Военные конструкторы, прославившие Россию

 

Вооружение и военная техника известны с древнейших времен. За время существования человечества разработаны сотни тысяч образцов оружия - от каменного топора до межконтинентальной ракеты. Огромная роль в создании оружия принадлежит отечественным конструкторам.

Одним из первых оружейников, имя которого дошло до наших дней, являлся Андрей Чохов (дата рождения неизвестна, умер в 1629 г.). Он был мастером по изготовлению пушек и колоколов. Им было создано большое количество тяжелых бронзовых гладкоствольных артиллерийских орудий. Обычно каждому орудию Чохов давал название, например, «Лисица» (1575 г.), «Волк» (1576 г.), «Царь-пушка» (1586 г.), «Лев» (1590 г.), «Царь Ахиллес» (1617 г.) и др.

Большой вклад в совершенствование артиллерии и пиротехники внес Михаил Васильевич Данилов (1722 - 1790). Он сам окончил Петербургскую артиллерийскую школу, в которой затем преподавал артиллерию, участвовал в устройстве фейерверков и иллюминаций на придворных празднествах, с 1756 г.

конструировал артиллерийские орудия. Им было изобретено 3-х фунтовое орудие с двумя стволами, названными «близнятами». В 1757 - 1759 гг. Данилов совместно с другими изобретателями разработал несколько образцов гаубиц, известных под названием единороги, превосходивших по своим тактико-техническим данным все типы орудий того времени. Он подготовил и издал первый русский курс артиллерии, а также руководство по приготовлению фейерверков и иллюминаций, в котором дал краткие сведения по истории пиротехники в России.

Выдающимся изобретателем артиллерийского вооружения являлся Владимир Степанович Барановский (1846 - 1879). Он с юности приобщился к изобретательской деятельности, стал мастером, затем инженером на петербургских механических заводах, где занимался изобретением и конструированием различных видов артиллерийского вооружения. В 1872 г. Барановский переделал 10-ствольную картечницу американского конструктора Р. Д. Гатлинга в 6-ствольную пушку, увеличив ее скорострельность с 300 до 600 выстрелов в минуту; предложил конструкцию казназарядной винтовки и др. Он является изобретателем первых отечественных систем скорострельной артиллерии. В 1872 -1875 гг. им были созданы скорострельные пушки калибра 1,5, 2 и 2,5 дюйма, из которых последняя с унитарным патроном была одобрена морским и сухопутным ведомствами. Аналогичные пушки в других странах появились лишь в конце XIX века. В артиллерийских орудиях конструкции Барановского впервые нашли применение почти все составные части современного орудия: безоткатный лафет с пружин
но-гидравлическими противооткатными устройствами; поршневой затвор с самовзводящимися при откате пружинным ударником и предохранителем; унитарный патрон; подъемный и поворотный механизмы; оптический (телескопический) прицел и др. Для сборки унитарного патрона им же был создан станок, применявшийся затем многие десятилетия.

Выдающимся конструктором стрелкового оружия является Сергей Иванович Мосин (1849 -1902). Он окончил Михайловское артиллерийское училище, затем Михайловскую артиллеристскую академию, был направлен на Тульский оружейный завод, где в течение многих лет работал начальником инструментальной мастерской. С 1894 г. и до конца жизни Мосин являлся начальником Сестрорецкого оружейного завода.

В 1890 г. им создана 7,62-мм магазинная пятизарядная винтовка, которая в 1891 г. была принята на вооружение русской армии с наименованием «трехлинейная винтовка образца 1891 года». Она предназначалась для вооружения пехоты и имела ряд преимуществ перед иностранными образцами. Вскоре после принятия винтовки на вооружение были разработаны ее модификации, предназначенные для драгун и казаков, что вызывалось особенностями кавалерийской службы. Простота в обращении, безотказность в действии, высокие баллистические характеристики винтовки обеспечили ей завидную долговечность. Около 60 лет она находилась на вооружении и применялась в русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах, а в последующем, с небольшими усовершенствованиями, и в Великую Отечественную войну. Только в послевоенное время в результате появления самозарядных карабинов и автоматов трехлинейка окончательно уступила им свое место.

Совершенствование вооружения привело к созданию принципиально нового вида военной техники - танка. Отечественное танкостроение обязано труду и таланту блистательных конструкторов Н.Л. Духова, Ж.Я. Котина, М.И. Кошкина, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозова и др.

Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940) был активным участником Гражданской войны. С 1934 г. работал конструктором и заместителем начальника конструкторского бюро на Ленинградском опытном машиностроительном заводе имени СМ. Кирова. С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость. Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны.

Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. - на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественной войны, более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны. Мало кто знал его имя тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В.

Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). В 1946 г. он разработал образец стрелкового оружия, на основе которого был создан автомат, принятый на вооружение в Советской армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 г.» (АК). Калашникову принадлежит также конструкция 7,62-мм единого пулемета (ПК) под винтовочный патрон (1961 г.). В дальнейшем коллектив конструкторов под руководством Калашникова создал на базе АК и ПК ряд модификаций образцов автоматического стрелкового оружия. На вооружение были приняты 7,62-мм модернизованный автомат (АКМ), 7,62-мм ручной пулемет (РПК) и их разновидности. В 1974 г. созданы автоматы АК-74 и АКС-74, ручные пулеметы РПК-74 и РПКС-74 под 5, 45-мм патрон. Впервые в мировой практике появилась серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики. Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, вы
сокой надежностью и эффективностью.

Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении. O.K. Антонов, А.А. Архангельский, РЛ. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, Д.П. Григорович, М.И. Гуревич, СВ. Ильюшин, Н.И. Камов, С.А Лавочкин, А.И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, И.И. Сикорский, П.С. Сухой, А.А. Туполев, А.С. Яковлев и др. создали модели самолетов и вертолетов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.

К этой замечательной плеяде относится и советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972). Вместе с Н.Е. Жуковским он принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством спроектированы и построены более 100 различных типов самолетов, 70 из которых внедрены в серийное производство. На самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе для спасения экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4 (1934), беспосадочные перелеты из СССР в США через Северный полюс экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25 (1937), на Северный полюс на АНТ-6 (1937) для высадки научной экспедиции и другие важные задания.

Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева крупнейшего в мире пассажирского самолета АНТ-20 «Максим Горький» (1934), а также средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Туполева создан целый ряд самолетов для Советской армии и ВМФ, гражданской авиации, в числе которых первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12 (1947), Ту-16; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954); первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957) и последовавшие за ним Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также ряд сверхзвуковых самолетов, в том числе пассажирский Ту-144.

Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов. Он разработал основы аэродинамического расчета самолета, теорию расчета на прочность и другие. Туполев воспитал множество авиационных конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные КБ: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.А. Архангельского и других. За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники Президиум АН СССР учредил золотую медаль имени А.Н. Туполева.

Этапное событие в истории авиации произошло 13 мая 1913 г. под Петербургом. Игорь Иванович Сикорский (1880 - 1992) поднял в воздух невиданный ранее самолет собственной конструкции. Его вес вчетверо превышал вес самого крупного к тому времени аэроплана. По грузоподъемности новая машина могла сравниться разве что с наиболее крупными дирижаблями того времени. Этим поистине революционным самолетом стал «Русский витязь».

За границей долго не могли поверить, что русскому авиаконструктору удалось то, что на Западе считалось невозможным. В 1912 -1914 гг. под руководством Сикорского были созданы также самолеты «Гранд» и «Илья Муромец», отличавшиеся большой дальностью полета и положившие начало многомоторной авиации.

Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 - 1975). С 1925 г. он работал инженером-конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14. Был конструктором и начальником конструкторской бригады при разработке самолета РД (АНТ-25), работал главным конструктором самолета «Родина» (АНТ-37). С 1939 г. главный конструктор опытного конструкторского бюро, а с 1955 г. генеральный конструктор ОКБ. Под его руководством было создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В 1942 - 1943 гг. он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-10, Су-15 и др., а в 1955 - 1956 гг. - сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугол
ьным крылом (Су-76 и др.). На самолетах конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 г. и 1962 г.) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 г. и 1962 г.).

Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916 - 1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа «Горностай» (1954 - 1958 гг.), первых в советском Военно-Морском Флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой (1962 - 1967 гг.), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров «Киров» (1968 - 1982 гг.) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.

Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалев (1919). С 1955 г. он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро «Рубин». Ковалев - автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром «Янки», «Дельта» и «Тайфун». Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.). В предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Под его руководством в 1941 -1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31-12 и др., начиная с 1947 г. - стартовые комплексы для баллистических ракет ср
едней и малой дальности, ракеты «Протон» и универсальной космической системы «Энергия» - «Буран» (1987 - 1988 гг.).

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: