Образы человека в истории философской мысли

 

Проблема человека в философии является самой важной. Это так потому, что сама философия является человеческим творением. Вполне естественно, поэтому все явления, связанные с существованием человека, оказываются в поле зрения философии. Прежде чем перейти собственно к проблемам человека и его существования, обратимся к истории взглядов на человека и его место в мире, которые выражались философами различных эпох.

В античности преобладало представление о мире как о театральной сцене. Люди – это актёры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Они приходят с неба. Их приход представляет собой эманацию космоса. И уходят они туда же, растворяясь в космическом эфире. А на земле сам космос сочиняет драмы и комедии, которые исполняют люди.

Античный образ человека космоцентричен. Это образ человека, который всё ещё сохраняет привычки первобытного человека, потому что живёт вещами и существует лишь в космосе физических тел. Основа всего существующего видится в чём-то вещественном. Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда эллины не только вырабатывают идеи, но и создают сложные теории их происхождения к сущности, они не идут в их понимании дальше уподобления внешним вещам. Они открывают «душу», но понимают под ней нечто скрытое внутри вещи и приводящее её в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное и растение.

Но уже в античности люди стали чувствовать, что эта система слишком далека от личности и в этом смысле слишком пустынна. Это дало возможность, потом на развалинах античности появиться новой культуре, основанной на личности, взятой с абсолютной позиции.

В период средневековья, в христианской религии личность была осознана как целостное самостоятельное образование. Её мировоззрение было направлено на замкнутую духовную жизнь, совершенствование души, воспитание чувства покорности и любви к богу. Бог – это высшая инстанция, олицетворявшая собой космос, но в персонифицированном принципе.

Средневековый образ человека теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в бога, в потусторонний мир. Человеческий мир и сам человек рассматриваются не такими, какими они есть в действительности, а лишь как момент движения человека к богу. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи ущемления тела. Огромное значение придаётся божьему промыслу, проявлению «божественной воли» во всех событиях в мире. Человек не может самостоятельно добыть знание. Истина открывается ему только в откровении бога. А человек не может преодолеть свою греховную природу без божьей благодати.

Возрождение ставит человеческую личность в центр мира, и даже более того, проповедует титанизм. Это значит, что человек является распорядителем своей собственной судьбы, он наделён свободой выбора. Но при этом личность возводится в абсолют. Личности, обладающие выдающимися способностями, могут решать судьбы мира.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни, и человек отрывается от него. Он теперь верит только в себя. На место бога он ставит «человекобога». Главной сферой человеческой деятельности становится познание, а главным методом познания – рефлексия. Миром управляют разумные законы. Каким-то образом они соответствуют законам человеческого разума. Любой, самый утопический социальный проект, который можно построить в человеческой голове, имеет шанс быть воплощенным в действительности. Способом реализации социальных проектов является воспитание и просвещение. Внедрение в сознание людей идей переустройства общества на разумных началах – это и есть их реализация в жизнь. Отношения человека с природой представляют собой отношения господства и подчинения.

В настоящее время господствует убеждение в том, что человек представляет собой целостную систему нераздельного единства тела и духа. Он так же является моментом движения общественной системы, а общество представляет собой момент движения человека. То, что возникает из глубокого единства человека с природой в ходе исторического развития, оказывается тем, что выделяет и глубоко отличает человека от его природных предков. Таким образом, человек в качестве субъекта есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в определённых, заранее данных, наработанных историей и природой объективных обстоятельствах и условиях.

 

 

Сущность человека.

 

Социально-нравственное единство первобытно-родовой общины было той формой коллективности, внутри которой впервые стала возможной и получила достаточный простор для развития производственно-хозяйственная деятельность людей. В общине совместный процесс труда оказывался непосредственно обозримым. Предмет, средства труда и способы, какими соединялись индивидуальные усилия, находились в поле зрения каждого члена коллектива. Это приводило к осмысленной дисциплине, рабской покорности и преданности своей общине.

С утверждением общинно-родового устройства, труд выступает, как прямой созидатель специфически человеческих качеств. Начинается история человеческого рода. В процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение. Росло многообразие отношений к окружающей природе и друг к другу.

Выразительным свидетельством этого многопланового развития явилась «неолитическая революция» – переход от собирательства и охоты к производительному жизнеобеспечению. В течение нескольких тысячелетий люди: овладели огнем, приручили животных, изобрели колесо, освоили строительную технику и перешли от кочевого образа жизни к оседлому. Сложились крупные племенные объединения; начались обширные переселения. Первобытно-родовая община во многих районах земного шара сменилась земледельческой общиной, построенной по территориальному признаку. Появились первые государства, с возникновением которых начинается история древних цивилизаций.

Одним из важнейших факторов становления человека и общества было развитие языка, который представлял собой всю систему культуры. Посредством культуры устанавливаются межчеловеческие связи. Она играет решающую роль в определении человеческих поступков и является исходным отличительным признаком человеческого общества.

Есть доказательства, что производство простейших орудий труда началось гораздо раньше, чем появились речь и человеческое мышление. Таким образом, изготовление орудий труда ещё не привело к образованию общества и человека как общественного существа. И только с помощью языка материальные условия существования подразделяются на различные категории. Оформляется предметно-практическая деятельность.

В становлении общественных отношений существенную роль играло коллективно регулируемое произведение потомства. В животном стаде потомство воспроизводится, прежде всего, близко родственными связями. В человеческой общине исключаются близкородственные брачные контакты для установления внутриобщинного мира. Для того чтобы предотвратить вооружённую брачную конкуренцию внутри общины, надо было наложить запрет на все брачные связи в общине. И с этого момента и навсегда люди обрекли себя на то, чтобы родниться с другими общинами, преодолевая их чуждость, познавая их культуру, учась взаимопониманию, терпимости и доверию.

С момента «неолитической революции» человек обладает уже всеми основными характеристиками как общественно-историческое существо.

1. Человек изначально деятелен, все его специфические свойства формируются в ходе развития предметной деятельности, исторически.

2. Человек, отделённый от других людей, от человеческих орудий, знаний и навыков, оказывается беззащитным перед силами природы.

3. Особое значение, которое люди получают внутри общества, определяется их местом в сложной и многообразной системе отношений, складывающихся по поводу производства. Все особые роли и достоинства, отличающие одного человека от других, в сущности, являются общественными отношениями.

4. Родовое, общественное бытие людей первично относительно бытия отдельного человека.

Все характеристики человека применимы к любым культурно-историческим разновидностям человеческого общества, начиная с эпохи «неолитической революции». Ещё в первобытном обществе закладывается повсеместный, общепланетарный фундамент человечности. Он древнее и основательнее всех социальных и культурных различий и заключается в том, что люди:

- умеют изготавливать орудия при помощи орудий и использовать их как средство производства материальных благ;

- знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

- обладают потребностями и умственными навыками, развившимися исторически;

- не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

- признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства являются общественно значимыми и зависят от определённого типа общественных отношений;

- их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Итак, сущность человека состоит в совокупности общественных отношений, он существо социальное. Но вместе с тем человек – часть природы. Люди принадлежат к высшим млекопитающим и образуют особый вид Homo sapiens. Следовательно, человек является и биологическим существом. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определённой совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах. На это могут влиять и социальные процессы. Например, биологическая продолжительность жизни человека в среднем может достигать 80 – 90 лет. Но в древности средняя продолжительность жизни составляла 20 – 22 года, в XVIII веке – 30 лет, в начале XX века в Западной Европе – 56 лет, а в начале XXI века достигла 77 лет. Вид Homo sapiens имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются понятием «раса». Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических и физиологических признаков.

Каждый из когда-либо живших или живущих человеческих индивидов является уникальным, единственным. Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Признание бесконечного многообразия человеческого рода, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, является одним из основополагающих принципов гуманизма.

Включённость человека сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает проблемы, касающиеся существования людей и связанные с объяснением самой природы человека. Одна из проблем заключается в том, какое из начал – биологическое или социальное является определяющим в формировании способностей, чувств, поведения человека, и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Не менее важным является вопрос: какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? Признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни, всё же группируют людей по различным признакам, из которых одни определяются биологически, другие – социально, а некоторые – совокупным воздействием биологического и социального. Например, передаются по наследству анатомические и физиологические особенности. Генетически задан первоначальный уровень развития некоторых клеток головного мозга. Этим объясняются некоторые задатки и предрасположенности. Но степень реализации биологических предрасположенностей в значительной степени зависит от особенностей социального окружения. В зависимости от социальных условий, генетически предрасположенные задатки могут быть, как подавлены, так и развиты. Поэтому роль социальной среды огромна, а во многих случаях может быть решающей.

В конечном итоге, можно сделать вывод о том, что именно социальный признак определяет сущность человека. В обществе людей каждый становится человеком в том случае, если приобщается к общественным ценностям. И чем в большей степени он проникается важностью этих ценностей, тем в большей степени он человек. А чем большая доля в поведении обусловлена животными инстинктами, тем ближе он к животному миру.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: