определить закономерности её развития. Формирование новой науки происходило в течение нескольких десятилетий. Философы и ученые специальностей в 18-19 вв. (просветители, И. Кант, Г.Ф. В. Гегель, К. Маркс и др.) уделяли много внимания вопросам духовной жизни, искусства, религия, их влиянии на жизнь людей, но говорить о культурологи как о сложившейся науке мы можем говорить лишь к началу 20 в.

3 этап (20-21 вв.). Культурология стала самостоятельной наукой, при этом многие исследователи, внесшие значительный вклад в культурологию и в других науках (так, П.А. Сорокин известен прежде всего как социолог).

На формирование молодой науки оказывали значительное влияние различные философские и научные концепции 19-начала 20 в.:

Эволюционизм (вторая половина 19 в.) охватывает исследования в биологии, этнографии, антропологии, истории культуры. Центральное понятие этого направления – эволюция, то есть плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению уровня организации в социальных или системах. Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказались весьма привлекательными, поскольку дали возможность восстановить «связь времен», показать зависимость современности от прошлого.

 В рамках экзистенциализм («философии жизни») сложившегося в последней трети 19 в. в Германии, была выдвинута идея о том, что при построении картины мироздания следует отдать приоритет художественному видению перед научным, поскольку оно лучше способно запечатлеть изменчивость мира, движение самой жизни.

В конце 19 – начале 20 в. возникла теория исторической типологии культур (эволюционировавшая в цивилизационный подход), утверждавшая, что существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих и неповторимых культур. Близкие по основным чертам локальные цивилизации объединяются в культурно-исторические типы (по общности природно-климатических условий, вероисповедания и т.д.).

В рамках культурологи, как и в любой другой науки, сложились отдельные школы и концепции. В каждой философской системе или школе имеются особые трактовки культуры. Исследователи религиозных представлений утверждают, что всякая культура основывается на определенной религиозной или вероисповедной основе, поэтому они выделяют исламскую, буддийскую и т.д. культуры. Мыслители с идеалистическими взглядами ищут в основе всякой культуры духовный принцип, выражающий её смысл. Исследователи с материалистическими установками склонны сводить сущность культуры и причины её возникновения к реальным природным и материальным основам жизни людей. Наконец, имеется широкий спектр утилитаристко-прагматических теорий культуры, согласно которым она – не более чем особая форма приспособления человека к реальности и способ удовлетворения его потребностей. В последние десятилетия активно обсуждается понимание культуры как системы знаков и языков (семиотический подход).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: