Выдающиеся военные ученые России

Российская земля всегда была богата выдающимися личностями, внесшими достойный вклад в отечественную науку, в частности, в развитие военного искусства. Так, в XVIII веке талантлив вые полководцы и флотоводцы Петр I, П.С. Салтыков, ПЛ. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков сказали свое слово не только в практике военного и военно-морского строительства, но и в развитии военного искусства, теории обучения и воспитания войск.

Подлинным преобразователем военного дела был Петр I (1672 -1725). Он разработал решительную наступательную стратегию, направленную на разгром живой силы противника, выступал против кордонной системы ведения войны (равномерного распределения сил по фронту) и стремился сосредоточивать силы на решающем направлении. Бой, сражение, а не бесплодное маневрирование на коммуникациях, не длительная осада на измор, а Штурм крепостей царь считал наиболее эффективными способами достижения победы. Являясь автором и редактором воинских уставов (Устав воинский 1716 г., Морской устав 1720 г.), военно-теоретических и исторических трудов, Петр I разработал одну из первых отечественных военных концепций подготовки государства к войне, организации, обучения и воспитания русских войск, ведения ими военных действий.

Важное место в развитии отечественной военной науки занимает оригинальная система взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск Александра Васильевича Суворова (1730 - 1800).

Выдающийся российский полководец начал службу капралом в 1748 г., участвовал в Семилетней войне. Во время русско-турецких войн (1768 - 1774 гг. и 1787- 1791 гг.) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокша-нах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790), провел Итальянский и Швейцарский походы (1799).

В своих военно-теоретических работах «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» Суворов выдвигал в качестве одного из основных требований стратегии выбор направления главного удара на театре военных действий, при этом требовал одновременно добиваться планомерной увязки действий всех армий на различных направлениях, а также взаимодействия с ними флота. Признавая наступление в качестве основного способа ведения вооруженной борьбы, Суворов не отрицал и оборону. Она, по его мнению, была связана с недостатком сил для наступления. Тем не менее Суворов был убежденным противником пассивной обороны, методы которой ограничивались удержанием местности. Он видел в обороне хотя и слабую, но активную форму борьбы, преследующую решительные цели, поскольку первая всегда ведется в интересах наступления. Суворов принципиально по-новому поставил вопрос о сочетании действия холодным оружием с огневым воздействием на противника. По его мнению, при решительном сближении с противником более эффективен штыковой удар. Он говорил: «Пуля дура, штык молодец». Суворов подчеркивал важнейшее значение морального фактора в бою. Он разработал замечательную систему обучения и воспитания солдат, основанную не на муштре и автоматическом выполнении команд, а на сознательном исполнении воинского долга. Суворов обучал войска тому, что им необходимо в бою, воспитывал у воинов чувство патриотизма, военной гордости, уверенности в своих силах, умению проявлять взаимную выручку, храбрость и инициативу. Значительное влияние на развитие военной науки оказал адмирал Федор Федорович Ушаков (1745 - 1817). Он был одним из создателей Черноморского флота, а с 1790 г. являлся его командующим. Ушаков одержал ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском? сражении, у острова Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791), успешно провел Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции 1798- 1800 гг.

Федор Федорович уделял большое внимание совершенствованию военно-морского искусства, являлся творцом маневренной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание огня и маневра. Тактика Ушакова отличалась от принятой в то время линейной тактики решительностью боевых действий, применением единых походно-боевых порядков, сближением с противником на короткую дистанцию без перестроения походного строя в боевой, сосредоточением огня на решающем объекте и выводе из строя в первую очередь флагманских кораблей противника, созданием в бою резерва для развития успеха на главных направлениях, ведением боя на дистанции картечного выстрела в целях достижения наибольшей эффективности ударов, сочетанием прицельного артиллерийского огня и маневра, преследованием противника для завершения полного его разгрома или взятия в плен.

Ушаков придавал большое значение морской и огневой выучке личного состава. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и бессмысленных увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне. Лучшей школой для моряков считал плавание в условиях, приближенных к боевой деятельности. Воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки в бою.

В развитие российской военно-теоретической мысли в XIX веке заметный вклад внесли А.И. Астафьев, Г.И. Бутаков, М.И. Драгомиров, ТА. Леер, СО. Макаров, Д.А. Милютин, П.С. Нахимов. Они отбрасывали отжившие военно-теоретические взгляды и выдвигали новые концепции, создавали труды, отражавшие многие новые явления в военном деле.

Заметный след в военной науке оставил Николай Петрович Михневич (1849 - 1927). Его перу принадлежат свыше 30 трудов по стратегии, тактике и военной истории.

Главный труд Михневича «Стратегия» выдержал 3 издания. В нем он предвосхитил характер будущих войн: коалиционных, ведущихся на огромных пространствах и с максимальным напряжением сил в течение продолжительного времени. Михневич одним их первых поставил вопрос о планировании экономической подготовки страны к войне, об усилении роли штабов в управлении войсками, о создании новых органов управления группами армий, фронтами. Он внес важный вклад в разработку проблем начального периода войны, мобилизации и стратегического развертывания миллионных армий, подготовки театров военных действий.

Октябрьская революция, а затем и Гражданская война в России дали мощный толчок становлению и развитию советской военно-теоретической мысли. В 20 -30-е годы на основе накопленного- боевого опыта, в том числе уроков Первой мировой войны, учета современного уровня развития армий вероятных противников в СССР развернулись активные военно-научные изыскания, направленные на формирование эффективных способов вооруженной защиты Советского Союза, определение направлений его военной политики, которые отражали характер вставших перед страной задач.

Развитие советской военно-теоретической мысли - это результат коллективного творчества. Непосредственное участие в этой работе принимали многие политические и военные деятели, выдвинувшиеся в годы Гражданской войны, в том числе и представители российского офицерства, перешедшие на сторону советской власти.

Большой вклад в развитие военного искусства внесли М.В. Фрунзе, И.И. Вацетис, А.С. Бубнов, А.И. Егоров, С.С Каменев, П.П. Лебедев, А.И. Седякин, В.К. Триандафиллов, М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, Б.М. Шапошников, Р.П. Эйдеман и другие военачальники. Огромное влияние на совершенствование науки побеждать оказали труды видных военных ученых Н.Е. Варфоломеева, В.Д. Грендаля, A.M. Зайончковского, Г.И. Иссерсона, Д.М. Карбышева, А.А. Свечина и многих других.

М.В. Фрунзе много сделал для разработки теоретических основ советской военной доктрины, общих основ военного искусства, стратегии и тактики, строительства Вооруженных Сил, воинского обучения и воспитания. М.Н. Тухачевский исследовал пути развития теории стратегии и основные направления развития военной техники. А.И. Егоров и С.С. Каменев обобщили опыт Гражданской войны и сформулировали ряд рекомендаций по военному строительству. А.А. Свечин дал глубокий анализ развития стратегии и тактики с древнейших времен до 30-х годов XX века.

Советский военный деятель и теоретик Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников (1882 - 1945) начал военную службу в 1901 г., в 1903 г. окончил Московское военное училище, а в 1910 г. - Академию Генерального штаба. Служил в Туркестанском и Варшавском военных округах на командных и штабных должностях. Участвовал в Первой мировой войне, с октября 1917 г. командовал полком,получил звание полковника. В Красной армии с 1918 г. В Гражданскую войну проходил службу в Высшем военном совете и Полевом штабе РВСР. В 1928 -1931 гг. был начальником Штаба РККА, в 1932 - 1935 гг. - начальником Военной академии имени М.В. Фрунзе. В 1937 - 1940 гг. и в июле 1941 - мае 1942 гг. - начальник Генштаба, одновременно в 1937 -1943 гг. - заместитель наркома обороны СССР. В 1943 - 1945 гг.

-начальник Военной академии Генштаба. В 1940 г. стал Маршалом Советского Союза.

Имея большую практику штабной работы и командования войсками, внес значительный вклад в теорию и практику строительства Вооруженных Сил СССР, их укрепление и совершенствование, подготовку военных кадров. Он много и успешно работал над развитием советской военной науки, обобщением боевого опыта Гражданской войны. Участвовал в комиссии по разработке уставов, отражавших основные положения советской военной доктрины. В фундаментальном труде «Мозг армии» Б. Шапошников сформулировал основные положения о характере будущей войны, глубоко раскрыл особенности руководства современной войной и дал развернутое представление о роли, функциях и структуре Генерального штаба как органа Верховного Главнокомандования по управлению Вооруженными Силами. Деятельность Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны подтвердила правильность основных идей и положений этого труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: