Методические рекомендации к обсуждению материалов семинара

 

Для анализа локальных цивилизаций следует, прежде всего, попытаться соотнести различные факторы, влияющие на ход истории, с конкретным историческим материалом. Цивилизации древности возникали в устьях великих рек. Расцвет многих государств был связан с освоением богатых природных ресурсов. Темпы развития многих стран обусловлены, в том числе их отгороженностью от внешнего мира, более того, существуют этнические и культурные различия в характере производства, его особенностях, и даже темпах. Эти моменты должны быть подвергнуты анализу при учёте особенностей этногенеза каждого конкретного этноса.

Важно уделить внимание противоречию природной и культурной организации человека и его сообществ. При любых формах социальности человек остаётся частью природы и космоса, специфическим проявлением жизни. Это обстоятельство необходимо чётко осознавать при всех способах объяснения общественных явлений, особенно в настоящее время. Все проекты устройства и переустройства жизни миллионов людей должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни всей биосферы и возможностей существования и развития каждого человеческого существа. Отсюда вытекает необходимость осознания важности глобальных проблем человечества. Только в этой связи нужно рассматривать комплекс экономических, социально-политических, национальных, религиозных и других проблем человечества.

Участникам семинарского занятия следует помнить об этических правилах ведения дискуссии. При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках истории, обществознания и экологии. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии.

В конце занятия целесообразно заслушивание сообщений по рефератам:

1. Азиатский способ производства в истории народов Востока.

2. Этногенез народов Европы.

3. Место русской цивилизации во всемирной истории.

4. Современная постиндустриальная цивилизация.

Время каждого сообщения не должно превышать 7 минут.

Проблемное задание желательно выполнить заранее, до начала семинарского занятия.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Каковы характеристики общества, предшествовавшего первым цивилизациям?

2. Какой была организация родового общества?

3. Почему происходит разложение родового строя?

4. К чему приводи возникновение территориальной общины?

5. Какова сущность азиатского способа производства?

6. Где возникают первые цивилизации?

7. Каковы особенности этногенезов народов древних цивилизаций Востока?

8. Каково значение древних цивилизаций Востока в истории человечества?

9. Как происходило развитие эллинской цивилизации?

10. Какими характерными чертами отличались латинская цивилизация?

11. Каково значение античной цивилизации в истории?

12. Каковы особенности средневековых цивилизаций восточных стран?

13. Каковы черты византийской цивилизации?

14. Как в средние века происходило развитие арабского этноса?

15. Как происходило становление европейской цивилизации?

16. Какие процессы происходили в славянском мире и в Великой степи в то время?

17. Чем характеризуется акматическая фаза этногенеза в Западной Европе?

18. Какие фазы этногенеза российского этноса приходятся на эпоху Средневековья?

19. С чем был связан переход к феодальным производственным отношениям в средние века?

20. Каково содержание феодальных производственных отношений?

21. Чем характеризуется европейская цивилизация в Новое время?

22. Что характерно для развития американской цивилизации в то время?

23. Каковы причины возникновения капиталистических производственных отношений?

24. Каково содержание капиталистических производственных отношений?

25. Какими чертами отличались восточные цивилизации в эпоху Нового времени?

26. Что происходило в это время в России?

27. Каковы основные черты социализма как социально-экономического строя?

28. Как вы можете оценить социалистические производственные отношения в СССР?

29. Как происходил переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации на Западе?

30. Где в настоящее время происходит этнический подъём?

31. Что для него характерно?

 

 

Проблемное задание.

 

Составьте синхронистическую таблицу, указав фазы этногенеза для отдельных районов, занимающих различные регионы мира во временном измерении, указывая хронологические периоды после указанного XVIII века до н. э. начиная с XI века до н. э. по каждому веку.

 

Дата Китай Великая степь Индия Ближний Восток Европа Россия США
XVIII век до н. э.              
XI век до н. э.              
Х век до н. э.              

 

 

Тема 10.

Будущее человечества.

 

Цель занятия: На основе обобщения знаний по всему курсу философии и особенно глобальных проблем человечества, сделать научный прогноз ближайшего будущего стран мирового сообщества, уделив особенное внимание России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: